Департамент по транспорту и связи Краснодарского края (далее - департамент) обратился в арбитражный суд с иском к ОАО "Акционерная фирма "Кубаньпассажиравтосервис"" (далее - общество) о признании недействительным зарегистрированного за ответчиком права собственности на автостанцию (нежилое здание с пристройкой общей площадью 87,1 кв. м), расположенную по ул. Свердлова в станице Динской Краснодарского края.
Решением от 13.04.07, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 20.06.07 иск удовлетворен. Судебные инстанции исходили из того, что при создании общества путем приватизации Краснодарского производственного объединения автовокзалов и автостанций спорное имущество не включалось в план приватизации и оставалось в ведении предприятия Краснодарского края "Динское АТП". Суд апелляционной инстанции также указал на несостоятельность ссылки ОАО "Кубаньпассажиравтосервис" на акт оценки стоимости имущества ввиду того, что акционирование истца проводилось на основании Указа Президента от 01.07.92, согласно которому составление таких актов не требовалось.
В кассационной жалобе общество просит решение и постановление отменить, в иске отказать. Заявитель указывает, что архивной справкой от 23.03.93 о передаче правопредшественнику истца ряда автовокзалов и автостанций края (т. 1, л. д. 79), актом оценки стоимости имущества (приложение N 1 к плану приватизации), аудиторским заключением подтверждается передача Динской автостанции обществу в ходе приватизации и включение его стоимости в уставный капитал общества. Заявитель считает, что истец не является органом, уполномоченным осуществлять защиту прав субъекта Российской Федерации. Суд без оснований не принял во внимание решение Арбитражного суда Краснодарского края по делу N А32-10413/06-31/271, которым ГУП "Динское АТП" отказано в иске о признании права собственности на здание Динской автостанции.
В судебном заседании представитель общества поддержал изложенные в жалобе доводы, представитель департамента просил оставить жалобу без удовлетворения.
Изучив материалы дела и выслушав участвующих в деле лиц, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что обжалуемые судебные акты подлежат отмене по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, за обществом зарегистрировано право собственности на нежилое здание автостанции с пристройкой (литеры А, А1 общей площадью 87,1 кв. м), расположенное в ст. Динская, ул. Свердлова. В свидетельстве о государственной регистрации права от 11.01.05, серия 23-АА N 016891 основанием регистрации указан план приватизации от 28.12.92.
В плане приватизации Краснодарского производственного объединения автовокзалов и пассажирских автостанций (правопредшественник общества) в числе его подразделений поименована, в частности, Краснодарская автостанция-2 (г. Краснодар, ул. Гаврилова "Краснодар - 2") и указана балансовая стоимость на 01.07.92 находящихся на балансе приватизируемого объединения основных фондов - 8 484,3 тыс. рублей и величина уставного капитала - 6 075 тыс. рублей, определяемая, как отмечено в плане, в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 01.07.92 N 721. Из объектов, не подлежащих приватизации, но передаваемых в пользование трудового коллектива приватизируемого предприятия, в плане приватизации названа только база отдыха "Березка" стоимостью 9 246 рублей. В разделе "примечания" указано, что план приватизации представляется одновременно с актом оценки. План приватизации составлен рабочей комиссией по приватизации, согласован с комиссией Комитета по управлению государственным имуществом и утвержден Комитетом по управлению госимуществом Краснодарского края.
Из акта оценки зданий и сооружений по состоянию на 01.07.92, прилагаемого к плану приватизации, следует, что одноэтажные здания Динской автостанции (остаточной стоимостью 53 949 рублей 52 копейки) и туалета (остаточной стоимостью 702 рубля 13 копеек) входили в состав подразделения Краснодарская автостанция-2 приватизируемого производственного объединения. Общая остаточная стоимость зданий (основных фондов), относящихся к подразделениям производственного объединения, включая спорный объект, составила согласно акту оценки 4 751 223 рубля 37 копеек, что не превышает размер уставного капитала вновь образованного акционерного общества - 6 075 тыс. рублей, указанный в плане приватизации.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 01.07.92 N 721, на основании которого производилась приватизация производственного объединения, Государственному комитету Российской Федерации по управлению государственным имуществом, комитетам по управлению имуществом республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных областей, автономных округов предписывалось приступить к преобразованию государственных предприятий (кроме совхозов), производственных и научно - производственных объединений в акционерные общества открытого типа. Государственное имущество, ранее переданное в ведение (на баланс) указанным предприятиям и объединениям подлежало внесению в их уставный капитал. Указом утверждено прилагаемое Положение о коммерциализации государственных предприятий, в котором конкретизировано, что обязательному преобразованию в акционерные общества подлежали все предприятия, производственные и научно - производственные объединения со средней численностью работающих более 1000 человек или с балансовой стоимостью основных фондов на 1 января 1992 г. более 50 млн. рублей, находящиеся в федеральной собственности, государственной собственности субъектов Российской Федерации, в том числе краев. Государственные предприятия, имевшие балансовую стоимость основных фондов на 1 января 1992 г. от 10 до 50 млн. рублей и среднесписочную численность работающих более 200 человек, а также не являющиеся юридическими лицами подразделения предприятий (объединений), обладавшие по состоянию на 1 января 1992 года отдельным балансом либо имевшие балансовую стоимость основных фондов более 10 млн. рублей или среднесписочную численность работающих более 200 человек, могли быть преобразованы в открытые акционерные общества по решению их трудовых коллективов и соответствующих комитетов по управлению имуществом. В этих случаях решение о коммерциализации принималось соответствующим комитетом по управлению имуществом на основании представленной в комитет выписки из протокола общего собрания трудового коллектива подраздел ения. Рабочим комиссиям по приватизации, образуемым на предприятиях, вменялось в обязанность подготовить и представить для утверждения в комитет не только план приватизации, но и акт оценки имущества. В уставный капитал акционерного общества не включалась лишь стоимость объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, передаваемых трудовым коллективам в пользование. Состав имущества акционерного общества на момент его учреждения отражался именно в акте его оценки и соответствовал величине его уставного капитала.
Таким образом, нормативным документом, определявшим порядок, в соответствии с которым происходила приватизация ответчика, устанавливалось, что акт оценки приватизируемого имущества составлял единое целое с планом приватизации и являлся документом, определяющим состав приватизируемого имущества и соответствующую стоимости этого имущества величину уставного капитала создаваемого общества. Утверждение апелляционной инстанции о том, что согласно Указу Президента Российской Федерации от 01.07.92 N 721 составление акта оценки не требовалось, прямо противоречит утвержденному Указом Положению о коммерциализации. Списочный состав работников и правовой статус приватизируемого производственного объединения полностью соответствовали критериям названных нормативных актов.
Неправильное применение судами норм материального права привело к ненадлежащему исследованию акта оценки приватизируемого имущества и других имеющихся в деле доказательств. В частности, не получило надлежащей оценки письмо Фонда имущества Краснодарского края от 07.09.95 N 09-1804, которым подтверждалось включение стоимости здания Динской автостанции в уставный капитал ответчика. При этом письмо Фонда государственного имущества Краснодарского края от 15.02.07 N 10-157, в котором утверждается, что письмо фонда от 07.09.95 N 09-1804 выдано ошибочно, принято судебными инстанциями в качестве бесспорного доказательства без учета того, что оно составлено уже при рассмотрении спора в суде, через длительное время после состоявшейся приватизации и не содержит анализа первичных документов.
В то же время суд не выяснил характер деятельности Динского автотранспортного предприятия на момент приватизации Краснодарского производственного объединения автовокзалов и пассажирских автостанций, не установил, учитывалось ли здание автостанции одновременно на балансе Динского АТП, могло ли оно осуществлять уставную деятельность по организации пассажирских и грузоперевозок без использования спорного здания. Выяснение данных обстоятельств необходимо для оценки соответствия приватизационной сделки нормативным актам в части включения в уставный капитал общества имущества, используемого другими предприятиями, если это имело место (пункт 11 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.02.98 N 8 "О некоторых вопросах практики разрешения споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав").
Нарушение положений статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об исследовании и оценке доказательств могло привести к неправильному разрешению спора, в связи с чем обжалуемые судебные акты подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение.
Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа постановил:
решение от 10.01.07 и постановление апелляционной инстанции от 10.04.07 Арбитражного суда Ростовской области по делу N А53-16139/06-С2-11 отменить, передать дело на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 18 сентября 2007 г. N Ф08-5876/07 "В соответствии с Указом Президента РФ от 1 июля 1992 г. N 721 и утвержденным Указом Положением о коммерциализации государственных предприятий акт оценки имущества приватизируемого предприятия наряду с планом приватизации определял состав приватизируемого имущества и величину уставного капитала создаваемого в порядке приватизации акционерного общества"
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Кавказского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело