ООО "Ставропольрегионгаз" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с иском к Министерству финансов Российской Федерации (далее - Минфин России), Министерству финансов Ставропольского края, Управлению Федерального казначейства по Ставропольскому краю, Министерству труда и социальной защиты населения Ставропольского края и Управлению труда и социального развития населения администрации г. Кисловодска о взыскании 406 286 рублей 88 копеек затрат, связанных с предоставлением в декабре 2004 г. 50% скидки за пользование природным газом инвалидам и семьям, имеющим детей инвалидов, проживающим в г. Кисловодске, в соответствии с Федеральным законом от 24.11.95 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Закон).
Решением от 10.04.07 с Минфина России за счет казны Российской Федерации в пользу общества взыскано 344 310 рублей 92 копейки задолженности. Решение мотивировано тем, что в связи с недостаточностью выделенных из федерального бюджета в 2004 году субвенций на реализацию Закона обязанность по возмещению обществу неполученных доходов ввиду предоставления предусмотренных Законом льгот лежит на Российской Федерации.
В апелляционной инстанции законность и обоснованность решения не проверялись.
В кассационной жалобе Минфин России просит решение отменить, в удовлетворении требований к Минфину России отказать. Заявитель указал, что Закон не предусматривает разграничение источников финансирования льгот, представляемых инвалидам. Однако в соответствии с пунктом 15 статьи 5 Закона формирование бюджетов субъектов Российской федерации в части расходов на социальную защиту инвалидов отнесено и к компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Суд не учел, что органы исполнительной власти Ставропольского края в соответствии с постановлением Правительства от 14.07.01 N 536 обеспечивают целевое использование выделенных средств Фонда компенсаций на реализацию Закона; при необходимости вносят в Минфин России предложения об изменении размеров субсидий и субвенций из указанного Фонда в пределах общего объема выделяемых бюджету субъекта Российской Федерации средств, в том числе предложения о направлении неиспользованной части этих средств на погашение задолженности перед их получателями. Ставропольскому краю в 2004 году на реализацию Закона было выделено 232 260 тыс. рублей. Заявитель полагает, что в полном объеме исполнил обязательства по доведению денежных средств, предусмотренных Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2004 год" субъекту Российской Федерации. Поэтому основания для удовлетворения исковых требований за счет казны Российской Федерации отсутствуют.
В отзыве на кассационную жалобу общество просит в удовлетворении жалобы отказать, считая решение в части взысканной суммы законным и обоснованным, и выражает свое несогласие с исключением НДС из заявленной суммы. Однако в установленном порядке решение суда в этой части не обжаловал.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Как видно из материалов дела, общество и Управление труда и социального развития населения г. Кисловодска (управление) заключили договор от 01.01.04 N 49/28-6/08-0008/04 о предоставлении 50% скидки по оплате природного газа инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов (далее - инвалиды), в соответствии с Законом. Согласно пункту 2.1.1 договора общество обязалось предоставлять инвалидам льготы по оплате природного газа. В соответствии с пунктом 2.2.2 договора управление обязалось по мере поступления средств из Фонда компенсаций и в пределах бюджетных ассигнований, планируемых на реализацию Закона в части оплаты газа, производить обществу финансирование расходов, связанных с предоставлением льгот инвалидам, на основании предоставленных поставщиком актов-сверок, подтверждающих объем предоставленных льгот и подписанных сторонами, и счетов-фактур. Срок действия договора установлен с 01.01.04 по 31.12.04, а по расчетам - до полного исполнения сторонами своих обязательств.
Поскольку расходы по предоставлению льгот в декабре 2004 г. перечисленным в Законе лицам не были возмещены в полном объеме, общество обратилось с иском в суд.
В обоснование заявленного требования истец предоставил суду договор от 01.01.04 N 49/28-6/08-0008/04, реестры льготников за спорный период, копии удостоверений и справок льготников, акт сверки взаимных расчетов между обществом и управлением от 20.01.05 N 12, в котором управление признало объем фактически предоставленных с 01.12.04 по 31.12.04 оказанных обществом льгот на сумму 465 625 рублей 63 копеек, справку о задолженности федерального бюджета, выданную краевой инвентаризационной комиссией на основании постановления Правительства Ставропольского края от 26.05.05 "О проведении инвентаризации задолженности перед организациями, предоставляющими льготы отдельным категориям граждан в соответствии с федеральным законодательством" и распоряжением Минсоцзащиты Ставропольского края от 17.06.05 N 59 в размере спорной суммы.
Согласно Закону установление федеральных льгот отдельным категориям инвалидов относится к ведению федеральных органов государственной власти. К ведению органов государственной власти субъектов Российской Федерации относится установление льгот инвалидам или отдельным категориям инвалидов на территориях субъектов Российской Федерации за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
Статьей 17 Закона инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется скидка не ниже 50% с квартирной платы (в домах государственного, муниципального и общественного жилищного фонда). Источник финансирования данных льгот не установлен. В соответствии со статьей 15.6 Федерального закона от 06.05.03 N 52-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики" и другие законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг" возмещение организациям жилищно-коммунального хозяйства расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, установленных Законом, осуществляется за счет средств федерального бюджета путем предоставления субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации для возмещения фактически произведенных расходов. Порядок предоставления и расходования таких субвенций утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.01 N 536 (с изменениями, внесенными Постановлениями Правительства Российской Федерации от 28.02.02. N 137, 10.02.03 N 85 и 14.02.04 N 80). Согласно указанному Порядку Минфин России предоставляет субвенции на основании сводной бюджетной росписи федерального бюджета в пределах утверждаемых в установленном порядке объемов финансирования и лимитов бюджетных обязательств на соответствующий год. Предоставленные средства зачисляются на счета бюджетов субъектов Российской Федерации с отражением их в доход соответствующего бюджета. Расходование субвенций осуществляется органами социальной защиты населения субъектов Российской Федерации, в том числе на возмещение расходов организаций, связанных с предоставлением предусмотренных Законом льгот.
Как разъяснил Пленум Высшего Арбитражного суда Российской Федерации в пункте 18 постановления от 22.06.06 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", при применении статьи 72 Конституции Российской Федерации, абзаца шестого пункта 1 статьи 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 01.01.2005) судам необходимо исходить из того, что отнесение вопросов социальной защиты, включая социальное обеспечение, к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации означает право субъекта Российской Федерации установить меры социальной поддержки дополнительно к мерам, предусмотренным федеральным законодательством, с принятием обязательств по их финансированию за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации. Положения Бюджетного кодекса Российской Федерации о совместном финансировании расходов на указанные цели не могут быть расценены как допускающие установление Российской Федерацией льгот с возложением обязанности по их финансированию на субъект Российской Федерации за счет собственных доходов последнего. Возложение этой обязанности по финансированию льгот означает передачу осуществления отдельных государственных полномочий на другой уровень власти, что в силу пункта 4 статьи 130, статей 133 и 136 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 01.01.2005), раздела 4 Программы развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.08.2001 N 584, должно сопровождаться одновременной передачей необходимых финансовых средств нижестоящим бюджетам в форме субвенций. Если установившим льготы федеральным законом или принятым в его исполнение иным нормативным правовым актом обязанность по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей, возлагается на субъект Российской Федерации или муниципальное образование, то при недостаточности выделенных на эти цели средств из федерального бюджета взыскание должно осуществляться с Российской Федерации независимо от того, были ли предусмотрены соответствующие расходы в бюджете субъекта Российской Федерации или муниципального образования.
При рассмотрении спора суды установили недостаточность выделенных в 2004 г. из федерального бюджета субвенций на финансовое обеспечение Закона, а также отсутствие фактов нецелевого использования местными органами выделенных субвенций. При таких обстоятельствах вывод судов о необходимости удовлетворения требований о взыскании расходов за счет Российской Федерации является правильным, поскольку соответствует указанным нормативным актам.
Рассматривая спор, суд обоснованно в соответствии с положениями статей 146, 154 Налогового кодекса Российской Федерации, пунктом 33.2 Методических рекомендаций по применению главы 21 Налогового кодекса Российской Федерации, утвержденных Приказом МНС России от 20.12.2000 N БГ-3-03/447 (действовавшим в спорный период), исключи из взыскиваемой суммы НДС, удовлетворив требования о взыскании расходов в размере 344 310 рублей 92 копеек.
При таких обстоятельствах кассационная жалоба не подлежит удовлетворению. Решение принято в соответствии с нормами материального и процессуального права, предусмотренные статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания для его отмены или изменения не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа постановил:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 10.04.07 по делу N А63-129/07-С3 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 8 августа 2007 г. N Ф08-4328/07 "Возмещение организациям жилищно-коммунального хозяйства расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, установленных Законом, осуществляется за счет средств федерального бюджета путем предоставления субвенций бюджетам субъектов РФ"
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Кавказского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело