МП "Горводоканал" (далее - предприятие) обратилось в арбитражный суд с иском к Министерству финансов Российской Федерации и Министерству финансов Кабардино-Балкарской Республики о возмещении 1 343 588 рублей 74 копеек расходов, связанных с исполнением им Федеральных законов от 15.05.91 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" и от 24.11.95 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов Российской Федерации"; взыскании с Минфина Кабардино-Балкарской Республики недополученные через Министерство труда и социального развития Кабардино-Балкарской Республики 2 790 590 рублей 73 копейки расходов, связанных с исполнением предприятием Федеральных законов от 15.01.93 N 4301-1 "О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы", от 09.01.97 N 5-ФЗ "О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического труда и полным кавалерам ордена Трудовой Славы", от 29.12.04 N 57-РЗ "О мерах государственной социальной поддержки отдельных категорий граждан в Кабардино-Балкарской Республике", а также Указа Президента Российской Федерации от 05.05.92 N 431 "О мерах по социальной поддержке многодетных семей" (уточненные требования, т. 1 л. д. 59-61).
Определением от 23.01.07 в качестве ответчика вместо (впоследствии упраздненного) Агентства по социальному развитию Кабардино-Балкарской Республики привлечено Министерство труда и социального развития Кабардино-Балкарской Республики.
Решением от 27.04.07, оставленным без изменения постановлением Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.08.07, в удовлетворении требований к Минфину России и Минфину Кабардино-Балкарской Республики отказано, производство по делу в части требований к Министерству труда и социального развития Кабардино-Балкарской Республики прекращено. Судебные акты мотивированы тем, что истец не предоставил первичные бухгалтерские документы, подтверждающие фактические расходы на предоставление льгот, наличие задолженности ответчиков в заявленном размере не доказал. Суды также отметили, что исковые требования представляют собой налог на добавленную стоимость, обоснованно не принятый Министерством труда и социального развития Кабардино-Балкарской Республики к возмещению.
В кассационной жалобе предприятие просит отменить решение и постановление апелляционной инстанции и удовлетворить иск. Заявитель считает, что заявленные к взысканию суммы являются убытками истца. В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 162 Налогового кодекса Российской Федерации денежные средства, направляемые из бюджета организациям в связи предоставлением льгот отдельным категориям граждан и субсидий малоимущим слоям населения, следовало исчислять с учетом НДС. Заявитель полагает, что размер выпадающих доходов подтвержден предоставленными в суд списками льготников, реестрами, актами сверок и счетами-фактурами.
В отзыве на кассационную жалобу Министерство труда и социального развития Кабардино-Балкарской Республики и Управление федерального казначейства Минфина России просят решение и постановление апелляционного суда оставить без изменения, считая выводы судов законными и обоснованными.
В судебном заседании представители ответчиков повторили доводы отзывов на жалобу.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и выслушав представителей ответчиков считает, что жалоба не подлежит удовлетворению.
Как видно из материалов дела, предприятие и Министерство труда и социального развития Кабардино-Балкарской Республики в 2002-2005 гг. заключили договоры о совместной деятельности, по которым предприятие обязалось предоставлять гражданам льготы по оплате водоснабжения и приема сточных вод, а Министерство труда и социального развития Кабардино-Балкарской Республики - возмещать фактически понесенные затраты по мере поступления денежных средств из республиканского бюджета, планируемых на реализацию законов, предусматривающих предоставление льгот.
Стороны исполняли договоры до июня 2004 г. В июле 2004 г. Министерство труда и социального развития Кабардино-Балкарской Республики в акте сверки от 06.07.04 сторнировало 4 156 813 рублей 37 копеек со ссылкой на акт контролера-ревизора КРУ Минфина России в КБР от 27.05.04 (т. 1, л. д. 24-25). Как установлено контролером-ревизором КРУ Минфина России в КБР в акте , из-за отсутствия должного контроля за проверяемый период предприятием в расчеты объемов выпадающих доходов необоснованно включен НДС, Министерством труда и социального развития Кабардино-Балкарской Республики излишне принято к возмещению по МП "Горводоканал" за 2002 г. - 1 194 100 рублей за 2003 г. - 1 528 800 рублей.
Ссылаясь на недофинансирование расходов, возникших в связи с предоставлением льгот, в сторнированной сумме предприятие обратилось с иском в арбитражный суд.
Как установлено судами и не оспаривается истцом, заявленные истцом к взысканию расходы состоят из сумм начисленного НДС, не принятого Министерством труда и социального развития КБР к возмещению.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения по НДС признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации. В абзаце 2 пункта 2 статьи 154 Кодекса установлено, что при реализации товаров (работ, услуг) с учетом дотаций, предоставляемых бюджетами различного уровня в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, или с учетом льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с федеральным законодательством, налоговая база определяется как стоимость реализованных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из фактических цен их реализации. Согласно абзацу 1 пункта 33.2 Методических рекомендаций по применению главы 21 Налогового кодекса Российской Федерации, утвержденных Приказом МНС России от 20.12.2000 N БГ-3-03/447 (действовавших в спорный период) суммы дотаций, предоставляемые из бюджетов всех уровней на покрытие фактически полученных убытков, связанных с применением государственных регулируемых цен, а также льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с федеральным законом, не включаются в налоговую базу по НДС.
Таким образом, указанные нормы исключают возможность удовлетворения иска.
Поскольку суды правильно применили нормы права, основания для изменения или отмены судебных актов отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 284, 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа постановил:
решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 27.04.07 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.08.07 по делу N А20-11196/2005 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 6 декабря 2007 г. N Ф08-7473/07 "Суммы дотаций, предоставляемые из бюджетов всех уровней на покрытие фактически полученных убытков, связанных с применением государственных регулируемых цен, а также льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с федеральным законом, не включаются в налоговую базу по НДС"
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Кавказского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело