См. также постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 17 апреля 2009 г. N А32-28756/2006-11/501-2007-26/456
Краснодарская краевая общественная организация Всероссийского общества охраны природы (далее - организация) обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным постановления главы муниципального образования Красноармейский район от 12.09.06 N 1724 "Об утверждении перечня объектов (имущества), составляющих муниципальную собственность муниципального образования Красноармейский район" с приложением к постановлению от 12.09.06 N 1724 "Об утверждении перечня объектов (имущества), составляющих муниципальную собственность муниципального образования Красноармейский район" объект: - здания, расположенного по адресу: Краснодарский край, Красноармейский район, ст. Полтавская, ул. Ковтюха, 119, и об обязании администрации муниципального образования Красноармейский район (далее - администрация) исключить из реестра муниципальной собственности спорный объект.
Решением от 22.05.07, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 17.08.07, в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебные акты мотивированы тем, что здание является объектом, отнесенным к муниципальному уровню собственности; несение расходов на содержание, капитальный ремонт и эксплуатацию имущества не является основанием для признания права собственности на него; в уставе организации отсутствуют сведения, подтверждающие наличие филиала или представительства в Красноармейском районе, правопреемство между организацией и специализированным магазином "Природа" или районным Советом общества охраны природы, которым передавалось в пользование спорная часть здания; адрес предоставленного земельного участка не совпадает с адресом спорного здания.
В кассационной жалобе организация просит решение и постановление апелляционной инстанции отменить, направить дело на новое рассмотрение. По мнению заявителя, спорная часть здания включена в реестр муниципальной собственности без соблюдения требований постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.91 N 3020-1; не обоснован вывод суда об отсутствии правопреемства; суд не принял доводы истца о том, что реконструкция спорного объекта произведена за счет собственных средств заявителя, в результате чего создан новый объект недвижимости; администрация подтвердила, что спорное здание, значащееся по адресу: ст. Полтавская, ул. Ковтюха, 94, является зданием по документам администрации по адресу: ст. Полтавская, ул. Ковтюха, 94.
Отзыв на кассационную жалобу не предоставлен.
В судебном заседании представители заявителя поддержали доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы, выслушав представителей организации, считает, что кассационная жалоба подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, на основании решения исполнительного комитета Красноармейского района Совета народных депутатов от 12.12.88 N 574 Красноармейским сельским Советом передана на баланс районного Совета общества охраны природы 1/2 часть здания бывшего детского сада N 2 (корпус N 1) под магазин "Природа".
Красноармейским районным советом общества "Охраны природы" и специализированным магазином "Природа" произведены ремонт и реконструкция указанного объекта недвижимости.
Постановлением главы администрации ст. Полтавской Красноармейского района от 31.01.95 N 77 организации предоставлен земельный участок, площадью 0,1402 га, для размещения здания под магазин (государственный акт на право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком КК-2 N 223810000083) по адресу ул. Ковтюха, 94.
Постановлением главы администрации от 12.09.06 N 1724 утвержден перечень объектов (имущества), составляющих муниципальную собственность Красноармейского района, в который согласно приложению от 12.09.06 вошла - здания, расположенного по адресу: Краснодарский край, Красноармейский район, ст. Полтавская, ул. Ковтюха, 119. Полагая, что спорное здание незаконно включено в реестр муниципальной собственности, организация обратилось в суд с настоящим иском.
Согласно пункту 1 Указа Президента Российской Федерации от 22.12.93 N 2265 "О гарантиях местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления самостоятельно утверждают перечень объектов (имущества), составляющих муниципальную собственность в соответствии с приложением 3 к постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.91 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность".
Объекты, указанные в приложении 3 к постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.91 N 3020-1, являются объектами муниципальной собственности непосредственно в силу прямого указания закона. При разрешении споров о праве собственности в отношении объектов, не включенных или необоснованно включенных в реестр или перечень федеральной, государственной или муниципальной собственности, арбитражный суд при определении принадлежности таких объектов соответствующим субъектам на праве собственности руководствуется приложениями N 1, 2 и 3 к постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.91 N 3020-1 (пункт 3 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.02.98 N 8).
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд не исследовал вопрос об отнесении спорного объекта недвижимости к муниципальной собственности применительно к приложению 3 к постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.91 N 3020-1.
В судебном заседании заявитель жалобы пояснил, что в арбитражном суде рассматривается дело по иску организации о признании права собственности на спорный объект недвижимости.
В силу части 2 статьи 130 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд первой инстанции вправе объединить несколько взаимосвязанных дел, в которых участвуют одни и те же лица, в одно производство для совместного рассмотрения.
В целях правильного и полного рассмотрения настоящего дела суду при новом рассмотрении следует рассмотреть вопрос о возможности объединения указанных дел в одно производство.
Дать оценку с учетом представленных заявителем документов доводам о правопреемстве организации и Совета общества охраны природы, идентифицировать спорный объект недвижимости с частью здания, переданного на баланс Совета общества охраны природы с учетом того, что предметом спора является здание бывшего детского сада, установить причину противоречий в адресе.
Поскольку указанные обстоятельства по существу не рассматривались, а кассационная инстанция в силу статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеет полномочий на исследование и установление новых обстоятельств дела и не вправе переоценивать доказательства, которые были предметом исследования в суде первой и апелляционной инстанций, судебные акты подлежат отмене, а дело направлению на новое рассмотрение в первую инстанцию.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа постановил:
решение от 22.05.07 и постановление апелляционной инстанции от 17.08.07 Арбитражного суда Краснодарского края по делу N А32-28756/2006-11/501 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 7 ноября 2007 г. N Ф08-7442/07 "Отказывая в удовлетворении исковых требований о признании ненормативного акта об утверждении перечня объектов муниципальной собственности недействительным, суд не исследовал вопрос об отнесении спорного объекта недвижимости к муниципальной собственности применительно к приложению 3 к постановлению Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г. N 3020-1"
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Кавказского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело