Администрация муниципального образования городского округа город Дербент (далее - администрация города Дербент) обратилась с заявлением к администрации Дербентского района, Главному управлению Федеральной регистрационной службы по Республике Дагестан, Территориальному управлению Росимущества по Республике Дагестан, в котором просило признать недействительными: постановление администрации Дербентского района от 22.12.2000 N 433 "Об утверждении материалов по восстановлению (установлению) границ и выдаче (замене) государственного акта на право собственности на землю, бессрочного (постоянного владения и пользования землей Дагестанской селекционной опытной станции виноградарства и овощеводства Дербентского района Республики Дагестан" (далее - постановление от 22.12.2000 N 433); право собственности на земельный участок площадью 201 га, расположенный по адресу: Дербентский район; государственный акт на землю; запись о регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним и свидетельство о государственной регистрации права собственности от 14.09.06 (серия 05-АА N 051402).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Росимущество Российской Федерации, федеральное государственное учреждение "Дагестанская селекционная опытная станция виноградарства и овощеводства" (далее - опытная станция).
Решением от 12.04.07, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 13.07.07, в части требований о признании недействительным государственного акта на право бессрочного (постоянного) пользования землей производство прекращено со ссылкой на то, что государственный акт не относится к числу ненормативных актов, которые подлежат оспариванию в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В удовлетворении остальных требований отказано на том основании, что заявитель пропустил срок на обжалование ненормативного акта, установленный пунктом 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и не доказал, что регистрация за Российской Федерацией права собственности на земельный участок площадью 201 га не соответствует закону и нарушает права администрации города Дербента.
В кассационной жалобе администрация города Дербент просит отменить судебные акты и удовлетворить заявленные требования. По мнению заявителя, судебные инстанции не приняли во внимание списки о распоряжениях Правительства Российской Федерации об утверждении перечней земельных участков, на которые у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает право собственности при разграничении государственной собственности на землю в силу части 2 статьи 2 Федерального закона от 17.07.01 N 101-ФЗ "О разграничении государственной собственности на землю" и пункта 3.1. Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации". Заявитель считает, что за Российской Федерацией неправомерно зарегистрировано право собственности на спорный участок, в связи с тем, что он не был изъят в установленном порядке и его границы не согласованы со смежными землепользователями. Постановление от 22.12.2000 N 433 затрагивает права физических и юридических лиц на принадлежащие им земельные участки, входящие в состав спорного участка. Суд необоснованно пришел к выводу о пропуске заявителем срока на оспаривание постановления от 22.12.2000 N 433, сославшись на судебные акты по делам N А15-1000/2006 и N А15-945/2006, поскольку при их рассмотрении постановление от 22.12.2000 N 433 не исследовалось. Администрация города Дербент имеет полномочия на распоряжение данным участком, так как он находится в пределах границ города. Вывод суда о том, что опытная станция вошла в состав территории города Дербента после 2005 года не соответствует материалам дела, ввиду того, что границы города не изменялись с момента их утверждения Указом Президиума Верховного Совета ДАССР от 29.08.64. Суды не применили часть 1 статьи 19 Федерального Закона от 28.01.2000 N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре", согласно которой кадастровый учет земельных участков должен осуществляться по месту их нахождения.
Опытная станция направила ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствие своего представителя, которое подлежит удовлетворению на основании пункта 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В заседании суда кассационной инстанции представитель администрации города Дербент поддержал доводы, изложенные в жалобе.
Изучив материалы дела и выслушав представителя администрации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как установлено судебными инстанциями, постановлением администрации Дербентского района от 22.12.2000 N 433 утвержден план внешних границ землепользования опытной станции и за ней закреплено 201 га земель. Опытной станции выдан государственный акт на право бессрочного (постоянного) пользования участком площадью 201 га и кадастровый план земельного участка от 20.06.02 (кадастровый номер 05:07:000111:0001) с указанием категории земель - земли сельскохозяйственного назначения. 13 сентября 2006 года регистрирующий орган внес в единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним запись о регистрации за Российской Федерацией права собственности на земельный участок площадью 201 га и выдал свидетельство о государственной регистрации права от 14.09.06 (серия 05-АА N 051402).
Полагая, что постановление от 22.12.2000 N 433, государственный акт и свидетельство о государственной регистрации права собственности не соответствуют закону, администрация города Дербент обратилась в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
В соответствии с пунктом 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
По правилам статьи 17 Земельного кодекса Российской Федерации в федеральной собственности находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами.
Указом Президента Российской Федерации от 30.01.92 N 84 "О Российской академии сельскохозяйственных наук" на базе Российской академии сельскохозяйственных наук и Всесоюзной академии сельскохозяйственных наук создана Росельхозакадемия, которой в бессрочное бесплатное пользование переданы земли, ранее предоставленные Российской академии сельскохозяйственных наук, ВАСХНИЛ и их научным учреждениям.
Согласно пункту 6 статьи 5 Федерального закона от 23.08.97 N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике" за академиями наук, отраслевыми академиями наук, их научными организациями и организациями научного обслуживания и социальной сферы закрепляются в бессрочное безвозмездное пользование земельные участки, выделенные в установленном порядке.
Установив, что принадлежащее опытной станции федеральное имущество закреплено за ней на праве оперативного управления (свидетельство о внесении в реестр федерального имущества N 00500401; л. д. 66) и спорный земельный участок находится в федеральной собственности в силу закона, судебные инстанции правомерно отказали в удовлетворении заявленных требований.
Довод заявителя о том, что регистрация за Российской Федерацией права собственности на земельный участок проведена без соблюдения порядка разграничения государственной собственности, установленного Федеральным законом от 17.07.01 N 101-ФЗ "О разграничении государственной собственности на землю", не может быть признан обоснованным. Данный Закон не подлежит применению в тех случаях, когда земельные участки находятся в федеральной собственности в силу закона (статья 17 Земельного кодекса Российской Федерации).
Утверждение заявителя о том, что постановление от 22.12.2000 N 433 затрагивает права физических и юридических лиц на принадлежащие им земельные участки, входящие в состав спорного участка, не подтверждено документально.
Ссылка администрации города Дербент на необоснованность выводов суда о пропуске заявителем без уважительных причин срока на оспаривание постановления от 22.12.2000 N 433, не может быть принята во внимание, так как указанное постановление исследовано в судебных актах по делам N А15-1000/2006 и N А15-945/2006 (л. д. 91, 98), что опровергает доводы заявителя о том, что ему не было известно о существовании постановления N 433 при участии в рассмотрении данных дел.
Довод заявителя о том, что администрация города Дербент имеет полномочия на распоряжение спорным земельным участком в силу того, что он находится границах города Дербента, не может быть принят во внимание. Факт нахождения участка в границах земель поселения не свидетельствует о наличии у администрации города таких полномочий, поскольку в силу закона участок относится к федеральной собственности и пункт 11 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривает возможность нахождения в пределах границ населенных пунктов зон сельскохозяйственного использования.
С учетом изложенного, основания для изменения или отмены судебных актов, предусмотренные статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа постановил:
решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 12.04.07 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.07.07 по делу N А15-212/2007 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 6 декабря 2007 г. N Ф08-7013/07 "Факт нахождения участка в границах земель поселения не свидетельствует о наличии у администрации города полномочий по распоряжению этим участком, поскольку в силу закона участок относится к федеральной собственности и пункт 11 статьи 85 ЗК РФ предусматривает возможность нахождения в пределах границ населенных пунктов зон сельскохозяйственного использования"
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Кавказского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело