Центральный банк Российской Федерации (Банк России) обратился в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Управлению Федеральной регистрационной службы по Краснодарскому краю (далее - регистрационная служба) о признании незаконным сообщения от 03.11.06 N 21-02/2667 об отказе государственной регистрации права федеральной собственности на подъездную автодорогу с открытой автостоянкой, расположенную в городе-курорте Анапа по Пионерскому проспекту, 32 (с учетом уточнения заявления и отказа от требований в части обязания регистрационной службы произвести регистрацию права федеральной собственности банка на указанный объект).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Краснодарскому краю.
Решением от 30.05.07 в иске отказано по тем основаниям, что действующим законодательством Банку России не предоставлено право обращения за государственной регистрацией права собственности на спорное имущество. В отношении требований, от которых заявитель отказался, производство по делу прекращено.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе Банк России просит отменить решение от 30.05.07 как принятое с нарушением норм материального права. По мнению заявителя, судом не учтено то обстоятельство, что Банк России обладает специальным правовым статусом, установленным Конституцией Российской Федерации, и имеет особый объем полномочий в отношении его имущества. Находящееся у него имущество следует регистрировать как федеральную собственность, поскольку он не отнесен к субъектам права хозяйственного ведения. Кроме того, в нарушение норм процессуального права суд не исследовал обстоятельства, связанные с отказом в государственной регистрации по мотиву непредставления разрешения на строительство, а также само разрешение на проведение строительных и монтажных работ.
Отзывы на кассационную жалобу не представлены.
В судебном заседании представитель Банка России повторил доводы, изложенные в кассационной жалобе; представитель регистрационной службы возражал против удовлетворения жалобы, указав на отсутствие оснований для регистрации права собственности на объект, не сданный в эксплуатацию в установленном законом порядке.
Изучив материалы дела и выслушав представителей Банка России и регистрационной службы, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, 01.08.06 Банк России обратился в регистрационную службу с заявлением о государственной регистрации права федеральной собственности на автомобильную дорогу с открытой автостоянкой, расположенную в городе-курорте Анапа по Пионерскому проспекту, 32. К заявлению в числе прочих документов приложен акт от 09.06.03 приемки законченного строительством объекта, утвержденного начальником Главного управления Центрального банка Российской Федерации по Краснодарскому краю, и разрешение на выполнение строительно-монтажных работ от 31.10.97 N 176, выданное инспекцией Государственного архитектурно-строительного надзора Российской Федерации по городу-курорту Анапа.
Установив, что представленные для регистрации документы не соответствует действующему градостроительному законодательству, регистрационная служба в сообщении от 03.11.06 отказала Банку России в государственной регистрации права федеральной собственности на спорный объект.
Указанные обстоятельства явились основанием для обращения Банка России в арбитражный суд.
Согласно статье 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (статья 200 Кодекса).
В силу статьи 2 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" уставный капитал и иное имущество Банка России являются федеральной собственностью. В соответствии с целями и в порядке, которые установлены настоящим Федеральным законом, Банк России осуществляет полномочия по владению, пользованию и распоряжению своим имуществом.
В соответствии с пунктом 1 Постановления Президиума Верховного Совета РСФСР от 24.06.91 N 1481-1 на Банк России возложены функции по управлению передаваемым ему имуществом на праве полного хозяйственного ведения.
Согласно пункту 3 статьи 16 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" в случае государственной регистрации прав на недвижимое имущество, принадлежащее Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, от их имени вправе выступать органы государственной власти, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане.
Пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 31.08.2000 N 648 "Вопросы государственной регистрации прав на недвижимое имущество, находящееся в федеральной собственности" (в ред. от 31.10.02) установлено, что при государственной регистрации права собственности Российской Федерации на недвижимое имущество государственной казны Российской Федерации и сделок с ним от имени Российской Федерации выступает Министерство имущественных отношений Российской Федерации или по его поручению - соответствующий территориальный орган Министерства.
Заявление о государственной регистрации права хозяйственного ведения или оперативного управления на недвижимое имущество, находящееся в федеральной собственности, подается организацией, за которой недвижимое имущество закреплено на основании акта соответствующего уполномоченного органа (пункт 2 Постановления).
В соответствии с пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 03.07.98 N 696 "Об организации учета федерального имущества и ведения реестра федерального имущества" ведение реестра федерального имущества возложено на Министерство государственного имущества Российской Федерации.
В пункте 7 Положения об учете федерального имущества и ведении реестра федерального имущества, утвержденного названным Постановлением, для учета федерального имущества, имеющегося у юридических лиц, зарегистрированных на территории Российской Федерации, юридическое лицо (заявитель) обращается в соответствующий территориальный орган Министерства государственного имущества Российской Федерации или в орган по управлению государственным имуществом субъекта Российской Федерации, наделенный правами территориального органа Министерства государственного имущества Российской Федерации, в порядке, установленном данным Положением.
В материалах дела имеется выписка из реестра федерального имущества по состоянию на 15.05.07, согласно которой земельный участок, расположенный в г. Анапе по проспекту Пионерскому, 32, находится на балансе Новороссийской квартирно-эксплуатационной части района. Сведения о том, что спорный объект, расположенный по тому же адресу, внесен в установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.07.98 N 696 порядке в реестр федерального имущества, Банком России не представлены. Кроме того, как видно из материалов дела, ни на государственную регистрацию, ни суду Банк России не представил документы, подтверждающие сдачу спорного объекта в эксплуатацию в соответствии со статьей 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
При указанных обстоятельствах суд правомерно сделал вывод о том, что оспариваемый Банком России отказа регистрационной службы не нарушает права и законные интересы заявителя. Основания, предусмотренные статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для отмены или изменения решения от 30.05.07, отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 284, 286, 287, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа постановил:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 30.05.07 по делу N А32-949/2007-4/1 оставить без изменения, кассационную жалобу Центрального банка Российской Федерации - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 15 августа 2007 г. N Ф08-5075/07 "При государственной регистрации права собственности РФ на недвижимое имущество государственной казны РФ и сделок с ним, от имени РФ выступает Министерство имущественных отношений РФ или по его поручению - соответствующий территориальный орган Министерства"
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Кавказского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело