См. также Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 13 февраля 2007 г. N Ф08-7168/06-176А
Инспекция Федеральной налоговой службы N 1 по г. Краснодару (далее - налоговая инспекция) обратилась в арбитражный суд с заявлением к индивидуальному предпринимателю Юр Т.А. (далее - предприниматель) о взыскании 109 200 рублей налоговых санкций.
Решением суда от 06.07.06, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 27.10.06, заявленные требования удовлетворены.
Судебные акты мотивированы обоснованностью привлечения предпринимателя к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 и пункту 2 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации.
Постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 13.02.07 решение от 06.07.06 и постановление апелляционной инстанции от 27.10.06 года отменены, дело направлено на новое рассмотрение в первую инстанцию. Суд кассационной инстанции указал, что суд не учел положений Федерального закона от 14.06.95 N 88-ФЗ, не установил, когда предприниматель зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя и распространяется ли на него действие указанного закона, что необходимо сделать при новом рассмотрении спора.
Решением от 30 июля 2007 года в удовлетворении требований налоговой инспекции отказано. Суд пришел к выводу, что ответственность по статьям 119 и 122 Налогового кодекса Российской Федерации не применяется к лицам, не являющимся плательщиками налога на добавленную стоимость, но получившим его от контрагентов.
Законность и обоснованность судебного акта в апелляционной инстанции не проверялись.
Налоговая инспекция обратилась в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение от 30 июля 2007 года, требования налоговой инспекции удовлетворить. Заявитель указывает, что налогоплательщик единого налога на вмененный доход обязан вести раздельный учет по операциям, подпадающим под общий режим налогообложения и, соответственно, исполнять обязанности, возложенные на налогоплательщиков указанной системы налогообложения. За совершение налогового правонарушения, связанного с неисполнением возложенных законом обязанностей, налогоплательщик привлекается к налоговой ответственности.
В отзыве на кассационную жалобу предприниматель просил решение оставить без изменения.
В судебном заседании представитель налоговой инспекции поддержал доводы жалобы.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, налоговая инспекция провела выездную налоговую проверку предпринимателя. По результатам проверки составлен акт от 07.09.05 N 15-02-20/376 и вынесено решение от 28.09.05 N 281/411, которым предприниматель привлечен к налоговой ответственности по пункту 2 статьи 119, по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде 109 200 рублей налоговых санкций.
При проведении проверки налоговая инспекция установила, что предприниматель, являющийся плательщиком ЕНВД, с 01.04.03 по 30.04.03 получил доход от осуществления оптовой торговли. При этом предприниматель не уплатила 42 тыс. рублей налога на добавленную стоимость, не представила налоговую декларацию, что явилось основанием для привлечения его к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 и пункту 2 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации.
В связи с неисполнением предпринимателем в добровольном порядке требования об уплате налоговой санкции от 04.10.05 N 2722, налоговая инспекция в порядке статьи 104 Налогового кодекса Российской Федерации обратилась в арбитражный суд.
Согласно статье 3 Федерального закона от 14.06.95 N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, относятся к субъектам малого предпринимательства. Порядок их налогообложения устанавливается налоговым законодательством (статья 9 Федерального закона от 14.06.95 N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации"). Если изменения в налоговом законодательстве создают менее благоприятные условия для субъектов малого предпринимательства по сравнению с ранее действовавшими условиями, то в течение первых четырех лет своей деятельности указанные субъекты подлежат налогообложению в том же порядке, который действовал на момент их государственной регистрации. Согласно Закону Российской Федерации от 06.12.91 N 1992-1 "О налоге на добавленную стоимость" индивидуальные предприниматели не являлись плательщиками налога на добавленную стоимость. В соответствии со статьей 143 Налогового кодекса Российской Федерации, вступившей в силу с 01.01.01, индивидуальные предприниматели признаются плательщиками налога на добавленную стоимость.
Введение в действие норм Кодекса, предусматривающих уплату налога на добавленную стоимость индивидуальными предпринимателями, не означает, что одновременно на них перестает распространяться действовавший на момент регистрации предпринимателя порядок налогообложения, в соответствии с которым индивидуальные предприниматели не платили налог на добавленную стоимость.
Аналогичная позиция отражена в определениях Конституционного Суда Российской Федерации от 01.07.99 N 111-О, 09.04.01 N 82-О, 07.02.02 N 37-О и постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда от 14.11.06 N 7623/06: введение законодателем дополнительных налоговых платежей для индивидуальных предпринимателей не означает одновременное прекращение действовавшего на момент их государственной регистрации льготного порядка налогообложения для субъектов малого предпринимательства.
В силу действовавшего в период государственной регистрации Юр Т.А. в качестве индивидуального предпринимателя Закона Российской Федерации от 06.12.91 N 1992-1 "О налоге на добавленную стоимость" этот налог предприниматель не платила. Такой порядок налогообложения должен был сохраняться для нее в течение четырех лет с момента государственной регистрации, то есть в 2000 - 2003 годах, и к ней не могла быть применена ответственность, предусмотренная статьями 119 и 122 Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 5 статьи 173 Налогового кодекса Российской Федерации на индивидуальном предпринимателе лежит лишь обязанность по перечислению выделенного в счете-фактуре и неправомерно полученного от покупателя налога на добавленную стоимость.
На основании вышеизложенного, суд кассационной инстанции считает законным и обоснованным отказ суда первой инстанции в удовлетворении заявленных налоговой инспекцией требований.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа постановил:
решение от 30 июля 2007 года Арбитражного суда Краснодарского края по делу N А32-7947/06-172/23 оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 25 октября 2007 г. N Ф08-7107/07-2649А "Введение в действие норм НК РФ, предусматривающих уплату налога на добавленную стоимость индивидуальными предпринимателями, не означает, что одновременно на них перестает распространяться действовавший на момент регистрации предпринимателя порядок налогообложения, в соответствии с которым индивидуальные предприниматели не платили налог на добавленную стоимость"
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Кавказского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело