ОАО "Содружество" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с требованием признать незаконным отказ Управления Федеральной регистрационной службы по Ставропольскому краю (далее - регистрационная служба) в государственной регистрации права собственности на административное нежилое здание, площадью 10871,2 кв. м с кадастровым номером 26:12:000000:0000:10522/192:1000/А, расположенное по адресу: г. Ставрополь, ул. Ленина, 251, и обязать ответчика произвести за обществом государственную регистрацию права собственности на указанное здание.
К участию в деле в качестве третьего лица без самостоятельных требований привлечен Комитет по управлению муниципальным имуществом г. Ставрополя (далее - комитет).
Решением от 22.02.07, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 10.04.07, заявленные требования удовлетворены. Судебные инстанции пришли к выводу об отсутствии оснований для отказа в регистрации здания как самостоятельного объекта права и несоответствии закону указания регистрационной службы на необходимость обращения в федеральный регистрационный орган за регистрацией предприятия в целом как имущественного комплекса.
В кассационной жалобе регистрационная служба просит отменить судебные акты, полагая, что при преобразовании МУП "Содружество" в акционерное общество имела место приватизация имущественного комплекса, в связи с чем регистрация прав на него как на предприятие должна осуществляться в центральном аппарате Росрегистрации и оснований для регистрации прав на отдельные объекты недвижимости в состав комплекса не имеется.
В отзывах на кассационную жалобу общество и комитет просят оставить судебные акты без изменения, указывая, что условия приватизации муниципального предприятия не предусматривали создание и необходимость регистрации в государственном реестре предприятия как нового объекта гражданских прав. Понятия "имущественный комплекс" и "предприятие" не являются тождественными.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы, изложенные в отзыве.
Изучив материалы дела и выслушав представителя истца, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, решением Ставропольской городской Думы от 29.12.05 N 202 утвержден прогнозный план (программа) приватизации объектов муниципальной собственности г. Ставрополя на 2006 г.
Во исполнение указанного плана глава г. Ставрополя принял постановление от 20.12.06 N 4192 "Об условиях приватизации имущества МУП г. Ставрополя "Содружество"", в соответствии с которым осуществлена приватизация находящегося в хозяйственном ведении муниципального предприятия имущества путем преобразования предприятия в акционерное общество. В передаточный акт вошло административное нежилое здание литера А площадью 10871,2 кв. м с кадастровым номером 26:12:000000:0000:10522/192:1000/А, расположенное по адресу: г. Ставрополь, ул. Ленина, 251. В Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись от 27.12.06 о государственной регистрации общества.
Общество обратилось в регистрационную службу с заявлением от 27.12.06 о регистрации права собственности на указанный объект недвижимости, однако получило уведомление об отказе в государственной регистрации права со ссылкой на пункт 1 статьи 20 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". В сообщении от 31.01.07 об отказе в регистрации права регистрационная служба сослалась на то, что приватизационные документы, в том числе передаточный акт, содержат все характеристики имущественного комплекса - предприятия как единого объекта гражданских прав, предусмотренного статьей 132 Гражданского кодекса Российской Федерации. Государственная регистрация прав на предприятия и регистрация сделок с ними осуществляется федеральным органом в области государственной регистрации.
Считая отказ в государственной регистрации незаконным, общество обратилось в суд с настоящим иском.
Рассмотрев спор, судебные инстанции правомерно указали, что условия приватизации имущества МУП "Содружество", изложенные в постановлении главы г. Ставрополя, не предусматривают создание нового объекта прав - предприятия как имущественного комплекса.
В соответствии с пунктом 1 статьи 17 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" одним из оснований для государственной регистрации прав на недвижимое имущество являются акты органов местного самоуправления, изданные в рамках их компетенции и в порядке, установленном законодательством.
Акт передачи обществу приватизируемого имущества, являющийся приложением к постановлению главы г. Ставрополя от 20.12.06 N 4192 "Об условиях приватизации имущества МУП г. Ставрополя "Содружество", содержит сведения, индивидуализирующие спорное здание, и в совокупности с другими приватизационными документами подтверждает право общества на здание как самостоятельный объект. До приватизации здание было зарегистрировано как самостоятельный объект муниципальной собственности (свидетельство о государственной регистрации 26 ABN 138554).
Согласно статье 9 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, являются федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области государственной регистрации, и его территориальные органы, действующие в соответствующих регистрационных округах. Государственная регистрация прав на предприятия как имущественные комплексы, объекты недвижимого имущества, расположенные на территории более одного регистрационного округа, и сделок с ними осуществляется федеральным органом в области государственной регистрации. Государственная регистрация прав на иные объекты недвижимого имущества осуществляется по месту нахождения данных объектов в пределах соответствующего регистрационного округа органом по государственной регистрации.
В соответствии со статьей 22 названного Закона права на земельные участки и иные объекты недвижимого имущества, входящие в состав предприятия как имущественного комплекса, их ограничения (обременения), сделки с данными объектами недвижимого имущества подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре прав по месту нахождения данных объектов в порядке, установленном настоящим Федеральным законом. В случае необходимости совершения сделки в отношении предприятия как имущественного комплекса государственная регистрация перехода права на предприятие в целом и сделки с ним проводится федеральным органом в области государственной регистрации. Зарегистрированные переход права на предприятие, ограничение (обременение) права на предприятие являются основанием для внесения записей о переходе права, об ограничении (обременении) права на каждый объект недвижимого имущества, входящий в состав предприятия как имущественного комплекса, в Единый государственный реестр прав по месту нахождения объекта недвижимого имущества.
Из названной нормы следует, что: во-первых, Закон не исключает возможности регистрации прав и сделок в отношении отдельных объектов, входящих в единый комплекс предприятия, и в этом случае права и переход прав регистрируются по месту нахождения данных объектов, т. е. территориальными органами, действующими в соответствующих регистрационных округах; во-вторых, только при отчуждении предприятия в целом по воле его собственника регистрация такой сделки и перехода прав к новому собственнику проводятся федеральным органом.
Преобразование государственного, муниципального предприятия с изменением формы собственности является односторонней сделкой по его приватизации и заканчивается государственной регистрацией вновь созданного юридического лица. В данном случае приватизационная сделка завершилась записью от 27.12.06 в Едином государственном реестре о государственной регистрации общества. После этого общество не изъявляло желания на совершение сделки с собственным предприятием, в связи с чем отказ в пообъектной регистрации прав в территориальном регистрирующем органе по месту нахождения объектов недвижимости противоречил статье 20 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", содержащей исчерпывающий перечень оснований для такого отказа, и обоснованно признан судебными инстанциями нарушающим права и законные интересы общества.
При указанных обстоятельствах суд кассационной инстанции не усматривает оснований для отмены либо изменения обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа постановил:
решение от 22.02.07 и постановление апелляционной инстанции от 10.04.07 Арбитражного суда Ставропольского края по делу N А63-1170/2007-С1 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 24 июля 2007 г. N Ф08-3683/07 "Закон не исключает возможности регистрации прав и сделок в отношении отдельных объектов, входящих в единый комплекс предприятия, в этом случае права и переход прав регистрируются по месту нахождения данных объектов, т. е. территориальными органами, действующими в соответствующих регистрационных округах. Только при отчуждении предприятия в целом по воле его собственника регистрация такой сделки и перехода прав к новому собственнику проводятся федеральным органом"
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Кавказского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело