ОАО "Нефтяная компания "Роснефть" - Дагнефть" (далее - компания "Роснефть-Дагнефть") обратилось в арбитражный суд с заявлением об обязании Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Дагестан (далее - антимонопольная служба, управление) исключить общество из Реестра хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35% (далее - реестр хозяйствующих субъектов).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ОАО "Дагнефтегаз".
Решением от 01.03.07, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 07.05.07, в удовлетворении заявленных требований отказано на том основании, что компания "Роснефть-Дагнефть" с учрежденным ею ОАО "Дагнефтегаз" составляют одну группу лиц и является по отношению к последнему аффилированным лицом, в связи с чем доля заявителя на рынке товара должна определяться в совокупности с третьим лицом. Доля компании на рынке с момента включения ее в реестр хозяйствующих субъектов в 1998 г. не уменьшилась, поэтому основания для исключения заявителя из реестра в соответствии с пунктом 5 Порядка формирования и ведения Реестра хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35 процентов, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19.02.96 N 154 (далее - Порядок формирования и ведения реестра), отсутствуют.
Согласившись с данными выводами, апелляционная инстанция в дополнение указала, что компания "Роснефть-Дагнефть" не представила антимонопольной службе доказательств уменьшения доли заявителя на рынке добычи газа ниже 35%. Кроме того, из решения Арбитражного суда Республики Дагестан от 08.09.06 по делу N А15-1240/2006 видно, что при проверке судом решения антимонопольного органа о привлечении к административной ответственности ОАО "Дагнефтегаз" за непредставление информации по вопросам транспортировки и поставки газа, установлен факт отсутствия у антимонопольной службы необходимых сведений об этом виде деятельности хозяйствующего субъекта.
В кассационной жалобе компания "Роснефть-Дагнефть" просит отменить принятые судебные акты и удовлетворить заявленные требования, ссылаясь на следующие доводы:
- доля добываемого заявителем с группой лиц газа составляет всего около 20% и весь объем газа, добываемого ОАО "Дагнефтегаз" с группой лиц, реализуется по договору комиссии ОАО "Нефтяная компания "Роснефть"", за исключением газа, поставляемого в г. Махачкала и г. Каспийск;
- добываемая компанией "Роснефть-Дагнефть" нефть в количестве 280 тыс. тонн по трубопроводам ОАО "Ставропольнефтегаз" доставляется в г. Буденновск Ставропольского края и полностью экспортируется, в связи с чем не участвует на федеральном, региональном и местном (локальном) рынке; в Республике Дагестан отсутствует региональный и местный рынок нефти; заинтересованное лицо не доказало наличие таких рынков в республике и не указало хотя бы одного его участника;
- суды безосновательно (без данных о проведении соответствующего анализа заинтересованным лицом регионального и местного рынка газа) исходили из того, что доля компании "Роснефть-Дагнефть" на рынке газа не уменьшилась ниже 35%;
- вывод апелляционной инстанции о том, что антимонопольная служба не получила от заявителя необходимые сведения о снижении доли газа на рынке, не соответствует фактическим обстоятельствам;
- решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 08.09.06 по делу N А15-1240/2006 о привлечении третьего лица к административной ответственности за непредоставление информации антимонопольному органу не имеет отношения к разрешению данного спора, поскольку заинтересованное лицо не запрашивало никаких документов у ОАО "Дагнефтегаз" для рассмотрения заявления компании "Роснефть-Дагнефть" об исключении из реестра хозяйствующих субъектов;
- при получении заявления компании "Роснефть-Дагнефть" об исключении из реестра антимонопольный орган не произвел анализ рынка в соответствии с разделами 4, 5, 8 Порядка проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарных ранках, утвержденного приказом Министерства Российской Федерации по антимонопольной политики от 20.12.96 N 169 (далее - Порядок анализа конкурентной среды); без проведения такого анализа невозможно установить снизилась или нет доля газа заявителя с группой лиц, поэтому заинтересованное лицо не доказало в порядке статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации те обстоятельства, на которые оно ссылалось в своих возражениях.
В отзыве на кассационную жалобу антимонопольная служба просит судебные акты оставить без изменения как соответствующие действующему законодательству.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и выслушав представителя компании "Роснефть-Дагнефть", Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба подлежит удовлетворению.
Как видно из материалов дела и установлено судебными инстанциями, в соответствии с Порядком формирования и ведения реестра приказом от 25.08.97 N 15 компания "Роснефть-Дагнефть" внесена в региональный раздел реестра хозяйствующих субъектов по Республике Дагестан, имеющих на рынке определенного товара долю более 35% по добыче и реализации нефти и газа.
Согласно учредительному договору от 21.07.03, заключенному ОАО "Нефтяная компания "Роснефть"" и компанией "Роснефть-Дагнефть", создано ОАО "Дагнефтегаз", входящая в структуру ОАО "Нефтяная компания "Роснефть"", основной целью деятельности которого является добыча, транспортировка и реализация газа. Доля ОАО "Нефтяная компания "Роснефть"" в уставном капитале созданного юридического лица составила 40% (131 832 акций), а доля компании "Роснефть-Дагнефть" - 60% (197 748 акций).
Письмом от 01.11.05 N 16-208/3 заявитель сообщил в антимонопольную службу о создании ОАО "Дагнефтегаз", передаче ему всей газовой составляющей компании "Роснефть-Дагнефть", и в связи с тем, что с 01.12.03 компания "Роснефть-Дагнефть" не осуществляет добычу и реализацию газа на территории Республики Дагестан, просил управление исключить его из реестра хозяйствующих субъектов. В письме от 26.04.06 N 20-06/497 антимонопольная служба отказала заявителю в исключении из реестра.
Считая данный отказ незаконным, компания "Роснефть-Дагнефть" обратилась в арбитражный суд с заявлением об обязании антимонопольную службу исключить компанию из реестра хозяйствующих субъектов.
Отказывая в удовлетворении указанных требований, судебные инстанции исходили из того, что доля заявителя на рынке по добыче и реализации нефти и газа с момента включения его в реестр хозяйствующих субъектов в 1998 г. не уменьшилась, поэтому основания для исключения из реестра отсутствуют. Данный вывод сделал при ненадлежащем исследовании представленных в материалы дела документов, неправильном определением предмета доказывания по настоящему делу, неполном установлении обстоятельств, имеющих существенное значение для правильного разрешения спора, и с нарушением норм процессуального права о распределении бремени доказывания по делам, возникающим из публичных правоотношений.
Правила формирования и ведения реестра хозяйствующих субъектов установлены Порядком, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 19.02.96 N 154 в соответствии со статьями 1, 1.1 Закона о конкуренции. Согласно пункту 3 названного Порядка включение в реестр (исключение из него) хозяйствующих субъектов осуществляются, в частности, на основании решения территориального органа Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации, если хозяйствующий субъект имеет долю более (менее) 35% на соответствующем товарном рынке. В силу пункта 12 Порядка территориальный антимонопольный орган обязан принять решение об исключении хозяйствующего субъекта из реестра с момента возникновения обстоятельств, указанных в пункте 5 данного Порядка. Одним из оснований для исключения хозяйствующего субъекта из реестра является уменьшение его доли на рынке определенного товара ниже 35%. При этом уменьшение доли хозяйствующего субъекта не должно носить краткосрочного характера, в том числе обусловленного сезонными особенностями (пункт 5 Порядка). Вопрос об исключении хозяйствующего субъекта из реестра рассматривается на основании его мотивированного заявления или по инициативе Федеральной антимонопольной службы (ее территориального органа) (пункт 11 Порядка).
Таким образом, при несогласии заявителя с отказом в исключении его из реестра хозяйствующих субъектов в предмет исследования по делу об оспаривании отказа и обязании уполномоченного органа совершить соответствующее действие входит исследование наличия или отсутствия оснований для исключения из реестра, в частности, уменьшение доли хозяйствующего субъекта на рынке определенного товара ниже 35%, а также продолжительность и стабильность такого уменьшения.
Согласно пункту 6 Порядка формирования и ведения реестра для включения в реестр хозяйствующих субъектов используются результаты анализа товарного рынка, проводимого антимонопольными органами, органами статистики, научно-исследовательскими организациями; результаты рассмотрения контролирующим органом дел, связанных с нарушением антимонопольного законодательства; информация, представляемая хозяйствующими субъектами, федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными организациями, в том числе организациями потребителей, юридическими и физическими лицами, а также правоохранительными и судебными органами.
Приведенная норма не предусматривает обязательного использования антимонопольной службой всех указанных источников информации в каждом конкретном случае.
На момент обращения компании "Роснефть-Дагнефть" с заявлением об исключении ее из реестра и рассмотрения этого заявления управлением действовал Порядок проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарных рынках, утвержденный приказом Министерства Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства от 20.12.96 N 169. В силу пункта 1.4. названного Порядка для оценки состояния конкурентной среды на товарных рынках проводится расчетно-аналитическая работа по определению: продуктовых границ товарного рынка; субъектов товарного рынка (количества и состава продавцов и покупателей); географических границ товарного рынка; объема товарного ресурса рынка; доли хозяйствующего субъекта на рынке; количественных показателей структуры товарного рынка; качественных показателей структуры товарного рынка (барьеры входа); рыночного потенциала хозяйствующего субъекта.
Согласно пункту 1.6 Порядка анализа конкурентной среды в качестве источников исходной информации о рынках используются: данные государственной статистической отчетности, характеризующие деятельность хозяйствующих субъектов; информация от налоговых, таможенных органов, банковских структур, инвестиционных фондов; сведения об объемах производства и реализации видов продукции (работ, услуг), полученные антимонопольными органами непосредственно от хозяйствующих субъектов; данные выборочных опросов покупателей, характеризующие: покупательские предпочтения, критерии взаимозаменяемости товаров, критерии определения географических границ товарного рынка; данные товароведческой экспертизы, подтверждающие или отрицающие взаимозаменяемость товаров при формировании товарных групп; данные ведомственных и независимых информационных центров и служб о состоянии, структуре и объемах товарных рынков, участии в товарообороте отдельных производителей и покупателей продукции.
В пункте 5.4 Порядка анализа конкурентной среды определено, что доля хозяйствующего субъекта - продавца на рассматриваемом товарном рынке определяется как отношение реализованной им на рынке товарной продукции к общему объему реализации (поставки) товара. Количественной характеристикой объема товарных ресурсов рынка является общий объем реализации (поставки) товара в географических границах рынка выделенной группе покупателей в стоимостных и (или) натуральных показателях (пункт 5.1 Порядка). Географические границы товарного рынка определяются экономическими, технологическими, административными барьерами, ограничивающими возможности участия покупателей в приобретении данного товара на рассматриваемой территории. Географические границы товарного рынка определяют территорию, на которой покупатели из выделенной группы имеют экономическую возможность приобрести рассматриваемый товар и не имеют такой возможности за пределами этой территории (пункты 4.1, 4.2 Порядка).
Приведенные нормы Порядка анализа конкурсной среды и Порядка ведения и формирования реестра позволяют сделать вывод, что для определения доли хозяйствующего субъекта и принятия мотивированного решения об исключении или отказе в исключении из реестра антимонопольный орган должен обладать сведениями о составе хозяйствующих субъектов, занимающих долю интересуемого рынка; количестве реализованной конкретным субъектом на рынке продукции; общем объеме реализации (поставки) товара; географических границах рынка. Поэтому вывод суда апелляционной инстанции о том, что данные о географических границах, о составе хозяйствующих субъектов, об объеме товарного рынка не входят в предмет разрешаемого спора, является несостоятельным. Без установления и исследования перечисленных количественных и структурных показателей, критериев и характеристик невозможно сделать вывод о том, что доля конкретного хозяйствующего субъекта не снизилась ниже 35%.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемое действие (бездействие) не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на них какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности. Согласно части 5 статьи 200 Кодекса обязанность доказывания законности совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для их совершения, возлагается на орган или лицо, которые совершили такие действия (бездействие). Арбитражный суд, установив, что оспариваемые действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования (часть 3 статьи 201 Кодекса).
Из приведенных процессуальных норм следует, что арбитражный суд при рассмотрении дела об оспаривании действий (бездействия) государственных органов должен исследовать указанные действия (бездействие) на предмет соответствия их закону, а также проверить обстоятельства нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской (иной экономической) деятельности. При этом на государственном (антимонопольном) органе лежит бремя доказывания законности совершенных им действий (бездействия), а на заявителе - нарушения этими действиями (бездействием) его прав и законных интересов.
По существу компания "Роснефть-Дагнефть" оспаривает отказ антимонопольной службы исключить ее из реестра хозяйствующих субъектов с целью устранения нарушения ее прав и законных интересов путем обязания управления совершить соответствующие действия.
Как видно из материалов дела, антимонопольная служба не представила суду надлежащих доказательств того, что доля заинтересованного лица с группой лиц на рынке добычи и реализации в границах Республики Дагестан нефти и газа составляет более 35%. Заинтересованное лицо не представило из каких-либо доступных ей информационных источников сведений по показателям, позволяющим рассчитать и проверить долю компании "Роснефт-Дагнефть" на указанном рынке.
Вывод суда апелляционной инстанции о том, что заявитель не предоставил управлению испрашиваемую у него информацию, не соответствует материалам дела. В письме от 26.04.06 N 20-06/497, на которое указывает апелляционная инстанция, антимонопольная служба указывает на отсутствие ответа на запрос необходимых документов от ОАО "Дагнефтегаз", а не от компании "Роснефть-Дагнефть". Ссылка суда на решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 08.09.06 по делу N А15-1240/2006 является необоснованной, поскольку по указанному делу рассматривался вопрос о привлечении ОАО "Дагнефтегаз" за непредставление информации управлению по заявлению ООО "Даггазсбыт" на предмет признаков нарушения антимонопольного законодательства, а не по заявлению компании "Роснефть-Дагнефть" об исключении ее из реестра хозяйствующих субъектов.
Поскольку судебные инстанции неправильно определили предмет исследования по настоящему делу и неверно распределили бремя доказывания, что привело к преждевременным правовым выводам, ненадлежащей оценке доводов заявителя и неполному установлению значимых для правильного разрешения спора обстоятельств, обжалованные судебные акты подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении суд должен учесть изложенное, правильно определить предмет исследования и распределить бремя доказывания. Следует также предложить компании "Роснефть-Дагнефть" уточнить требования применительно к правилам главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Для понуждения уполномоченного публичного органа выполнить конкретные действия с целью устранения нарушения прав и законных интересов заявителя арбитражный суд по правилам главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации должен оценить законность решения, действия (бездействия) этого органа, исследовать вопрос о том, нарушаются ли ими права и законные интересы обратившегося в суд за защитой лица, указать в резолютивной части судебного акта на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих государственных органов совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения. Компания "Роснефть-Дагнефть", заявив требование об обязании антимонопольной службы исключить общество из Реестра хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35%, соответствующие действия (бездействия) антимонопольной службы не оспорила.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа постановил:
решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 01.03.07 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.05.07 по делу N А15-2067/2006 отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции - Арбитражный суд Республики Дагестан.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 31 июля 2007 г. N Ф08-4675/07 "Для определения доли хозяйствующего субъекта и принятия мотивированного решения об исключении или отказе в исключении из реестра антимонопольный орган должен обладать сведениями о составе хозяйствующих субъектов, занимающих долю интересуемого рынка; количестве реализованной конкретным субъектом на рынке продукции; общем объеме реализации (поставки) товара; географических границах рынка"
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Кавказского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело