Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа
от 13 сентября 2007 г. N Ф08-6018/07-2246А
"Ссылки налоговой инспекции о неподтверждении фактического экспорта
ввиду отсутствия отметки пограничного таможенного органа о вывозе товара
за пределы таможенного пространства РФ необоснованны, так как экспорт
осуществлен через Республику Беларусь, являющуюся
государством-участником Таможенного союза, в соответствии со статьей 165
Налогового кодекса РФ при осуществлении экспорта через такие государства
необходима лишь отметка таможенного органа, производившего оформление
экспортированного товара, так как пограничный таможенный контроль
отменен"
(извлечение)
ЗАО "Новороссийский завод "Красный двигатель"" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании незаконным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Новороссийску (далее - налоговая инспекция) от 21.06.05 N 321 в части отказа в возмещении 219 471 рубля НДС (уточненные в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации требования).
Решением суда от 10.05.07 признано недействительным решение налоговой инспекции в оспариваемой части, обществу выдана справка на возврат уплаченной госпошлины.
Решение мотивировано тем, что общество представило в налоговый орган все необходимые документы, предусмотренные статьей 165 Налогового кодекса Российской Федерации, для подтверждения права на применение налоговой ставки 0 процентов по НДС и документально обосновало свое право на заявленный вычет. Для подтверждения вывоза товара за пределы Российской Федерации через Республику Беларусь, в целях применения налоговой ставки 0 процентов по НДС, достаточно представленной копии ГТД с отметками Новороссийской таможни.
Законность и обоснованность судебного акта в апелляционной инстанции не проверялись.
Налоговая инспекция обратилась в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение от 10.05.07, отказать в удовлетворении заявления. По мнению заявителя жалобы, в силу требований статьи 165 Налогового кодекса Российской Федерации для подтверждения налоговой ставки 0 процентов и возмещения НДС налогоплательщик обязан представить ГТД со всеми необходимыми отметками. В представленных грузовых таможенных декларациях отсутствуют отметки, подтверждающие таможенное оформление вывозимых товаров через таможню "Западный Буг" (Белоруссия). Таганрогской таможней не подтверждены факты вывоза товара за пределы Российской Федерации через таможенные посты "Козловичи", "Гудобай".
Общество представило отзыв на кассационную жалобу, просит оставить решение суда без изменения, ссылаясь на его законность и обоснованность.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы и отзыва, проверив законность и обоснованность судебного акта, считает, что жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, общество представило в налоговую инспекцию уточненную налоговую декларацию по НДС по налоговой ставке 0 процентов за февраль 2005 года. Налоговая база по налоговой ставке 0 процентов (реализация товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта) заявлена в сумме 7 892 533 рублей, общая сумма налоговых вычетов - 859 602 рубля.
Решением налоговой инспекции от 21.06.05 N 321 обществу отказано в возмещении 219 471 рубля из 859 602 рублей НДС.
В соответствии со статьями 137 и 138 Налогового кодекса Российской Федерации общество обжаловало указанное решение в арбитражный суд.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 164 Кодекса при реализации товаров, помещенных под таможенный режим экспорта, при условии их фактического вывоза за пределы таможенной территории Российской Федерации и представления в налоговые органы документов, предусмотренных статьей 165 Кодекса, применяется налоговая ставка по налогу на добавленную стоимость в размере 0 процентов.
По пункту 2, 3 статьи 165 Кодекса для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов и налоговых вычетов в налоговые органы представляются: агентский договор, контракт (копия контракта) налогоплательщика с иностранным лицом на поставку товара за пределы таможенной территории Российской Федерации; выписка банка (копия выписки), подтверждающая фактическое поступление выручки от иностранного лица - покупателя товара на счет налогоплательщика или агента в российском банке; грузовая таможенная декларация (ее копия) с отметками российского таможенного органа, осуществившего выпуск товаров в режиме экспорта, и российского таможенного органа, в регионе деятельности которого находится пункт пропуска, через который товар был вывезен за пределы таможенной территории Российской Федерации; копии транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов с отметками пограничных таможенных органов, подтверждающих вывоз товаров за пределы территории Российской Федерации.
Право на возмещение из бюджета суммы НДС при экспорте товара возникает у налогоплательщика в случае документального подтверждения им фактов реально произведенного экспорта и получения валютной выручки от иностранного покупателя экспортного товара.
Выводы суда о том, что заявителем подтверждена уплата НДС и факт реального экспорта, соответствуют фактическим обстоятельствам и собранным по делу доказательствам и налоговым органом в жалобе не оспариваются.
Согласно статье 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности. При этом каждое доказательство подлежит оценке арбитражным судом наряду с другими доказательствами.
В решении налогового органа единственной причиной отказа в возмещении НДС указано признание необоснованным применение налоговой ставки 0 процентов при реализации товаров (работ, услуг) на сумму 4 071 615 рублей.
Согласно мотивированному заключению от 21.06.05 N 02.11-321 в нарушение процедуры подтверждения фактов экспорта (указания Государственного таможенного комитета Республики Беларусь от 06.05.99 N 32 и распоряжение Государственного таможенного комитета Российской Федерации от 24.05.99 N 01-14/615 "О подтверждении вывоза товаров") в грузовых таможенных декларациях отсутствуют отметки, подтверждающие факт вывоза товара за пределы таможенной территории Российской Федерации соответствующим таможенным органом на границе.
В своем отзыве налоговая инспекция указала, что пакет документов на сумму 4 071 615 рублей не соответствует требованиям статьи 165 Налогового кодекса Российской Федерации: грузовые таможенные декларации не содержат отметки таможни "Западный Буг", подтверждающие факт вывоза товара за пределы таможенной территории Республики Беларусь; встречными проверками не подтвержден вывоз товара через таможенный пост "Козловичи", указанный в декларациях. Таким образом, по мнению инспекции, общество не выполнило всех требований законодательства, регулирующего получение права на налоговый вычет при экспорте товаров, и налогообложение по ставке 0 процентов заявлено им частично необоснованно.
Ссылки налоговой инспекции о неподтверждении фактического экспорта ввиду отсутствия отметки пограничного таможенного органа о вывозе товара за пределы таможенного пространства Российской Федерации необоснованны, так как экспорт осуществлен через Республику Беларусь, являющуюся государством-участником Таможенного союза, в соответствии со статьей 165 Налогового кодекса Российской Федерации при осуществлении экспорта через такие государства необходима лишь отметка таможенного органа, производившего оформление экспортированного товара, так как пограничный таможенный контроль отменен.
При вывозе товаров в таможенном режиме экспорта через границу Российской Федерации с государством - участником Таможенного союза, на которой таможенный контроль отменен, представляется грузовая таможенная декларация (ее копия) с отметками таможенного органа Российской Федерации, производившего таможенное оформление указанного вывоза товаров (подпункт 3 пункта 1 статьи 165 Налогового кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 29.05.02 N 57-ФЗ).
На представленных обществом грузовых таможенных декларациях 10317060/150704/0001554, 10317060/200804/0002468, 10317060/181004/0004272, 10317060/211004/0004421 и международных товарно-транспортных накладных к ним имеются отметки Новороссийской таможни, производившей оформление товара на экспорт, "Выпуск разрешен", что полностью соответствует требованиям подпункта 3 пункта 1 статьи 165 Налогового кодекса Российской Федерации, разделу III Инструкции о подтверждении таможенными органами фактического вывоза (ввоза) товаров с таможенной территории Российской Федерации (на таможенную территорию Российской Федерации), утвержденной приказом Государственного таможенного комитета Российской Федерации от 21.07.03 N 806 и действовавшей в спорный период. Распоряжение Государственного таможенного комитета Российской Федерации от 24.05.99 N 01-14/615 "О подтверждении вывоза товаров", на которое сослался налоговый орган в мотивированном заключении от 21.06.05, отменено пунктом 6 приказа Государственного таможенного комитета Российской Федерации от 26.06.01 N 598. Кроме того, на перечисленных грузовых таможенных декларациях имеются заверенные номерной печатью сотрудника отметки Новороссийской таможни о том, что по информации таможни "Западный буг" товары вывезены.
В ответе от 26.04.05 N 02-1/4176 на запрос налоговой инспекции таможня "Западный буг" Республики Беларусь подчеркнула, что подтверждение фактического экспорта товара через таможенную границу Российской Федерации с государством-участником Таможенного союза, на которой таможенный контроль отменен, возложено на таможенный орган Российской Федерации, в зоне деятельности которого проводилось таможенное оформление вывозимых товаров в режиме экспорта.
Налоговая инспекция полагает, что данное письмо опровергает факт вывоза товаров за пределы Российской Федерации, однако в ответе таможня "Западный буг" по существу лишь указала на отсутствие у нее полномочий подтверждать фактический экспорт товара через таможенную границу Российской Федерации с Республикой Беларусь.
Также не подтвержден материалами дела довод кассационной жалобы о том, что Таганрогской таможней не подтверждены факты вывоза товара за пределы Российской Федерации через таможенные посты "Козловичи", "Гудобай". Кроме того, в имеющихся в материалах дела грузовых таможенных декларациях отсутствуют сведения о вывозе товаров через таможню "Гудобай", а в своих отзывах в суде первой инстанции налоговый орган не заявлял об опровержении Таганрогской таможней факта вывоза товаров через эту таможню.
В нарушение требований статей 65 и 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации налоговый орган не доказал соответствие оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, а также обстоятельства, послужившие основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия).
По смыслу положения, содержащегося в пункте 7 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации, в сфере налоговых отношений действует презумпция добросовестности налогоплательщиков. Налоговая инспекция не представила суду доказательств недобросовестности в действиях общества при возмещении НДС за февраль 2005 года.
В соответствии с частью 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы.
Доводы заявителя кассационной жалобы направлены на переоценку доказательств, которые суд оценил с соблюдением норм главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, что противоречит требованиям статей 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
При указанных обстоятельствах основания для отмены или изменения обжалуемого судебного акта отсутствуют. Нормы права при разрешении спора применены судом правильно. Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебного акта (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
В соответствии со статьями 101, 102, 105, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 333.17, 333.21, 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы следует возложить на налоговую инспекцию.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа постановил:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 10.05.07 по делу N А32-29499/2005-60/814 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Новороссийску в доход федерального бюджета 1 тыс. рублей государственной пошлины.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 13 сентября 2007 г. N Ф08-6018/07-2246А "Ссылки налоговой инспекции о неподтверждении фактического экспорта ввиду отсутствия отметки пограничного таможенного органа о вывозе товара за пределы таможенного пространства РФ необоснованны, так как экспорт осуществлен через Республику Беларусь, являющуюся государством-участником Таможенного союза, в соответствии со статьей 165 Налогового кодекса РФ при осуществлении экспорта через такие государства необходима лишь отметка таможенного органа, производившего оформление экспортированного товара, так как пограничный таможенный контроль отменен"
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Кавказского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело