Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа
от 12 сентября 2007 г. N Ф08-5740/07 по делу N А01-2207/06-01
"Разрешая спор, суд обоснованно исходил из того, что Росприроднадзор
на законных основаниях занимает спорные помещения, помещения находятся
в оперативном управлении этого учреждения и используются в его
специальной деятельности. Согласно статье 93.1 Гражданского кодекса
РСФСР и статье 48 Основ гражданского законодательства Союза ССР
и республик, действовавшими в период начала эксплуатации спорных
помещений истцом, за учреждением, финансируемым за счет средств
собственника, имущество закреплялось на праве оперативного управления.
Действовавшее в то время законодательство не предусматривало
предоставление учреждениям помещений для осуществления ими специальной
деятельности на ином праве"
(извлечение)
Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Адыгея (далее - Росприроднадзор) обратилось в Арбитражный суд Республики Адыгея с иском к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Краснодарскому краю (далее - управление) о признании права оперативного управления на нежилые помещения площадью 523,6 кв.м., расположенные в административном здании по адресу: Республика Адыгея, г. Майкоп, ул. Гагарина, 52.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Краснодарскому краю и Республике Адыгея (далее - Управление Россельхознадзора), Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Республике Адыгея, Федеральная служба по надзору в сфере природопользования, Главное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Южному федеральному округу.
Решением суда от 30.03.07 за истцом признано право оперативного управления на фактически занимаемые нежилые помещения административного здания общей площадью 523,6 кв.м., расположенные по адресу: Республика Адыгея, г. Майкоп, ул. Гагарина, 52. Суд исходил из того, что Росприроднадзор более 10 лет занимает спорные нежилые помещения на законных основаниях; в силу пункта 11 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25 февраля 1998 г. N 8 "О некоторых вопросах практики разрешения споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" (далее - постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25 февраля 1998 г. N 8) факт нахождения имущества на балансе другого учреждения не является основанием для признания балансодержателя единственным законным владельцем помещений, если эти помещения ранее были предоставлены другим организациям в установленном законом порядке.
В кассационной жалобе Управление Россельхознадзора просит решение суда отменить, в иске отказать. Заявитель указывает, что он является единственным балансодержателем вышеуказанного здания, имеет все необходимые правоустанавливающие документы, в то время как истец не имеет ни одного документа, подтверждающего его права на спорные помещения. Договор безвозмездного пользования от 08.12.04 N-36 утратил юридическую силу в связи с ликвидацией предыдущего балансодержателя; в 2005, 2006 и в 2007 годах Управление Россельхознадзора не заключило с истцом договор на пользование зданием по ул. Гагарина, 52. Вывод суда о том, что заявитель жалобы имеет излишние площади, не соответствует материалам дела. Здание в г. Майкопе по ул. Гагарина, 52 построено в 1968 г., Росприроднадзор размещается в этом здании с 1993 г., в связи с чем, по мнению заявителя жалобы, суд неправильно применил к рассматриваемым отношениям пункт 11 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25 февраля 1998 г. N 8.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и выслушав представителей участвующих в деле лиц, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что решение суда подлежит отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Росприроднадзор, являясь территориальным органом федерального органа исполнительной власти, размещается в здании, расположенном в городе Майкопе по ул. Гагарина, 52.
Распоряжением Правительства Республики Адыгея от 05.07.94 N 104-р "О размещении Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов Республики Адыгея" в целях рационального использования здания и создания необходимых условий для работы Министерства принято решение разместить аппарат Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов Республики Адыгея (правопреемник - Росприроднадзор) в здании по адресу ул. Гагарина, 52
До 1996 г. балансодержателем здания выступало Адыгейское лесоохотничье хозяйство "Элота". Постановлением Кабинета Министров Республики Адыгея N 136 от 15.04.96 здание по ул. Гагарина, 52 общей площадью 1334,4 кв. м. передано на баланс Управления охотничьего хозяйства при Кабинете Министров Республики Адыгея.
Согласно распоряжению Кабинета Министров N133-р от 06.05.98 "О размещении государственных учреждений в административном здании, расположенном по адресу: г. Майкоп, ул. Гагарина, 52" Государственному комитету Республики Адыгея предписано разместить на условиях безвозмездного пользования Министерство охраны окружающей среды и природных ресурсов Республики Адыгея и Комитет Республики Адыгея по лесу на занимаемой ими на 1 апреля 1998 г. площади в указанном здании.
В последующем истцом неоднократно поднимался вопрос в территориальном органе госимущества по Республике Адыгея о передаче в оперативное управление занимаемых помещений в здании по улице Гагарина, 52.
В 2004 г. Территориальное Управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Республике Адыгея, ссылаясь на то, что порядок рассмотрения вопроса закрепления площадей носит длительный характер и будет рассматриваться с участием Росимущества, предложило истцу подписать договор безвозмездного пользования на фактически занимаемую площадь.
Территориальное управление Министерства имущественных отношений Российской Федерации по Республике Адыгея (ссудодатель), Управление по охране, контролю и регулированию использования охотничьих животных Республики Адыгея (балансодержатель) и Росприроднадзор (ссудополучатель) заключили договор от 08.12.04 N 36. По условиям договора ссудодатель передает ссудополучателю в безвозмездное пользование нежилые помещения общей площадью 710,7 кв. м, в том числе 547,5 кв. м - на втором этаже и половине первого этажа, 163,2 кв. м - подвальное помещение, расположенные по адресу: г. Майкоп, ул. Гагарина, 52. Договор заключен на неопределенный срок (пункты 1.1, 5.1 договора), зарегистрирован в реестре федерального имущества за N36.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.12.04 N 754 "О мерах по обеспечению деятельности Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору" ликвидировано Управление по охране, контролю и регулированию использования охотничьих животных Республики Адыгея (балансодержатель здания). Министерству экономического развития и торговли Российской Федерации предписано обеспечить закрепление в установленном порядке за территориальными органами Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору имущество, высвобождаемое в связи с ликвидацией федеральных государственных учреждений.
Территориальное управление федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Республике Адыгея в распоряжении от 17.02.06 N 19 поручило Управлению по охране, контролю и регулированию использования охотничьих животных Республики Адыгея в связи с его ликвидацией передать имущество Управлению Россельхознадзору. Здание передано на баланс Россельхознадзора, органы управления которого размещены в г. Краснодаре. В соответствии с пунктом 3 распоряжения от 17.02.06 N 19 Территориальное управление Министерства имущественных отношений Российской Федерации по Республике Адыгея обязало Управление Россельхознадзора внести преданное ему имущество в реестр федерального имущества по месту регистрации юридического лица (Территориальное управление Россимущества по Краснодарскому краю). Согласно выписке из реестра федерального имущества здание, расположенное по адресу: г. Майкоп, ул. Гагарина, 52, находится на балансе Россельхознадзора (письмо управления от 06.06.06 N 04-09/4714).
Росприроднадзор обратился к управлению с просьбой внести изменения в договор безвозмездного пользования в части наименования сторон. Управление сообщило Росприроднадзору о том, что не возражает против размещения сотрудников Росприроднадзора в нежилых помещениях федерального уровня собственности, расположенных по адресу: г. Майкоп, ул. Гагарина, 52, на условиях оформления договора безвозмездного пользования при условии согласия на это балансодержателя - Управления Россельхознадзора, однако последнее отказалось от заключения договора безвозмездного пользования.
Согласно пункту 11 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.02.98 N 8 "О некоторых вопросах практики разрешения споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" суд на общих основаниях рассматривает спор между государственными (муниципальными) предприятиями и организациями о признании права на помещение в здании, находящемся на балансе одного предприятия, возведенном за счет централизованных вложений и предназначенном для размещения нескольких предприятий и организаций. При этом факт нахождения имущества на балансе одного предприятия не является основанием для признания балансодержателя единственным законным владельцем помещений, если эти помещения ранее были предоставлены другим предприятием и организациям в установленном порядке.
Разрешая спор, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что Росприроднадзор на законных основаниях занимает спорные помещения, несет расходы по их содержанию и эксплуатации, помещения находятся в оперативном управлении этого учреждения и используются в его специальной деятельности.
Правоотношения по закреплению за истцом спорных помещений возникли в 1994 г. на основании распоряжения Правительства Республики Адыгея от 05.07.94 N 104-р "О размещении Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов Республики Адыгея".
Согласно статье 93.1 Гражданского кодекса РСФСР и статье 48 Основ гражданского законодательства Союза ССР и республик, действовавшими в период начала эксплуатации спорных помещений истцом, за учреждением, финансируемым за счет средств собственника, имущество закреплялось на праве оперативного управления. Действовавшее в то время законодательство не предусматривало предоставление учреждениям помещений для осуществления ими специальной деятельности на ином праве.
Заключение договора безвозмездного пользования спорными помещениями в 2004 г. само по себе не свидетельствует о прекращении возникшего у Росприроднадзора права оперативного управления на имущество. В силу части 2 статьи 296 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник имущества, закрепленного за учреждением, вправе изъять только излишнее, неиспользуемое либо используемое не по назначению имущество и распорядиться им по своему усмотрению. Однако соответствующее решение собственником не принималось.
Довод Управления Россельхознадзора о том, что признание за истцом права оперативного управления нарушает его права и влечет фактическое изъятие у него имущества, несостоятелен. В соответствии со статьей 299 Гражданского кодекса Российской Федерации право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за учреждением, возникает у этого учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника. В материалах дела отсутствуют документы, подтверждающие, что спорное помещение находится у Россельхознадзора на праве оперативного управления. Спорные нежилые помещения переданы Управлению Россельхознадзора только на баланс, и не могли передаваться в оперативное управление, поскольку в 1994 г. эти помещения были закреплены на праве оперативного управления за истцом и с этого времени находились в его фактическом пользовании.
Вместе с тем решение суда о признании за истцом права оперативного управления на фактически занимаемые нежилые помещения административного здания общей площадью 523,6 кв.м., расположенные по адресу: Республика Адыгея, г. Майкоп, ул. Гагарина, 52., но без указания конкретных помещений, не может быть признано законным. Поскольку здание находится во владении нескольких лиц, в решении суда должно указываться, какие помещения (номера, площадь, этаж) закреплены на праве оперативного управления за истцом. Суд данные обстоятельства не исследовал.
В силу части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная инстанция не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены в решении, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими. Ввиду того, что суд не исследовал существенные для дела обстоятельства, обжалуемый судебный акт подлежит отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Республики Адыгея от 30.03.07 по делу N А21-2207/06-1 отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и обжалованию не подлежит.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 12 сентября 2007 г. N Ф08-5740/07 по делу N А01-2207/06-01 "Разрешая спор, суд обоснованно исходил из того, что Росприроднадзор на законных основаниях занимает спорные помещения, помещения находятся в оперативном управлении этого учреждения и используются в его специальной деятельности. Согласно статье 93.1 Гражданского кодекса РСФСР и статье 48 Основ гражданского законодательства Союза ССР и республик, действовавшими в период начала эксплуатации спорных помещений истцом, за учреждением, финансируемым за счет средств собственника, имущество закреплялось на праве оперативного управления. Действовавшее в то время законодательство не предусматривало предоставление учреждениям помещений для осуществления ими специальной деятельности на ином праве"
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Кавказского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело