См. также постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 10 июня 2008 г. N Ф08-3257/2008-1180А
Администрация Тацинского района Ростовской области (далее - администрация) обратилась в арбитражный суд с заявлением об аннулировании лицензии от 02.08.06 серии АРО N 08147, регистрационный номер 6134-4300214 на осуществление розничной продажи алкогольной продукции, выданной ООО "Макс" (далее - общество).
Решением суда от 14 марта 2007 года, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 8 июня 2007 года, заявленные требования удовлетворены. Суд установил факт нарушения обществом подпункта "б" пункта 54 Положения о лицензировании розничной продажи алкогольной продукции на территории Ростовской области, утвержденного постановлением Администрации Ростовской области от 20.02.06 N 43.
В кассационной жалобе общество просит отменить судебные акты и отказать в удовлетворении заявления, полагая, что суд дал неверную оценку представленным доказательствам и неполно исследовал обстоятельства дела. По мнению подателя жалобы, основания для аннулирования лицензии на осуществление розничной продажи алкогольной продукции отсутствуют.
В отзыве на кассационную жалобу администрация и налоговая инспекции просили решение и постановление апелляционной инстанции оставить без изменения.
В судебном заседании представители общества и администрации поддержали доводы жалобы и отзыва.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела и выслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, считает, что судебные акты следует отменить, дело - направить на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда.
Как видно из материалов дела, 02.08.06 обществу выдана лицензия на осуществление розничной продажи алкогольной продукции серии АРО N 08147, регистрационный номер 6134-4300214. В приложении к этому документу указан вид и место нахождения объекта, в котором согласно лицензии осуществляется розничная продажа алкогольной продукции, - магазин "Макс", расположенный по адресу: ст. Тацинская, ул. М. Горького, 1.
19 сентября 2006 года сотрудниками администрации, ТО ТУ Роспотребнадзора и ИФНС России по Тацинскому району Ростовской области проведена проверка бара "Собрание", принадлежащего обществу и расположенного по адресу: станица Тацинская, ул. Октябрьская, на предмет соответствия требованиям, предъявляемым к хозяйственным субъектам, осуществляющим розничную продажу алкогольной продукции. В ходе проверки установлено, что в нарушение Федерального закона от 22.11.95 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции" в баре производилась реализация алкогольной продукции.
Результаты проверки, проведенной в присутствии руководителя общества Казьменко И.Н., оформлены актом от 19.09.06. Акт подписан руководителем общества без замечаний. В акте обществу предписывалось снять алкогольную продукцию с реализации, а также в срок до 20.09.06 представить письменные разъяснения по выявленным нарушениям.
Постановлением от 29.09.06 N 711 действие лицензии серии АРО N 08147, регистрационный номер 6134-4300214, приложения к ней и документов, подтверждающих наличие лицензии, приостановлено в связи с непредставлением обществом заявления о переоформлении приложения к лицензии и выдачи документов, подтверждающих наличие лицензии.
Администрация приняла постановление от 29.09.06 N 710 о направлении в суд заявления об аннулировании лицензии серии АРО N 08147, регистрационный номер 6134-4300214, приложения к ней и документов, подтверждающих наличие лицензии. В качестве основания вынесения данного постановления указано осуществление розничной продажи алкогольной продукции на обособленных объектах, не указанных в приложении к лицензии.
Удовлетворяя заявление администрации об аннулировании лицензии на осуществление розничной продажи алкогольной продукции, выданной обществу, суд не учел следующее.
В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Федерального закона от 22.11.95 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции" органы местного самоуправления в пределах своей компетенции осуществляют контроль за соблюдением законодательства в области розничной продажи алкогольной продукции и за ее качеством.
Согласно пункту 1 статьи 16 указанного закона поставки и (или) розничная продажа алкогольной продукции осуществляются только организациями при наличии соответствующих лицензий.
Лицензированию подлежат виды деятельности, связанные с производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, за исключением закупки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (в целях использования их в качестве сырья или вспомогательного материала при производстве алкогольной, спиртосодержащей и иной продукции либо в технических или иных не связанных с производством указанной продукции целях) и розничной продажи спиртосодержащей продукции (пункт 1 статьи 18 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции").
В силу положений пункта 1 статья 20 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции" действие лицензии на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции может быть приостановлено решением лицензирующего органа на основании материалов, представленных органами, осуществляющими контроль и надзор за соблюдением настоящего Федерального закона, а также по инициативе самого лицензирующего органа в пределах его компетенции, в частности, в случаях невыполнение организацией предписаний лицензирующего органа об устранении нарушений условий действия лицензии; непредставление в установленный срок заявления о переоформлении лицензии.
Действие лицензии приостанавливается на срок, необходимый для устранения выявленных нарушений. Указанный срок не может превышать шесть месяцев. В случае, если в установленный срок заявитель не устранил указанные обстоятельства, лицензирующий орган обязан обратиться в суд с заявлением об аннулировании лицензии.
Из системного толкования указанных норм следует, что лицензия на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции может быть аннулирована в случае неустранения в установленный срок обстоятельств, повлекших за собой приостановление действия лицензии.
Приостановление действия лицензии - это мера, предоставляющая лицензиату возможность устранить выявленные в ходе проверки нарушения. Закон регламентирует, что срок, необходимый для устранения выявленных нарушений, не может превышать шесть месяцев. Обязательным условием для обращения уполномоченного органа в суд с заявлением об аннулировании лицензии является установление факта неустранения обстоятельств, которые повлекли приостановление действия лицензии.
Суд, установив факт нарушения обществом законодательства о лицензировании, не проверил соблюдение управлением процедуры приостановления и аннулирования лицензии, установленной Федеральным законом "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции".
Суд не дал оценку тому обстоятельству, что управление вынесло постановления N 710 о направлении в суд заявления об аннулировании лицензии и N 711 о приостановлении действия лицензии в один день (29.09.06). Заявление об аннулировании лицензии зарегистрировано в канцелярии арбитражного суда 13.11.06.
В кассационной жалобе общество указывает, что не было ознакомлено с принятым постановлением от 29.09.06 N 711 о приостановлении действия лицензии, а получило его в составе документов, переданных в суд с настоящим заявлением.
Суду надлежит проверить соблюдение управлением положения пункта 4 статьи 20 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции", в соответствии с которым решение о приостановлении действия лицензии на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции или о направлении в суд заявления об аннулировании такой лицензии доводится лицензирующим органом до заявителя в письменной форме с мотивированным обоснованием не позднее чем через три дня со дня принятия решения.
В силу пункта 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, рассматривающий дело в кассационной инстанции, не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены в решении или постановлении либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими, о том, какая норма материального права должна быть применена и какое решение, постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела.
При таких обстоятельствах, судебные акты подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда.
При новом рассмотрении дела суду необходимо с учетом разъяснений суда кассационной инстанции проверить соблюдение управлением процедуры приостановления и аннулирования лицензии, закрепленной в статье 20 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции", после чего с надлежащим применением норм материального и процессуального права принять законное и обоснованное решение.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа постановил:
решение от 14 марта 2007 года и постановление апелляционной инстанции от 8 июня 2007 года Арбитражного суда Ростовской области по делу N А53-17145/2006-С6-27 отменить. Направить дело на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 6 сентября 2007 г. N Ф08-5683/07-2159А "Лицензия на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции может быть аннулирована в случае неустранения в установленный срок обстоятельств, повлекших за собой приостановление действия лицензии"
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Кавказского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело