ГУП СК "Ставропольский краевой теплоэнергетический комплекс" (далее -предприятие) обратилось в арбитражный суд с иском к Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства по Ставропольскому краю и Министерству труда и социальной защиты населения Ставропольского края о взыскании 46 187 рублей 20 копеек расходов на предоставление гражданам, проживающим в Ипатовском районе Ставропольского края, льгот в соответствии с Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Закон о защите инвалидов) при оплате за тепловую энергию, потребленную в декабре 2004 г.
Определением от 27.03.07 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство финансов Ставропольского края.
Решением от 23.05.07 с Минфина России за счет казны Российской Федерации в пользу предприятия взыскано 39 103 рубля 28 копеек задолженности. В остальной части в иске отказано. Решение мотивировано тем, что из норм Закона о защите инвалидов не следует обязанность субъекта Российской Федерации по финансированию льгот, установленных федеральным законодателем для данной категории населения. Поскольку обязательства по социальной защите инвалидов установлены федеральным законом в соответствии с компетенцией федеральных органов власти, то финансирование таких льгот должно осуществляться из федерального бюджета. Суд установил, что субвенции, выделенные из федерального бюджета Ставропольскому краю на реализацию Закона о защите инвалидов в 2004 году, в полном объеме использованы по целевому назначению. Материалами дела не подтверждено наличие неиспользованного остатка по выделенным из федерального бюджета субвенциям. Поскольку финансирование реализации Закона о защите инвалидов не обеспечено в полном объеме, иск удовлетворен за счет казны Российской Федерации. Из суммы взыскиваемой задолженности вычтен налог на добавленную стоимость.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе Минфин России просит отменить решение и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований к Министерству финансов Российской Федерации. Заявитель полагает, что является ненадлежащим ответчиком по делу. Суд ошибочно признал федеральный бюджет единственным источником финансирования расходов на предоставление льгот инвалидам. Заявитель сослался на нарушение пункта 15 статьи 5 Закона о защите инвалидов, по которому формирование бюджетов субъектов Российской Федерации в части расходов на социальную защиту инвалидов отнесено и к компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Данной статей не установлено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации формируют бюджеты субъектов только в части расходов на дополнительные льготы инвалидам и семьям, имеющим детей инвалидов. Заявитель указывает, что статей 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации также установлено, что обеспечение социальной защиты населения финансируется совместно за счет средств федерального бюджета, средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов. Суд не учел, что согласно постановлению Правительства от 14.07.01 N 536 на реализацию Закона о защите инвалидов бюджетам субъектов Российской Федерации из Фонда компенсаций предоставляются субсидии. В данном случае предоставление субсидии предполагает участие бюджета Ставропольского края в реализации Закона о социальной защите инвалидов путем формирования бюджета в части расходов на социальную защиту инвалидов. При необходимости органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации могли внести в Министерство финансов Российской Федерации предложения об изменении размера субсидий и субвенций, выделяемых для покрытия расходов из Фонда компенсаций на реализацию Закона о защите инвалидов, в том числе предложения о направлении неиспользованной части этих средств на погашение задолженности перед их получателями. Министерство финансов Российской Федерации в полном объеме исполнило обязат ельства по доведению денежных средств, предусмотренных Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2004 год" субъекту Российской Федерации.
В отзыве на кассационную жалобу предприятие просит решение оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Как видно из материалов дела, предприятие и Управление труда и социальной защиты населения Ипатовской районной государственной администрации (далее - управление) заключили договор от 12.01.04 N 31 о предоставлении 50% скидки по оплате отопления и горячего водоснабжения инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, в соответствии с Законом о защите инвалидов. По условиям договора предприятие обязалось предоставить льготы по оплате теплоснабжения указанной категории потребителей, а управление - по мере поступления средств из Фонда компенсации и в пределах бюджетных ассигнований оплачивать на основании актов-сверок и счетов-фактур расходы предприятия, связанные с предоставлением льгот.
В ходе исполнения условий договора предприятие предоставило инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, льготы по оплате отопления и горячего водоснабжения. Не получив полного возмещения расходов, понесенных в декабре 2004 года в связи с предоставлением льгот, истец обратился с иском в суд.
В обоснование исковых требований предприятие представило суду реестры льготников за спорный период, копии документов, подтверждающих права на льготы, акты сверки взаимных расчетов за декабрь 2004 года, подписанные представителями управления и предприятия и подтверждающие наличие и сумму спорной задолженности (т. 1, л. д. 44, т. 2, л. д. 146), счета-фактуры.
Суд, исследовав представленные сторонами документы и оценив их по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, установил, что фактическая потребность Ставропольского края в средствах на компенсацию льгот по жилищно-коммунальным услугам в 2004 году превысила установленный в федеральном бюджете объем денежных средств, предназначенный для указанных целей.
В соответствии со статьей 17 Закона о защите инвалидов инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется скидка не ниже 50% с квартирной платы и оплаты коммунальных услуг (независимо от принадлежности жилищного фонда). При этом источник финансирования льгот в названном Законе не определен.
Статья 72 Конституции Российской Федерации, абзац 6 пункта 1 статьи 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 01.01.05) относят вопросы социальной защиты, включая социальное обеспечение, к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Это означает право субъекта Российской Федерации установить меры социальной поддержки дополнительно к мерам, предусмотренным федеральным законодательством, с принятием обязательств по их финансированию за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации. Российская Федерация не вправе устанавливать льготы с возложением обязанности по их финансированию на субъект Российской Федерации за счет собственных доходов последнего. Возложение этой обязанности по финансированию льгот означает передачу осуществления отдельных государственных полномочий на другой уровень власти, что в силу пункта 4 статьи 130, статей 133 и 136 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 01.01.05), раздела 4 Программы развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.08.01 N 584, должно сопровождаться одновременной передачей необходимых финансовых средств нижестоящим бюджетам в форме субвенций.
Если установившим льготы федеральным законом или принятым в его исполнение иным нормативным правовым актом обязанность по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей, возлагается на субъект Российской Федерации или муниципальное образование, то при недостаточности выделенных на эти цели средств из федерального бюджета взыскание должно осуществляться с Российской Федерации независимо от того, были ли предусмотрены соответствующие расходы в бюджете субъекта Российской Федерации или муниципального образования (пункт 18 постановления пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.06 N 23).
Согласно пунктам 18 и 19 статьи 4 Закона о защите инвалидов (в редакции, действующей в спорный период) к компетенции федеральных органов государственной власти относится установление федеральных льгот отдельным категориям инвалидов и формирование показателей федерального бюджета по расходам на социальную защиту инвалидов. К ведению органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области социальной защиты инвалидов относятся реализация государственной политики в отношении инвалидов на территориях субъектов Российской Федерации; установление льгот инвалидам или отдельным категориям инвалидов на территориях субъектов Российской Федерации за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации; формирование бюджетов субъектов Российской Федерации в части расходов на социальную защиту инвалидов (пункты 1, 14 и 15 статьи 5 Закона). Следовательно, из норм Закона о защите инвалидов не следует обязанность субъекта Российской Федерации по финансированию льгот, установленных федеральным законодателем для данной категории населения.
Согласно статье 84 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции до 01.01.05) исключительно из федерального бюджета финансируются расходы, связанные с обеспечением реализации решений федеральных органов исполнительной власти, приведших к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов бюджетов других уровней. Поскольку обязательства по социальной защите инвалидов установлены федеральным законом в соответствии с компетенцией федеральных органов власти, то финансирование таких льгот должно осуществляться из федерального бюджета.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.01 N 536 утверждено положение "О порядке предоставления и расходования средств фонда компенсаций на реализацию федеральных законов "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей"" (далее - Положение). Действие постановления продлено Правительством Российской Федерации на 2002 - 2004 годы. В силу пункта 2 названного Положения предоставление субсидий и субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации осуществляет Министерство финансов Российской Федерации на основании сводной бюджетной росписи федерального бюджета в пределах объемов финансирования и лимитов бюджетных обязательств, утверждаемых в установленном порядке.
Федеральным законом от 06.05.03 N 52-ФЗ в Закон Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики" введена статья 15.6, согласно которой возмещение организациям жилищно-коммунального хозяйства расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, установленных Законом о защите инвалидов, осуществляется за счет средств федерального бюджета путем предоставления субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации для возмещения фактически произведенных расходов.
Таким образом, в силу указанных правовых норм расходы, связанные с предоставлением в спорный период льгот по оплате за теплоснабжение, должны финансироваться из федерального бюджета.
Поскольку расходы, связанные с предоставлением в спорный период льгот по оплате за отопление и горячее водоснабжение, должны финансироваться из федерального бюджета, то при недостаточности выделенных на эти цели средств из федерального бюджета взыскание должно осуществляться с Российской Федерации. Исполнение Министерством финансов Российской Федерации в полном объеме обязательств по доведению денежных средств, предусмотренных Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2004 год" субъекту Российской Федерации не может служить обстоятельством, освобождающим Министерство финансов Российской Федерации от погашения образовавшейся задолженности, и возложении этой обязанности на соответствующий субъект (Ставропольский край).
При определении суммы задолженности суд правомерно принял во внимание, что согласно пункту 2 статьи 154 Налогового кодекса Российской Федерации при реализации товаров (работ, услуг) с учетом субвенций (субсидий), предоставляемых бюджетами различного уровня в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, или с учетом льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с законодательством, налоговая база определяется как стоимость реализованных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из фактических цен их реализации. Суммы субвенций (субсидий), предоставляемых бюджетами различного уровня в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, или льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с законодательством, при определении налоговой базы не учитываются.
Таким образом, суммы, полученные из бюджета в возмещение расходов по предоставлению льгот по действующему законодательству, не являются объектом налогообложения по налогу на добавленную стоимость.
Суд всесторонне, полно и объективно установил фактические обстоятельства, исследовал имеющиеся в деле доказательства и пришел к правильным выводам. Основания для отмены или изменения решения не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа постановил:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 23.05.07 по делу N А63-1745/07-С3 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 10 октября 2007 г. N Ф08-5937/07 "Суд правомерно взыскал убытки от предоставления в 2004 г. льгот инвалидам по оплате тепловой энергии с РФ"
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Кавказского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело