См. также Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 7 мая 2007 г. N Ф08-2036/07-859А
ООО "Краснодар Водоканал" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Краснодарскому краю (далее - управление) от 03.11.06 N 9-06-1/029-1 о привлечении к ответственности по статье 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс) в виде 35 тыс. рублей штрафа за пользование недрами без разрешения (лицензии).
Решением от 05.02.07 требования заявителя удовлетворены, постановление признано незаконным и отменено. Судебный акт мотивирован тем, что материалами дела подтверждается наличие в действиях общества состава правонарушения, предусмотренного статьей 7.3 Кодекса, и при этом сделан вывод о малозначительности правонарушения.
Постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 07.05.07 решение суда от 05.02.07 отменено, дело направлено на новое рассмотрение. Суд кассационной инстанции указал на преждевременность вывода суда первой инстанции о наличии в действиях общества всех признаков состава правонарушения.
При повторном рассмотрении дела решением от 30.07.07 суд признал незаконным и отменил постановление управления от 03.11.06 N 9-06-1/029-1. Суд сделал вывод, что общество приняло все необходимые меры для получения лицензии на право добычи пресных подземных вод для хозяйственно-питьевого и производственного водоснабжения, что исключает вину последнего в совершении правонарушения.
В Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа обратилось управление с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение, принять по делу новый судебный акт. Управление ссылается на то, что факт осуществления пользования недрами без разрешения (лицензии) подтвержден материалами дела.
В отзыве на кассационную жалобу общество просит отказать в удовлетворении жалобы.
В судебном заседании представители участвующих в деле лиц поддержали доводы жалобы и отзыва.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, считает, что решение суда подлежит отмене по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, на основании договора аренды недвижимого муниципального имущества от 07.12.05 N 14791 обществу передано имущество в виде водозаборных скважин, водопроводные, канализационные и очистные сооружения. Согласно п. 3.2 Устава общество осуществляет производственную эксплуатацию водопроводно-канализационного комплекса муниципального образования, с осуществлением хозяйственной и финансовой деятельности по представлению услуг водоснабжения и водоотведения потребителям. Однако с момента принятия имущества и до вынесения постановления по делу об административном правонарушении - 03.11.07 обществом не получена лицензия на право добычи пресных подземных вод для хозяйственно-питьевого и производственного водоснабжения. По данному факту определением от 16.10.06 N 9-06-1/029-1 возбуждено дело об административном правонарушении, 27.10.06 составлен протокол об административном правонарушении и вынесено постановление от 03.11.06 N 9-06-1/029-1 о привлечении общества к административной ответственности по статье 7.3 Кодекса в виде штрафа в размере 35 тыс. рублей.
В соответствии со статьей 5 Водного кодекса к водным объектам относятся поверхностные водные объекты и подземные водные объекты. К подземным водным объектам относятся бассейны подземных вод и водоносные горизонты. Пунктом 3 статьи 9 Водного кодекса установлено, что физические и юридические лица приобретают право пользования подземными водными объектами по основаниям и в порядке, которые установлены законодательством о недрах. В соответствии с преамбулой Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" в редакции от 25.10.06 закон регулирует отношения, возникающие в связи с геологическим изучением, использованием и охраной недр территории Российской Федерации, ее континентального шельфа, а также в связи с использованием отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, торфа, сапропелей и иных специфических минеральных ресурсов, включая подземные воды.
Статьи 10, 10.1, 16, 19 Закона от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" указывают, что участки недр предоставляются в пользование для добычи подземных вод по лицензии (при наличии заявки) на срок до 25 лет, выдаваемой на основании решения специальной комиссии, создаваемой федеральным органом управления государственным фондом недр (кроме случая устройства бытовых колодцев и скважин на первый водоносный горизонт, не являющийся источником централизованного водоснабжения), для целей питьевого водоснабжения населения или технологического обеспечения водой объектов промышленности.
Таким образом, действия лица по добыче и использованию подземных вод без лицензии являются правонарушением, ответственность за которое предусмотрена статьей 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Суд установил, что на основании приказа Департамента муниципальной собственности и городских земель Администрации МО "город Краснодар" от 30.12.05 N 1392 муниципальное имущество, в состав которого вошло оборудование артезианских скважин водозаборов Кировского, Центрального, Восточного N1, Восточного N 2, Дренажного, Первомайского, "Витаминкомбинат", Ново-Северного, Ново-Западного месторождений пресных вод изъято из хозяйственного ведения МУП ВКХ "Водоканал" и передано в аренду ООО "Краснодар Водоканал" для организации водоснабжения города Краснодара и его окрестностей. Лицензия на водопользование (поверхностные водные объекты) получена заявителем 15.03.06. Отказ МУП ВКХ "Водоканал" от лицензии на право добычи подземных вод КРД N 01321 ВЭ осуществлен 11.05.06. С 17.04.06 на рассмотрении Федерального агентства по недропользованию находилась заявка общества о выдаче лицензии, которая была рассмотрена положительно в декабре 2006 года с выдачей лицензии КРД 13883 ВЭ на право пользование недрами.
Федеральное агентство водных ресурсов в лице Кубанского бассейнового водного управления выдало 14.12.05 обществу лимитную карточку водопользователя на водозаборы Кировского, Центрального, Восточного N1, Восточного N 2, Дренажного, Первомайского, "Витаминкомбинат", Ново-Северного, Ново-Западного месторождений пресных вод с указанием количества эксплуатируемых артскважин, установлением лимитов водопотребления и водоотведения, условий водопользования.
В соответствии с частью первой статьи 2.1 Кодекса административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое названным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В силу пункта 1 статьи 1.5 Кодекса лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
При рассмотрении дела суд установил, что общество пользовалось подземными водными объектами без лицензии.
Обстоятельств, которые могли бы сделать невозможным исполнение заявителем требований законодательства, не выявлено.
Поскольку суд установил все имеющие значение для дела фактические обстоятельства, суд кассационной инстанции считает возможным отменить решение от 30.07.07 и, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 30.07.07 по делу N А32-652/2007-34/59-21АЖ-26/196-24АЖ отменить.
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 14 ноября 2007 г. N Ф08-7490/07-2510А "Действия лица по добыче и использованию подземных вод без лицензии являются правонарушением, ответственность за которое предусмотрена статьей 7.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях"
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Кавказского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело