ОАО "ЮТК" обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края с иском к ФГУП "Почта России" о признании последнего правопреемником ГУ Управление федеральной почтой связи Ставропольского края (далее - ГУ УФПС СК) и взыскании 59 928 рублей 04 копеек неосновательного обогащения и процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 01.04.04 по 26.02.07 в связи с неоплатой расходов по договору от 11.11.03 о совместной эксплуатации здания и вспомогательных сооружений, расположенных по адресу: г. Новоалександровск, ул. Гагарина, 380 (уточненные требования).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом Российской Федерации.
Определением от 29.01.07 в качестве ответчиков привлечены Министерство финансов Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства по Ставропольскому краю, Министерство информационных технологий и связи Российской Федерации и Федеральное агентство "Россвязь".
Решением от 10.07.07 в иске отказано по тем основаниям, что ФГУП "Почта России" не является правопреемником государственного учреждения "Управление федеральной почтой связи", так как последнее было ликвидировано. Требования ОАО "ЮТК" не могут быть удовлетворены, поскольку заявлены после ликвидации должника. Кроме того, истец не представил первичных бухгалтерских документов, подтверждающих уплату им предъявленной ко взысканию суммы коммунальным службам за оказанные услуги.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе ОАО "ЮТК" просит отменить решение от 10.07.07, полагая, что ФГУП "Почта России" является надлежащим ответчиком как правопреемник прав и обязанностей Управления федеральной почтовой связи Ставропольского края. ФГУП "Почта России" не представило промежуточный баланс, результаты инвентаризации, перечень предъявляемых кредиторами требований и иные документы, подтверждающие отсутствие задолженности ФГУП "Почта России" перед ОАО "ЮТК".
В отзывах на кассационную жалобу ФГУП "Почта России" и Министерство информационных технологий и связи Российской Федерации возражают против доводов ОАО "ЮТК", ссылаясь на законность и обоснованность судебного акта.
В судебном заседании представители ОАО "ЮТК" и ФГУП "Почта России" повторили доводы, изложенные в кассационной жалобе и отзыве на нее.
Изучив материалы дела и выслушав представителей сторон, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что решение от 10.07.07следует отменить, а дело - направить на новое рассмотрение по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, 09.09.03 создано ФГУП "Почта России", филиалом которого является Управление Федеральной Почтовой Связи Ставропольского края.
11 ноября 2003 года Изобильненский объединенный узел связи - структурное подразделение филиала "Электросвязь Ставропольского края" (правопредшественник ОАО "ЮТК") и Новоалександровский районный узел почтовой связи (филиал ГУ УФПС СК) заключили договор о совместной эксплуатации (текущий и капитальный ремонт, газо-, электро и водоснабжение) здания и вспомогательных сооружений, расположенных в г. Новоалександровске по ул. Гагарина, 380, с распределением между сторонами понесенных расходов по эксплуатации здания пропорционально занимаемой ими площади.
24 мая 2006 года ГУ УФПС СК ликвидировано.
ОАО "ЮТК", считая, что ФГУП "Почта России" является правопреемником ГУ УФСП СК, обратилось с иском в суд о взыскании неосновательного обогащения в виде сбережения денежных средств в размере образовавшейся задолженности по договору от 11.11.03.
Отказывая в иске, суд пришел к выводу о том, что правопреемство ФГУП "Почта России" в отношении прав и обязательств ГУ УФПС не могло возникнуть в связи с ликвидацией последнего.
Данный вывод является ошибочным и сделан без учета следующего.
В силу статей 57 и 120 Гражданского кодекса Российской Федерации право принятия решения о реорганизации учреждения принадлежит его собственнику; гражданское законодательство предусматривает возможность реорганизации юридического лица в форме слияния, присоединения, разделения, выделения либо преобразования.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 28.06.02 N 885-р утверждена Концепция реструктуризации организаций федеральной почтовой связи, которая предусматривает объединение всех существующих организаций федеральной почтовой связи и создание ФГУП "Почта России" с последующим акционированием при сохранении контроля со стороны государства, то есть изменение его организационно-правовой формы путем преобразования в хозяйственное общество. Создание предприятия на базе существующих организаций федеральной почтовой связи является промежуточным этапом реорганизации.
Во исполнение Концепции, а также в соответствии с пунктом 2 распоряжения Правительства Российской Федерации от 05.09.02 N 1227-р Министерство имущественных отношений Российской Федерации и Министерство Российской Федерации по связи и информатизации издали совместное распоряжение от 01.03.04 N 1006-р/ЛР-П5-1511 "О наделении ФГУП "Почта России" федеральным имуществом", согласно которому Минимущества России и Минсвязи России обязаны обеспечить передачу имущества, в том числе имущественных обязательств ГУ УФПС, на баланс предприятия с соблюдением требований гражданского законодательства, применяемого к условиям и форме перевода долга. Пунктом 4 данного распоряжения предприятию в срок до 31.03.04 поручено принять от ГУ УФПС имущество, в том числе имущественные обязательства.
Свидетельством осуществления процесса передачи имущества, имущественных прав и обязательств от ГУ УФПС СК к предприятию являются приказ ФГУП "Почта России" от 26.03.04 N 95 "Об осуществлении мероприятий по началу финансово-хозяйственной деятельности и передаче функций ГУ УФПС филиалам ФГУП "Почта России"". Кроме того, передача имущественных обязательств ГУ УФПС в полном объеме предприятию предусмотрена пунктом 4.2 Плана мероприятий по завершению реструктуризации организаций федеральной почтовой связи и устранению недостатков, выявленных Контрольным управлением Президента Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства информационных технологий и связи Российской Федерации от 24.03.05 N 33.
План мероприятий Мининформсвязи России по завершению реструктуризации организаций федеральной почтовой связи и устранению недостатков, выявленных Контрольным управлением Президента Российской Федерации, утвержденный Приказом Мининформсвязи России от 24.03.05 N 33, устанавливает срок представления актов приема-передачи движимого и недвижимого имущества - квартал 2005 года. В соответствии с пунктом 4.1 Плана до 01.05.05 должна быть проведена инвентаризация имущественных обязательств ГУ УФПС. Пунктом 4.2 Плана предусмотрено, что в течение 2005 года ГУ УФПС передает, а ФГУП "Почта России" принимает имущественные обязательства в полном объеме.
При буквальном толковании названных норм следует, что ФГУП "Почта России" является правопреемником ГУ УФПС.
Кроме того, суд сделал вывод о недоказанности наличия и размера предъявленного ко взысканию неосновательного обогащения.
Данный вывод сделан по неполно исследованным материалам дела.
В подтверждение наличия задолженности по договору от 11.11.03 о совместной эксплуатации здания ОАО "ЮТК" представило акт сверки расчетов от 01.04.04, подписанный Новоалександровским узлом почтовой связи, счета-фактуры за март - декабрь 2003 года, предъявленные для оплаты обществу "ЮТК" предприятием "Ставрополькоммунэлектро", ООО "Энергомонтажналадка", ОАО "Ставрополькрайгаз".
Суд эти документы не исследовал и не дал им оценки в соответствии со статьями 64, 67, 68 и 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. При этом суд не указал основания, по которым он не принял их в качестве надлежащих доказательств.
Статьей 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что арбитражный суд, рассматривающий дело в кассационной инстанции, не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены в решении или постановлении либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими.
При указанных обстоятельствах решение от 10.07.07 подлежит отмене с направлением дела на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении дела суду надлежит исследовать и оценить в совокупности имеющиеся в деле и дополнительно представленные сторонами доказательства, выяснить обстоятельства, входящие в предмет доказывания по данному спору, и с учетом указаний, изложенных в данном постановлении и выясненных обстоятельств разрешить спор по существу.
Руководствуясь статьями 274, 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа постановил:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 10.07.07 по делу N А63-17880/2006-С3 отменить.
Дело передать на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 15 ноября 2007 г. N Ф08-7515/07 "Планом мероприятий Мининформсвязи России по завершению реструктуризации организаций федеральной почтовой связи, утвержденным Приказом Мининформсвязи России от 24 марта 2005 г. N 33, предусмотрено, что в течение 2005 г. ГУ УФПС передает, а ФГУП "Почта России" принимает имущественные обязательства в полном объеме"
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Кавказского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело