ООО "Вита Плюс" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по г. Краснодару (далее - налоговая инспекция) от 28.06.07 N 1129 о привлечении заявителя к административной ответственности по статье 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за нарушение порядка работы с денежной наличностью.
Решением от 02.08.07, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 13.09.07, в удовлетворении требования отказано. Судебный акт мотивирован отсутствием доказательств осуществления обществом контроля за соблюдением порядка работы с денежной наличностью и ведения кассовых операций, что свидетельствует о ненадлежащем исполнении обязанностей по соблюдению установленного порядка ведения расчетных операций.
Общество обратилось в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа налоговая инспекция с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение от 02.08.07, постановление апелляционной инстанции от 13.09.07 и направить дело на новое рассмотрение. По мнению заявителя, общество необоснованно привлечено к административной ответственности по статье 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, заслушав представителей участвующих в деле лиц, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, 14.06.07 налоговая инспекция провела проверку деятельности общества по вопросам соблюдения порядка работы с денежной наличностью, применения контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и проверки данных учета и отчетности. В ходе проверки установлено отсутствие изолированного помещения кассы, предназначенного для приема, выдачи и временного хранения наличных денежных средств, что не соответствует Единым требованиям по технической укрепленности и оборудованию сигнализацией помещений касс предприятий (приложение N 3 к Порядку ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденное Решением Совета Директоров Центрального Банка России 22 09.93 N 40, далее - Порядок ведения кассовых операций). Также проверкой установлено, что отсутствует сейф для хранения наличных денежных средств, осуществление наличных денежных расчетов за оказание туристических услуг производится в офисном помещении данной туристической фирмы. Данные нарушения зафиксированы в протоколе осмотра от 14.06.07 N 70046/444 и протоколе об административном правонарушении от 20.06.07 N 000161/444. По итогам рассмотрения материалов проверки налоговая инспекция вынесла постановление от 28.06.07 N 1129 о привлечении общества к административной ответственности по статье 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде 40 тыс. рублей штрафа.
Отказывая в удовлетворении заявления, суд исходил из того, что факт совершения административного правонарушения доказан налоговой инспекцией.
В статье 15.1 Кодекса установлена административная ответственность за нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся в осуществлении расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров, неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности, несоблюдении порядка хранения свободных денежных средств, а равно в накоплении в кассе наличных денег сверх установленных лимитов.
В соответствии с пунктом 1 Порядка ведения кассовых операций предприятия, объединения, организации и учреждения независимо от организационно-правовых форм и сферы деятельности обязаны хранить свободные денежные средства в учреждениях банков. Согласно пункту 3 Порядка для осуществления расчетов наличными деньгами каждое предприятие должно иметь кассу и вести кассовую книгу по установленной форме. В силу статьи 29 Порядка в соответствии с пунктом 3 руководители предприятий обязаны оборудовать кассу (изолированное помещение, предназначенное для приема, выдачи и временного хранения наличных денег) и обеспечить сохранность денег в помещении кассы, а также при доставке их из учреждения банка и сдаче в банк.
В тех случаях, когда по вине руководителей предприятий не были созданы необходимые условия, обеспечивающие сохранность денежных средств при их хранении и транспортировке, они несут в установленном законодательством порядке ответственность.
Единые требования по технической укрепленности и оборудованию сигнализацией помещений касс предприятий установлены в приложении N 3 к названному Порядку, где указано, что для обеспечения надежной сохранности наличных денежных средств и ценностей помещение кассы должно быть оборудовано средствами охранно-пожарной сигнализации, иметь капитальные стены, прочные перекрытия пола и потолка, надежные внутренние стены и перегородки. Помещение кассы должно закрываться на две двери: внешнюю, открывающуюся наружу, и внутреннюю, изготовленную в виде стальной решетки, открывающейся в сторону внутреннего расположения кассы, должно быть оборудовано специальным окошком для выдачи денег, иметь сейф (металлический шкаф) для хранения денег и ценностей, прочно прикрепленный к строительным конструкциям пола и стены стальными ершами.
Материалы дела свидетельствуют об оказании обществом услуг по оформлению и приобретению туристических путевок, что свидетельствует о необходимости ведения наличных денежных расчетов.
Из протокола осмотра от 14.06.07 N 700046/444 и протокола об административных правонарушениях от 20.06.07 N 000161, подписанных директором общества Суровец Н.К. без замечаний и возражений, видно, что изолированное и оборудованное в соответствии с Едиными требованиями по технической укрепленности и оборудованию касс предприятий помещение кассы, отсутствует.
В объяснениях, данных 14.06.07, директор общества подтвердил отсутствие оборудованного помещения кассы. При таких обстоятельствах суд сделал обоснованный вывод о правомерности постановления налоговой инспекции о привлечении общества к административной ответственности по статье 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Доводы кассационной жалобы были предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций, получили надлежащую оценку и по существу направлены на переоценку обстоятельств дела и доказательств, представленных сторонами в обоснование своих доводов. Между тем, в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная инстанция не имеет полномочий на исследование и установление новых обстоятельств дела, а также не вправе переоценивать доказательства, которые были предметом исследования судов первой и апелляционной инстанций.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение от 02.08.07 и постановление апелляционной инстанции от 13.09.07 Арбитражного суда Краснодарского края по делу N А32-13533/07-34/339-77АЖ оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 17 декабря 2007 г. N Ф08-8188/07-3066А "Суд сделал обоснованный вывод о правомерности постановления налоговой инспекции о привлечении общества к административной ответственности по статье 15.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях"
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Кавказского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело