ОАО "Южная телекоммуникационная компания" (далее - общество) в лице Ессентукского объединенного узла связи (далее - узел связи) обратилось в арбитражный суд с иском к Министерству финансов Российской Федерации (далее - Минфин России) в лице управления Федерального казначейства по Ставропольскому краю о возмещении убытков, возникших в связи с предоставлением в 2004 году льгот по оплате услуг связи в сумме 15 194 рублей 69 копеек в соответствии с Федеральным законом от 24.11.95 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Закон о социальной защите инвалидов) (уточненные требования).
Определением от 25.12.06 в качестве третьих лиц привлечены Министерство труда и социальной защиты населения Ставропольского края, Управление труда и социальной защиты населения города Лермонтова, Управление труда и социальной защиты населения администрации Предгорного муниципального района ст. Ессентукская.
Решением от 28.05.07 с Минфина России в пользу узла связи взыскано 15 194 рублей 69 копеек. Судебный акт мотивирован тем, что расходы узла связи по предоставлению населению льгот по оплате услуг связи на основании Закона о социальной защите инвалидов с 01.01.04 по 31.12.04 составили 15 194 рублей 69 копеек. Это подтверждается материалами дела. Удовлетворяя исковые требования за счет Минфина России суд исходил из того, что если установившим льготы федеральным законом или принятым в его исполнение иным нормативным правовым актом обязанность по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей, возлагается на субъект Российской Федерации, то при недостаточности выделенных на эти цели средств из федерального бюджета взыскание должно осуществляться с Российской Федерации независимо от того, были ли предусмотрены соответствующие расходы в бюджете субъекта Российской Федерации.
В апелляционном порядке решение суда не проверялось.
В кассационной жалобе Минфин России просит отменить решение и принять новый судебный акт. Заявитель указывает, что Минфин России в полном объеме исполнило свои обязательства по доведению денежных средств, предусмотренных Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2004 год", Минфину края. Закон о социальной защите инвалидов (в редакции от 23.10.03) не содержит норму, предусматривающую разграничение источников финансирования льгот инвалидам. В пункте 15 статьи 5 названного Закона указано, что формирование бюджетов субъектов Российской Федерации в части расходов на социальную защиту инвалидов отнесено и к компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
В отзыве на кассационную жалобу общество и Управление труда и социальной защиты населения администрации города Лермонтова просят оставить судебный акт без изменения как законный и обоснованный.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзывы на нее, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению.
Как видно из материалов дела, Управление труда и социальной защиты населения администрации города Лермонтова (далее - заказчик) и узел связи (далее - исполнитель) заключили договор от 21.01.04 N 1 о предоставлении льготы по оплате за услуги электросвязи в соответствии с Законом о социальной защите инвалидов гражданам, имеющим на них право (далее - договор N 1).
20 мая 2004 Управление труда и социальной защиты населения предгорной районной государственной администрации ст. Ессентукская (заказчик) и узел связи (исполнитель) заключили договор N 58 о предоставлении льготы по оплате за услуги электросвязи в соответствии с Законом о социальной защите инвалидов гражданам, имеющим на них право (далее - договор N 58).
Согласно условиям указанных договоров исполнитель обязан предоставлять инвалидам и членам семей, имеющих детей-инвалидов, проживающим на территории города Лермонтова, 50% скидку по абонентской плате за пользование телефонами и радиотрансляционными точками, установленными в квартирах инвалидов и семей с детьми-инвалидами, в соответствии с Законом о социальной защите инвалидов.
В соответствии с пунктами 2.1.4. и 2.1.3 договора исполнитель обязался ежемесячно в срок до 5-го числа месяца, следующего за отчетным, предоставлять заказчику счета-фактуры, акты сверки выпадающих доходов в связи с предоставлением льгот по оплате услуг связи в соответствии с Законом о социальной защите инвалидов, полный реестр категорий граждан, пользующихся льготами на 1 января и 1 июля текущего года, и при изменении тарифов. Заказчик обязался возмещать исполнителю расходы, в связи с предоставлением льгот по оплате за услуги телефонной связи и радио по мере поступления средств из федерального бюджета в пределах бюджетного финансирования согласно выставленным счетам, актам сверок и реестрам, подтверждающих факт предоставления льгот гражданам, имеющим на них право.
В подтверждение оказанных услуг общество предоставило: договоры об оказании услуг, квитанции об оплате, счета-фактуры, акты сверки за январь-декабрь 2004 года, списки абонентов по задолженности за телефон, реестр платежных поручений по частичной оплате, платежные поручения за 2004 год, акты сверки объемов предоставленных льгот и полученных компенсаций, справку о задолженности федерального бюджета, ежемесячные акты сверки расходов за 2004 год, выписку из прейскуранта тарифов, реестры выпадающих доходов по фактически предоставленным льготам за 2004 год, расчет убытков.
В связи с не возмещением расходов от предоставления с 01.01.04 по 31.12.04 льгот на услуги телефонной связи и радио в размере 15 950 рублей 61 копейки по договору N 1 и 244 рублей 08 копеек по договору N 58, общество обратилось в арбитражный суд.
Суд в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса оценил представленные узлом связи в обоснование убытков доказательства, на основании данной оценки сделал вывод о правомерности заявленных требований. Удовлетворяя исковые требования, суд указал, что причиненные оператору связи убытки подлежат возмещению за счет казны Российской Федерации. Данный вывод соответствует нормам материального права и фактическим обстоятельствам дела.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.01 N 536 "О порядке предоставления и расходования в 2001 году средств Федерального фонда компенсаций на реализацию Закона о социальной защите инвалидов, утвержден порядок предоставления и расходования в 2001 году средств указанного фонда компенсаций на реализацию Закона о социальной защите инвалидов. Действие данного порядка продлено на 2003 год Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.02.03 N 85.
Согласно пункту 2 указанного постановлением от 14.07.01 N 536 на органы исполнительной власти субъектов возложена обязанность по обеспечению целевого использования выделенных средств Фонда компенсаций на реализацию указанных законов. В соответствии с пунктом 9 расходование предоставленных субсидий и субвенций Фонда компенсаций осуществляется органами социальной защиты населения субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, а также их учреждениями и другими получателями бюджетных средств на выплату государственных пособий гражданам, имеющим детей, денежных компенсаций инвалидам, включая выплату средств по договорам на оказание услуг организациям, предоставляющим их в соответствии с Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
Как указано в подпункте "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации, социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно статье 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации; законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам.
В силу статьи 30 Федерального закона от 07.07.03 N 126-ФЗ "О связи" при предоставлении льгот по оплате услуг связи в соответствии с Законом или иными правовыми актами, принимаемыми в Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации возмещение недополученных предприятием связи доходов производится за счет средств федерального бюджета либо бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации.
Статьей 4 Закона о социальной защите инвалидов предусмотрено, что установление федеральных льгот отдельным категориям инвалидов, а также формирование показателей федерального бюджета по расходам на социальную защиту инвалидов относится к ведению федеральных органов государственной власти в области социальной защиты инвалидов. В силу статьи 28 Закона инвалидам устанавливается 50-процентная скидка за пользование телефоном и радиотрансляционной точкой.
В целях реализации Федеральных законов постановлением Правительства Российской Федерации от 15.12.2000 N 963 утверждены Правила возмещения в 2000 году операторам связи расходов, понесенных ими в связи с предоставлением услуг связи отдельным категориям граждан, имеющих права на получение льгот, согласно которым финансирование расходов осуществляется через Министерство труда и социального развития Российской Федерации за счет средств федерального бюджета. Действие Правил продлены постановлением Правительства Российской Федерации от 10.02.03 N 85 на 2003 год. Таким образом, обязанность по возмещению неполученных обществом доходов из федерального бюджета вытекает из закона. Кроме того, если установившим льготы федеральным законом или принятым в его исполнение иным нормативным правовым актом обязанность по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей, возлагается на субъект Российской Федерации или муниципальное образование, то при недостаточности выделенных на эти цели средств из федерального бюджета взыскание должно осуществляться с Российской Федерации независимо от того, были ли предусмотрены соответствующие расходы в бюджете субъекта Российской Федерации или муниципального образования.
Поскольку бездействие государства выразилось в неисполнении обязанностей по компенсации обществу указанных затрат, истец в силу статьи 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вправе требовать от государства возмещения этих расходов как вреда, причиненного неправомерным бездействием государственных органов.
Согласно статье 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Общество предоставило лицам, пользующимся его услугами, федеральную льготу, предусмотренную статьей 28 Закона о социальной защите инвалидов. Затраты, связанные с предоставлением этой льготы, являются расходными обязательствами Российской Федерации.
При рассмотрении дела суд первой инстанции установил, что выделенное обществу из бюджетов различных уровней финансирование не полностью компенсировало неполученные им доходы. При этом в деле отсутствуют доказательства нецелевого использования выделенных из федерального бюджета на реализацию Закона о защите инвалидов денежных средств в Ставропольском крае.
Учитывая изложенные обстоятельства, неполученные обществом доходы подлежат компенсации за счет средств казны, от имени которой выступает Министерство финансов Российской Федерации.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены арбитражным судом первой инстанций на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств. Нормы права при разрешении спора применены судами правильно, нарушений процессуальных норм, влекущих отмену или изменение судебного акта (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлено.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа постановил:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 28.05.07 по делу N 63-19190/2006-С1 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Приостановление исполнения решения от 28.05.07, принятое определением Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 17.08.07, отменить.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 20 сентября 2007 г. N Ф08-5942/07 "Неполученные обществом доходы подлежат компенсации за счет средств казны, от имени которой выступает Министерство финансов РФ"
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Кавказского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело