317 Группа финансирования капитального строительства Министерства обороны России (далее - группа финансирования) обратилась в арбитражный суд с иском к ООО "Энергогазооборудование" (далее - общество) и войсковой части 34060 о признании недействительными: торгов в форме открытого конкурса, проведенных 08.07.04 по выбору организации на право заключения государственного контракта на поставку, монтаж и пуско-наладку установки подготовки котловой воды за счет средств федерального бюджета (далее - торги от 08.07.04), заказчиком которых являлась войсковая часть 40063; протокола от 08.07.04 N 2 заседания конкурсной комиссии и государственного контракта от 21.07.04 N П-21-07-04 на поставку, монтаж и пуско-наладку блочной установки подготовки котловой воды. Истец также просил применить последствия недействительности сделки и взыскать с общества в пользу группы финансирования 1 397 261 рубль, а войсковую часть 34060 - возвратить обществу установку подготовки котловой воды.
Решением от 05.12.06 торги от 08.07.04 и государственный контракт от 021.07.04 N П-21-07-04 признаны недействительными. В остальной части в иске отказано. Судебный акт мотивирован тем, что оспариваемые торги организованы и проведены с нарушением законодательства Российской Федерации и правовых актов Министерства обороны России. Спорный объект не был включен в титульные списки строек на 2004 г., не обеспечен бюджетным финансированием, в составе конкурсной комиссии отсутствовал представитель финансового органа Минобороны России, в связи с чем у командира войсковой части 40063 отсутствовали полномочия выступать заказчиком при проведении торгов. В удовлетворении требования о применении последствий недействительности сделки отказано по тому основанию, что истец не является стороной спорной сделки.
Определением суда апелляционной инстанции от 12.03.07 произведена замена истца - группы финансирования на правопреемника - 149 Отдел финансирования капитального строительства Министерства обороны Российской Федерации (далее - отдел финансирования), а также к участию в деле в качестве третьего лица привлечено ОАО "Особые экономические зоны".
Постановлением апелляционной инстанции от 07.06.07 решение от 05.12.06 оставлено без изменений по тем же мотивам.
В кассационной жалобе общество просит отменить судебные акты и принять новое решение. В жалобе заявитель указывает, что в соответствии с годовым титульным списком строек и объектов военно-морского флота на 2004 г., финансируемых за счет федерального бюджета, по шифру 68/19-ИС лимит капитальных вложений составил 22 559 тыс. рублей. Таким образом, войсковая часть 40063 как госзаказчик обладала необходимыми инвестиционными ресурсами, а выводы суда об отсутствии выделенных лимитов капитальных вложений не соответствуют фактическим обстоятельствам. Частичная оплата контракта истцом также свидетельствует о финансировании спорного объекта. Объект "Инженерные сети к причалам N 1, 2 в Геопорту г. Новороссийска", шифр 68/19-ИС включен в годовые титульные списки с 2003 г. В внутрипостроечном списке строек и объектов ВМФ от 07.05.04 по указанному шифру отражен лимит средств в сумме 10 559 тыс. рублей. Контракт был заключен не на производство работ, а на поставку оборудования, не входящего в сметы строек, но неразрывно связанного со строящимся объектом. Спорное оборудование входит в состав инженерных сетей к причалам N 1, 2 в Геопорту. Заявитель полагает, что для проведения конкурса имелись все основания. Выводы суда о том, что общество как участник конкурса не соответствовало необходимым требованиям, сделаны без учета факта исполнения им спорной сделки. На момент проведения торгов положением о группе финансирования не предусмотрено ее участие в конкурсных комиссиях.
Отдел финансирования в отзыве просит решение и постановление апелляционной инстанции оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Иные лица отзывы на жалобу не направили.
В судебном заседании представители общества поддержали жалобу, представители отдел финансирования и войсковой части 34060 просили жалобу отклонить.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и выслушав представителей сторон, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Как видно из материалов дела, войсковая часть 40063 (заказчик; правопредшественник войсковой части 34060) и государственное предприятие "Внешнеэкономическое объединение "Внешстройимпорт"" (исполнитель; ныне ОАО "Особые экономические зоны") заключили договор от 30.04.04 N 2/К-ОКС, по условиям которого исполнитель за вознаграждение принимает на себя обязательства по выполнению функций организатора открытого конкурса по выбору организации для поставки и монтажа оборудования станции котловой воды для войсковой части 40063 за счет средств федерального бюджета в 2004 г.
Согласно протоколу заседания конкурсной комиссии от 08.07.04 N 2 общество признано победителем открытого конкурса на право заключения государственного контракта на поставку, монтаж и пуско-наладку блочной установки подготовки котловой воды.
20 июля 2004 г. войсковая часть 40063 и общество заключили госконтракт по поставке, монтажу и пуско-наладке блочной установки подготовки котловой воды. Согласно пункту 1.1 контракта общество обязалось поставить войсковой части в соответствии со спецификацией установку подготовки котловой воды (приложение N 1). Поставка установки включает в себя доставку, монтаж, пуско-наладку (пункт 1.2 контракта). Стороны установили, что цена контракта составляет 7 308 035 рублей и включает в себя стоимость оборудования, доставку до места монтажа, пуско-наладку и НДС (пункты 2.1, 2.2 контракта).
Платежным поручением от 18.08.04 3 290 группа финансирования перечислила обществу 1 397 261 рубль 60 копеек предварительной оплаты.
В свою очередь общество исполнило свои обязательства по контракту, что подтверждается материалами дела и сторонами не оспаривается.
В ходе проверки отдельных вопросов производственной и финансово-хозяйственной деятельности отдела капитального строительства Новороссийской военно-морской базы, проведенной финансовой инспекцией Министерства обороны России в период с 27 июня по 8 июля 2005 г., установлен ряд нарушений, о чем составлен акт. В акте отмечено, что в результате анализа запрошенных котировок цен поставщиков аналогичной продукции максимальная цена контракта не могла превышать 2,5 млн рублей (без учета доставки, монтажа и пуско-наладочных работ); согласно отчету независимого оценщика стоимость приобретенной заказчиком установки без учета доставки, монтажа и пуско-наладочных работ составила 2 462 900 рублей.
Полагая, что спорная сделка совершена с нарушением законодательства, группа финансирования обратилась в суд с иском.
По своей природе указанная сделка носит смешанный характер (пункт 3 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации) и представляет собой в части поставки установки - поставку товаров для государственных нужд (статья 526 Кодекса), в части монтажа и осуществления пуско-наладочных работ - подряд для государственных нужд (статья 763 Кодекса).
Из заключения 12 отдела госэкспертизы проектов Министерства обороны России от 24.05.04 N 04-12-104 по рабочему проекту строительства "Сети водоснабжения к причалам N 1, 2 в Геопорту г. Новороссийска" следует, что в состав сетей водоснабжения указанных причалов входит спорное оборудование.
Согласно статье 250 Бюджетного кодекса Российской Федерации получатели бюджетных средств в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств имеют право принимать денежные обязательства, подлежащие исполнению за счет средств федерального бюджета. Принятие денежных обязательств осуществляется путем заключения получателем бюджетных средств и поставщиком продукции (работ, услуг) договоров (контрактов) в соответствии с законодательством Российской Федерации. Объем принятых денежных обязательств, подлежащих оплате за счет средств федерального бюджета в текущем финансовом году, не должен превышать лимиты бюджетных обязательств в структуре показателей бюджетной классификации Российской Федерации.
В соответствии со статьей 136 Федерального закона от 23.12.03 "О федеральном бюджете на 2004 год" заключение и оплата федеральными учреждениями и федеральными государственными органами договоров, исполнение которых осуществляется за счет средств федерального бюджета, производятся в пределах утвержденных им лимитов бюджетных обязательств в соответствии с ведомственной, функциональной и экономической классификациями расходов федерального бюджета и с учетом принятых и неисполненных обязательств. Договор, заключенный федеральным учреждением или федеральным государственным органом (часть договора, устанавливающая повышенные обязательства федерального бюджета) с нарушением требований данной статьи, может быть признан судом недействительным по иску вышестоящей организации или органа федерального казначейства.
В силу статьи 129 Закона о федеральном бюджете на 2004 г. финансирование расходов на государственные капитальные вложения осуществляется в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.10.01 N 714 "Об утверждении Положения о формировании перечня строек и объектов для федеральных нужд и их финансировании за счет средств федерального бюджета". Согласно статье 7 названного постановления перечень строек и объектов для федеральных государственных нужд, утвержденный Правительством Российской Федерации, является для государственных заказчиков по вновь начинаемым стройкам и объектам основанием для организации и проведения конкурсов на выполнение работ и оказание услуг в строительстве в соответствии с законодательством.
В соответствии с пунктами 6, 7, 9 главы I Положения о конкурсах на размещение заказов на строительство объектов, выполнение строительных и связанных со строительством работ (услуг) для нужд Министерства обороны Российской Федерации, конкурсное размещение заказов на строительство объектов и выполнение проектноизыскательских работ осуществляется на основании перечня объектов строительства и проектно-изыскательских работ, выносимых на конкурсы, утверждаемого начальником строительства и расквартирования войск - заместителем Министра обороны России; указанный перечень разрабатывается на основании утвержденного Правительством России перечня строек и объектов для федеральных государственных нужд и предложений заказчиков строительства, представляемых в установленном для планирования капитального строительства порядке, по форме, с указанием организатора конкурса, сроков и затрат на его проведение; утвержденный перечень объектов строительства и проектно-изыскательских работ, выносимых на конкурсы, является основанием для включения затрат на подготовку и проведение конкурсов в годовые титульные списки строек и объектов.
Из представленных в материалы дела титульных списков на 2004 г. следует, что в них по шифру 68/19-ИС указан объект "Инженерные сети к причалу N 2 в Геопорту г. Новороссийска". В состав данных инженерных сетей включены работы по строительству сети электроснабжения, сети связи, локальных очистных сооружений и сети водоснабжения. По каждой из этих позиций в титульных списках дана расшифровка конкретного оборудования, в частности, по сети водоснабжения: насосы ВК 4/26 - 2 шт.; установка УДВ-1/2-А4 (установка ультрафиолетового обеззараживания воды) - 2 шт.; трубопроводы Ду - 108 мм, 785 м.
Суд, оценив указанные документы, пришел к правильному выводу, что спорное оборудование в титульный список строек не включалось. Данное обстоятельство общество не опровергло. Таким образом, приобретение спорного оборудования не было обеспечено лимитами бюджетных обязательств.
Согласно указаний начальника Главного финансово-экономического управления Минобороны России от 29.12.03 N 180/5/3/718 "О совершенствовании требований работы по организации закупок продукции для государственных нужд" в составе конкурсных комиссий по размещению заказов на строительство объектов и выполнению проектно-изыскательских работ для нужд Министерства обороны России должен принимать участие представитель финансово-экономического органа. Однако данное требование при проведении оспариваемых торгов не выполнено, представитель финансового органа в работе конкурсной комиссии не участвовал.
Доводы жалобы направлены на переоценку представленных доказательств, что выходит за рамки полномочий кассационного суда.
При изложенных обстоятельствах судебные инстанции обоснованно удовлетворили иск, оснований для отмены обжалованных судебных актов кассационная инстанция не усматривает.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа постановил:
решение от 05.12.06 и постановление апелляционной инстанции от 07.06.07 Арбитражного суда Краснодарского края по делу N А32-18510/2006-21/355 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 9 октября 2007 г. N Ф08-5928/07 "Поскольку спорное оборудование в титульный список строек не включалось и не было обеспечено лимитами бюджетных обязательств, суд обоснованно удовлетворил иск о признании спорной сделки недействительной"
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Кавказского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело