ООО "Адыгейское предприятие "Вторметалл"" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным бездействия Совета народных депутатов муниципального образования "Город Майкоп" (далее - муниципальное образование), выразившегося в непринятии муниципальным образованием с 1991 года решения (постановления) об установлении и введении на территории г. Майкопа земельного налога.
Решением суда от 02.05.07, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 02.07.07, в удовлетворении заявления отказано.
Судебные инстанции пришли к выводу, что право на установление ставок земельного налога представительный орган г. Майкопа реализовал путем принятия решения Малого Совета от 18.03.93 N 63 и постановления Совета народных депутатов от 25.11.05 N 754.
Общество обратилось в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение от 02.05.07, постановление апелляционной инстанции от 02.07.07 и принять по делу новый судебный акт. По мнению подателя жалобы, суд сделал необоснованный вывод о реализации малым Советом права на установление ставок налога.
В отзыве на кассационную жалобу муниципальное образование просит отказать в удовлетворении жалобы.
В судебном заседании представители общества поддержали доводы кассационной жалобы.
Изучив материалы дела, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, в Арбитражном суде Республики Адыгея рассматривалось дело по заявлению общества о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Республике Адыгея от 02.09.05 N 1490 в части доначисления обществу недоимки по земельному налогу, пени и штрафных санкций.
Обращаясь с заявлением в арбитражный суд, общество указало на бездействие представительного органа, не установившего ставки земельного налога на территории г. Майкопа.
Согласно статье 21 Закона Российской Федерации от 27.12.91 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" земельный налог относится к местным налогам. На основании пункта 2 статьи 21 данного Закона конкретные ставки этого налога определяются законодательными актами республик в составе Российской Федерации или решениями органов государственной власти краев, областей, автономной области, автономных округов, районов, городов и иных административно-территориальных образований.
В статье 8 Закона Российской Федерации от 11.10.91 N 1738-1 "О плате за землю" предусмотрено, что налог за городские (поселковые) земли устанавливается на основе средних ставок согласно приложению 2 к данному Закону (за исключением земель сельскохозяйственного использования, занятых личным подсобным хозяйством и жилищным фондом, дачными и садовыми участками, индивидуальными и кооперативными гаражами, для которых установлен иной порядок исчисления налога). Средние ставки дифференцируются по местоположению и зонам различной градостроительной ценности территории органами местного самоуправления городов.
Установление, изменение и отмена местных налогов и сборов в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах находится в компетенции представительного органа муниципального образования (статья 55 Закона Российской Федерации от 06.07.91 N 1550-1 "О местном самоуправлении в Российской Федерации", статья 39 Федерального закона от 28.08.95 N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").
Налоговая инспекция производила исчисление налога на землю на основании ставок, утвержденных решением Малого совета Майкопского городского Совета народных депутатов от 18.03.93 N 63 "О платежах за землепользование в г. Майкопе".
В соответствии с пунктом 2 статьи 19 Федерального закона от 28.08.95 N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" нормативные правовые акты органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).
В силу статьи 15 Конституции Российской Федерации от 12.12.93, статьи 6 Конституции Республики Адыгея от 10.03.95 любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.
Однако следует учесть, что названное решение принято Малым советом Майкопского городского Совета народных депутатов 18.03.93, то есть до принятия Конституции Российской Федерации от 12.12.93 и Конституции32201438 Республики Адыгея от 10.03.95, Федерального закона от 28.08.95 N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
В соответствии с Законом Российской Федерации от 11.10.91 N 1738-1 "О плате за землю" решением малого Совета народных депутатов от 18.03.93 N 63 установлен размер ставок ежегодных платежей (налога) за землепользование в соответствии с экономическим зонированием, который ежегодно индексировался на основании нормативных актов Российской Федерации в течение 1994 - 2005 годов.
В связи с принятием Федерального закона от 29.11.04 N 141-93 "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации", с 01.01.06 Закон Российской Федерации от 11.10.91 N 1738-1 "О плате за землю" признан утратившим силу.
На основании статьи 387 названного Закона постановлением Совета народных депутатов от 25.11.05 N 754 "О земельном налоге на территории Муниципального образования "Город Майкоп"" на территории муниципального образования с 01.01.06 введен земельный налог, порядок и сроки его уплаты, а также были установлены налоговые ставки.
С учетом изложенного судебные инстанции сделали обоснованный вывод о реализации представительным органом г. Майкопа права на установление ставок земельного налога путем принятия решения Малого Совета от 18.03.93 N 63 и постановления Совета народных депутатов от 25.11.05 N 754.
В кассационной жалобе заявитель привел доводы, аналогичные доводам, изложенным в суде первой инстанции. Эти доводы были рассмотрены и получили надлежащую правовую оценку со ссылкой на нормы права.
При указанных обстоятельствах основания для отмены или изменения обжалуемых судебных актов отсутствуют. Нормы права при разрешении спора применены судом правильно. Нарушений процессуальных норм, влекущих отмену или изменение судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлено.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение от 02.05.07 и постановление апелляционной инстанции от 02.07.07 Арбитражного суда Республики Адыгея по делу N А01-130/1-07 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 8 октября 2007 г. N Ф08-6411/07-2429А по делу N А01-130/1-07 "Судебные инстанции сделали обоснованный вывод о реализации представительным органом г. Майкопа права на установление ставок земельного налога"
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Кавказского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело