Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Республике Дагестан (далее - управление) обратилось в арбитражный суд с иском к Министерству имущественных и земельных отношений Республики Дагестан (далее - Минимущество) об обязании исключить из реестра объектов государственного имущества Республики Дагестан предприятий автомобильного транспорта, являющихся объектами федеральной собственности: Кизлярской автоколонны N 1293, Махачкалинского пассажирского автотранспортного предприятия N 2, Буйнакской автоколонны N 1435, Дербентской автоколонны N 1735, Махачкалинской автоколонны N 1736, Каспийского автотранспортного предприятия, Хасавюртовской автоколонны N 1292, Махачкалинского пассажирского автотранспортного предприятия N 1, Транспрогресс, Хасавюртовского пассажирского автотранспортного предприятия N 1, Хасавюртовского пассажирского автотранспортного предприятия N 2, Избербашского пассажирского автотранспортного предприятия, Дербентского пассажирского автотранспортного предприятия, Буйнакского пассажирского автотранспортного предприятия, Кизлярского пассажирского автотранспортного предприятия, Кизилюртовского пассажирского автотранспортного предприятия, Хунзахского автотранспортного предприятия, Белиджинского автотранспортного предприятия, Огнинского автотранспортного предприятия, ГУП "Такси" и Производственного объединения автовокзалов и пассажирских автостанций.
Решением от 09.11.06 в иске отказано.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
Постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 21.02.07 решение от 09.11.06 отменено, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении решением от 25.06.07 в иске отказано со ссылкой на пункт 8 Положения об определении пообъектного состава федеральной, государственной и муниципальной собственности и порядке оформления прав собственности от 18.03.92 N 114-рп (далее - Положение), которым предусмотрено, что не исключенные из перечня объекты считаются переданными в государственную собственность республики в составе Российской Федерации с момента принятия постановления Правительства Российской Федерации об их передаче или по истечении 3-месячного срока с момента регистрации перечня, если соответствующее решение Правительства не было принято. Поскольку в указанный срок решение Правительства в Минимущество не поступило, то имущество автотранспортных предприятий, указанных в перечне, перешло в республиканскую собственность. На момент подачи иска имущество автотранспортных предприятий в реестре федеральной собственности не значилось; 22 предприятия вошли в состав вновь образованного ДГУП "Дагестанавтотранс" и на время рассмотрения спора являлись унитарными предприятиями.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе управление просит решение от 25.06.07 отменить. По мнению заявителя, предприятия, входящие в перечень, утвержденный постановлением Народного собрания республики Дагестан от 28.06.01 N 492-11НС, и указанные в выписке из реестра государственного имущества Республики Дагестан идентичны, так как в обоих перечнях указаны одни и те же коды Общероссийского классификатора предприятий и организаций (ОКПО). Процедура передачи объектов федеральной собственности в собственность Республики Дагестан не соблюдена. Постановление Народного Собрания Республики Дагестан от 28.06.01 N 492-11НС не соответствует форме, утвержденной распоряжением Президента Российской Федерации от 18.03.92 N 114-рп, и не вносилось на рассмотрение в Госкомимущество России. Кроме того, распоряжение Президента от 18.03.92 N 114-рп, на основании которого суд пришел к выводу о переходе спорного имущества в республиканскую собственность, признано утратившим силу.
В отзыве на кассационную жалобу Минимущество просило судебный акт оставить без изменения.
В судебном заседании представитель ответчика, выступил против удовлетворения доводов, изложенных в жалобе.
Изучив материалы дела и выслушав представителя ответчика, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, постановлением Народного собрания Республики Дагестан от 28.06.01 N 492-11 НС утвержден перечень федеральных государственных предприятий автомобильного транспорта, передаваемых безвозмездно в государственную собственность Республики Дагестан, в состав которых вошли: Кизлярская автоколонна N 1293, Махачкалинское пассажирское автотранспортное предприятие N 2, Буйнакская автоколонна N 1435, Дербентская автоколонна N 1735, Махачкалинская автоколонна N 1736, Каспийское автотранспортное предприятие, Хасавюртовская автоколонна N 1292, Махачкалинская автоколонна N 1209, Махачкалинское пассажирское автотранспортное предприятие N 1, Транспрогресс, Хасавюртовское пассажирское автотранспортное предприятие N 1, Хасавюртовское пассажирское автотранспортное предприятие N 2, Избербашское пассажирское автотранспортное предприятие, Дербентское пассажирское автотранспортное предприятие, Буйнакское пассажирское автотранспортное предприятие, Кизлярское пассажирское автотранспортное предприятие, Кизилюртовское пассажирское автотранспортное предприятие, Хунзахское автотранспортное предприятие, Белиджинское автотранспортное предприятие, Огнинское автотранспортное предприятие, ГУП "Такси" и Производственное объединение автовокзалов и пассажирских автостанций.
Письмом от 10.08.03 Министерство транспорта Российской Федерации согласовало передачу из федеральной собственности в собственность Республики Дагестан названных автотранспортных предприятий и просило представить необходимые материалы в Минимущество России в соответствии с порядком, определенным распоряжением Президента Российской Федерации от 18.03.92 N 114-рп.
В настоящее время спорное имущество включено в реестр объектов собственности Республики Дагестан.
Считая, что имущество автотранспортных предприятий является федеральной собственностью, управление обратилось в суд с данным иском.
Из материалов дела следует, что в соответствии с пунктом 3 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.02.98 N 8 "О некоторых вопросах практики разрешения споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" при разрешении споров о праве собственности в отношении объектов, необоснованно включенных в соответствующие перечни или реестры собственности, арбитражный суд при определении их принадлежности соответствующим субъектам на праве собственности руководствуется приложениями 1, 2, 3 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.91 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" (далее - Постановление Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.91 N 3020-1).
Пунктом 1 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.91 N 3020-1 установлено, что предприятия автомобильного транспорта относятся к объектам федеральной собственности, которые могут передаваться в государственную собственность субъектов Российской Федерации.
Порядок передачи объектов федеральной собственности в государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга установлен Положением об определении пообъектного состава федеральной, государственной и муниципальной собственности и порядке оформления прав собственности, утвержденным Распоряжением Президента РФ от 18.03.92 N 114-рп. В соответствии с названным Положением по объектам, отнесенным к федеральной собственности, которые могут передаваться в государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга, представляются для регистрации отдельные перечни, согласованные с органами государственного управления, в ведении которых находятся указанные объекты.
В соответствии с пунктом 8 Положения, не исключенные из перечня объекты считаются переданными в государственную собственность республики в составе Российской Федерации, края, области, автономной области, автономного округа, городов Москвы и Санкт-Петербурга с момента принятия Постановления Правительства Российской Федерации об их передаче или по истечении 3-месячного срока с момента регистрации перечня, если соответствующее решение Правительства не было принято.
Согласно письму Минимущества России от 04.11.02 N НГ-10/20022, внесенный указанным органом во исполнение поручения Правительства Российской Федерации проект распоряжения Правительства Российской Федерации о передаче федеральных унитарных предприятий автомобильного транспорта в государственную собственность субъектов Российской Федерации, был возвращен на доработку. В целях устранения замечаний Минимуществом России проведено совещание участием заместителя Министра имущественных отношений Республики Дагестан, на котором Республике Дагестан предложено представить свидетельства о государственной регистрации автотранспортных предприятий, передаваемых в собственность Республики Дагестан, подтверждающие их принадлежность к федеральной собственности.
Суд установил, что перечень имущества автомобильного транспорта по представлению Правительства Республики Дагестан утвержден Народным Собранием Республики Дагестан (постановление от 28.06.01 N 492-11НС, т. 1, л. д. 6 - 10) и согласован с Министерством транспорта Российской Федерации (письмо от 10.08.01 N АН-3/1048-ис, т. 1, л. д. 15). Для регистрации в Министерство имущественных отношений Российской Федерации перечень представлен 30.07.01. В тот же день он был зарегистрирован.
Поскольку в материалах дела отсутствуют доказательства направления Минимуществом Российской Федерации уведомлений об исключении каких-либо объектов из направленного ему перечня автотранспортных предприятий, суд необоснованно применил действовавший на момент возникновения спорных отношений пункт 8 Положения, утвержденного распоряжением Президента Российской Федерации от 18.03.92 N 114-рп в связи с чем пришел к неправильному выводу о возникновении права республиканской собственности на спорное имущество.
Суд не принял во внимание и не оценил, имеющееся в материалах дела письмо Росимущества от 14.11.06 N ЮМ-12/2600 о том, что предприятия автомобильного транспорта являются объектами федеральной собственности.
Вывод суда о том, что в деле отсутствуют доказательства формирования имущества спорных предприятий за счет средств федерального бюджета, не соответствует материалам дела. Представительный орган Республики Дагестан, приняв постановление от 28.06.01, исходил из принадлежности унитарных предприятий к собственности Российской Федерации и с учетом этого факта рассмотрел вопрос о переводе их в собственность Республики Дагестан.
Суд кассационной инстанции предложил при новом рассмотрении дела исследовать соблюдение ответчиком порядка передачи объектов федеральной собственности в собственность Республики Дагестан с учетом доводов истца о том, что Министерство имущества Республики Дагестан не выполнило требование Министерства имущественных отношений Российской Федерации о представлении дополнительных документов, выяснить предметно по каждому предприятию обстоятельства приобретения их в собственность субъекта Российской Федерации. Однако указанные обстоятельства судом первой инстанции не выяснялись, хотя они имеют существенное значение для рассмотрения спора.
Кроме того, суд ссылается на то, что Белиджинское автотранспортное предприятие ликвидировано, в отношении Дербентской автоколонны N 1735 введена процедура банкротства, ГУП "Транспрогресс", Хунзахское автотранспортное предприятие и производственное объединение автовокзалов и пассажирских автостанций акционированы. Документы, свидетельствующие об изложенном, в материалах дела отсутствуют.
Управлению необходимо предоставить доказательства того, что указанные в заявлении и в жалобе предприятия, подлежат исключению из реестра объектов государственного имущества Республики Дагестан и внесению в реестр федеральной собственности. Передать в федеральную собственность можно только имущество, являющееся государственной собственностью субъекта федерации, зарегистрированное в установленном порядке в государственном реестре и действующих юридических лиц.
Таким образом, решение подлежит отмене, а дело направлению на новое рассмотрение с учетом обстоятельств, указанных в постановлении кассационной инстанции и доводов, изложенных в жалобе.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа постановил:
решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 25.06.07 по делу N А15-798/2006 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 25 октября 2007 г. N Ф08-6650/07 "В иске об обязании исключить из реестра объектов государственного имущества Республики Дагестан предприятия автомобильного транспорта, являющиеся объектами федеральной собственности, отказано преждевременно, поскольку решение принято по неполно выясненным обстоятельствам"
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Кавказского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело