ОАО "Южная телекоммуникационная компания" (далее - общество) в лице Петровского объединенного узла связи (далее - узел связи) обратилось в арбитражный суд с иском к Министерству финансов Российской Федерации (далее - Минфин России), Управлению федерального казначейства по Ставропольскому краю, Министерству финансов Ставропольского края (далее - Минфин края), Министерству труда и социальной защиты населения Ставропольского края о возмещении 127 446 рублей 67 копеек убытков, возникших в связи с предоставлением в 2004 году льгот по оплате услуг связи в соответствии с Федеральным законом от 24.11.95 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Закон о социальной защите инвалидов).
Решением от 05.12.06, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 17.04.07, с Российской Федерации в лице Минфина России за счет казны Российской Федерации в пользу общества взыскано 127 446 рублей 67 копеек убытков. Судебные акты мотивированы тем, что расходы узла связи по предоставлению населению льгот по оплате услуг связи на основании Закона о социальной защите инвалидов в 2004 году составили 127 446 рублей 67 копеек. Это подтверждается материалами дела. Удовлетворяя исковые требования за счет Минфина России, суд исходил из следующего. Если установившим льготы федеральным законом или принятым в его исполнение иным нормативным правовым актом обязанность по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей, возлагается на субъект Российской Федерации, то при недостаточности выделенных на эти цели средств из федерального бюджета взыскание должно осуществляться с Российской Федерации независимо от того, были ли предусмотрены соответствующие расходы в бюджете субъекта Российской Федерации.
В кассационной жалобе заявитель просит отменить решение от 05.12.06 и постановление от 17.04.07, в иске к Минфину России отказать, ссылаясь на исполнение в полном объеме обязательств по доведению денежных средств, предусмотренных Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2004 г.", Минфину края. В силу статьи 72 Конституции Российской Федерации социальное обеспечение находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Закон о социальной защите инвалидов (в редакции от 23.10.03) не содержит норму, предусматривающую разграничение источников финансирования льгот инвалидам. В пункте 15 статьи 5 названного Закона указано, что формирование бюджетов субъектов Российской Федерации в части расходов на социальную защиту инвалидов отнесено и к компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела и установлено судебными инстанциями, общество на основании Закона о социальной защите инвалидов предоставило льготы по оплате пользования телефоном и радио за период с 01.01.04 по 31.12.04 всем обратившимся гражданам, подтвердившим свое право на получение указанной льготы, на общую сумму 665 235 рублей 02 копейки.
Управлением социальной защиты населения администрации Петровского района расходы общества на реализацию льгот по оплате услуг электросвязи (в виде оплаты за пользование телефоном и радио) возмещены в сумме 537 788 рублей 35 копеек. Общая сумма невозмещенных обществу расходов составила 127 446 рублей 67 копеек, что подтверждается актом сверки от 31.12.04, подписанным обществом и Управлением социальной защиты населения администрации Петровского района.
В доказательство предоставления льгот на заявленную сумму общество представило подлинные документы: списки абонентов, получивших льготу, копии документов, подтверждающих право на льготу, договоры на установку телефонов, наряды на установку телефонов, счета, подписанные лицами, получившими льготные услуги, с указанием стоимости предоставленных льгот.
Суд в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса оценил представленные узлом связи в обоснование убытков доказательства, на основании данной оценки сделал вывод о правомерности заявленных требований. Удовлетворяя исковые требования, суд указал, что причиненные оператору связи убытки подлежат возмещению за счет казны Российской Федерации. Данный вывод соответствует нормам материального и процессуального права, а также фактическим обстоятельствам дела.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.01 N 536 "О порядке предоставления и расходования в 2001 году средств Федерального фонда компенсаций на реализацию Закона о социальной защите инвалидов", утвержден порядок предоставления и расходования в 2001 году средств указанного фонда компенсаций на реализацию Закона о социальной защите инвалидов. Действие данного порядка продлено на 2004 год.
Согласно пункту 2 указанного постановления на органы исполнительной власти субъектов возложена обязанность по обеспечению целевого использования выделенных средств Фонда компенсаций на реализацию указанных законов. В соответствии с пунктом 9 расходование предоставленных субсидий и субвенций Фонда компенсаций осуществляется органами социальной защиты населения субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, а также их учреждениями и другими получателями бюджетных средств на выплату государственных пособий гражданам, имеющим детей, денежных компенсаций инвалидам, включая выплату средств по договорам на оказание услуг организациям, предоставляющим их в соответствии с Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
Как указано в подпункте "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации, социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Согласно статье 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации; законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам.
В силу статьи 30 Федерального закона от 07.07.03 N 126-ФЗ "О связи" при предоставлении льгот по оплате услуг связи в соответствии с Законом или иными правовыми актами, принимаемыми в Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации возмещение недополученных предприятием связи доходов производится за счет средств федерального бюджета либо бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации.
Статьей 4 Закона о социальной защите инвалидов предусмотрено, что установление федеральных льгот отдельным категориям инвалидов, а также формирование показателей федерального бюджета по расходам на социальную защиту инвалидов относится к ведению федеральных органов государственной власти в области социальной защиты инвалидов. В силу статьи 28 Закона инвалидам устанавливается 50-процентная скидка за пользование телефоном и радиотрансляционной точкой.
В целях реализации Федеральных законов постановлением Правительства Российской Федерации от 15.12.2000 N 963 утверждены Правила возмещения в 2000 году операторам связи расходов, понесенных ими в связи с предоставлением услуг связи отдельным категориям граждан, имеющих права на получение льгот, согласно которым финансирование расходов осуществляется через Министерство труда и социального развития Российской Федерации за счет средств федерального бюджета. Действие Правил продлены на 2004 год. Таким образом, обязанность по возмещению неполученных обществом доходов из федерального бюджета вытекает из закона. Кроме того, если установившим льготы федеральным законом или принятым в его исполнение иным нормативным правовым актом обязанность по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей, возлагается на субъект Российской Федерации или муниципальное образование, то при недостаточности выделенных на эти цели средств из федерального бюджета взыскание должно осуществляться с Российской Федерации независимо от того, были ли предусмотрены соответствующие расходы в бюджете субъекта Российской Федерации или муниципального образования.
Поскольку бездействие государства выразилось в неисполнении обязанностей по компенсации обществу указанных затрат, истец в силу статьи 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вправе требовать от государства возмещения этих расходов как вреда, причиненного неправомерным бездействием государственных органов.
Согласно статье 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Общество предоставило лицам, пользующимся его услугами, федеральную льготу, предусмотренную статьей 28 Закона о социальной защите инвалидов. Затраты, связанные с предоставлением этой льготы, являются расходными обязательствами Российской Федерации.
При рассмотрении дела суд первой инстанции установил, что выделенное обществу из бюджетов различных уровней финансирование не полностью компенсировало неполученные им доходы. При этом в деле отсутствуют доказательства нецелевого использования выделенных из федерального бюджета на реализацию Закона о защите инвалидов денежных средств в Ставропольском крае.
Учитывая изложенные обстоятельства, неполученные обществом доходы компенсируются за счет средств федеральной казны, от имени которой выступает Министерство финансов Российской Федерации.
Нормы права при разрешении спора применены судами правильно, нарушений процессуальных норм, влекущих отмену или изменение судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлено.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа постановил:
решение от 05.12.06 и постановление апелляционной инстанции от 17.04.07 Арбитражного суда Ставропольского края по делу N А63-15149/06-С1 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Приостановление исполнения решения от 05.12.06, принятое определением Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 16.08.07, отменить.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 13 сентября 2007 г. N Ф08-4324/07 "Суд правомерно удовлетворил требования оператора связи о взыскании убытков, вызванных предоставлением населению льгот по оплате услуг связи, за счет средств казны РФ, поскольку выделенных субъекту РФ из федерального бюджета на указанные цели денежных средств, оказалось недостаточно"
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Кавказского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело