См. также Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 17 января 2007 г. N Ф08-7114/06-2928А
ФКП "Комбинат "Каменский"" (далее - предприятие) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными бездействий Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Каменск-Шахтинскому (далее - налоговая инспекция), выразившихся в неисполнении распоряжения Правительства Российской Федерации от 04.02.06 N 131-р, решения Арбитражного суда Ростовской области от 06.10.06 по делу N А53-8426/2006-С6-22. Заявитель также просил обязать налоговую инспекцию списать с предприятия 215 рублей акцизов, 3 110 744 рублей ЕСН в части, зачисляемой в федеральный бюджет, 570 303 рублей в части ФФОМС, 129 560 рублей в части ФСС, соответствующих пеней, 62 496 рублей 19 копеек пеней (уточненные требования).
Решением суда от 13.07.07, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 03.10.07, заявление предприятия удовлетворено.
Суд признал обоснованными требования предприятия, ссылаясь на неправомерное неисполнение налоговой инспекцией решения Арбитражного суда Ростовской области от 06.10.06 по делу N А53-8426/2006-С6-22, оставленного без изменения постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 17.01.07, а также Распоряжения Правительства Российской Федерации от 04.02.06 N 131-р.
В кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить решение суда от 13.07.07 и постановление апелляционной инстанции от 03.10.07 как принятые с неправильным применением норм материального права.
Суд необоснованно применил к рассматриваемым правоотношениям положения постановления Правительства Российской Федерации от 12.02.01 N 100 "О порядке признания безнадежными к взысканию и списания недоимки и задолженности по пеням и штрафам по федеральным налогам и сборам, а также задолженности по страховым взносам в государственные социальные внебюджетные фонды, начисленным пеням и штрафам" и пункта 4 распоряжения Правительства Российской Федерации от 04.02.06 N 131-р. По мнению подателя жалобы, суд неполно исследовал фактические обстоятельства и не оценил доводы налогового органа о том, что задолженность перед региональным и местным бюджетами, образовавшуюся 2005 году и 1 квартале 2006 года предприятие погасило частично за счет субсидии. Денежные средства в размере 5 676 тыс. рублей, выделенные Министерством промышленности и энергетики Российской Федерации для погашения задолженности по ЕСН в части, зачисляемой в федеральный бюджет, ФФОМС и ФСС, не были использованы по целевому назначению и находятся на счетах организации.
В отзыве на кассационную жалобу предприятие просит состоявшиеся по делу судебные акты оставить без изменения, ссылаясь на их законность и обоснованность.
В судебном заседании представители сторон повторили, соответственно, доводы кассационной жалобы и отзыва на нее.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, доводы жалобы, отзыва на нее и выслушав представителей участвующих в деле лиц, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Как видно из материалов дела, решением Арбитражного суда Ростовской области от 06.10.06 по делу N А53-8426/2006-С6-22, оставленным без изменения постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 17.01.07, признано недействительным решение налоговой инспекции от 16.06.06 N 1729 в части взыскания с предприятия федеральных налогов в общей сумме 11 145 775 рублей, соответствующих пеней по указанным налогам, пеней в сумме 6 723 рублей 11 копеек за неуплату единого социального налога, зачисляемого в территориальные фонды обязательного медицинского страхования. Суд также признал недействительными решения налоговой инспекции от 16.06.06 N 235 и 236 о приостановлении операций по счетам предприятия.
При этом суд исходил из того, что распоряжением Правительства Российской Федерации от 04.02.06 N 131-р предусмотрено списание задолженности предприятия по федеральным налогам и сборам, пеням на момент создания предприятия, обязанность по уплате которых перешла к предприятию как к правопреемнику ФГУП "Каменский химический комбинат". Налоговый орган, принимая решения от 16.06.06 N 1729 о взыскании налогов и пеней в общей сумме 11 152 501 рубль 11 копеек за счет денежных средств налогоплательщика, от 16.06.06 N 235 и 236 о приостановлении операций по счетам предприятия в банке, неправомерно не учел предписания пункта 4 распоряжения Правительства Российской Федерации от 04.02.06 N 131-р.
По настоящему делу предприятие, ссылаясь на неисполнение налоговой инспекцией судебных актов по делу N А53-8426/2006-С6-22, а также распоряжения Правительства Российской Федерации от 04.02.06 N 131-р, просит обязать налоговую инспекцию списать с предприятия 215 рублей акцизов, 3 110 744 рублей ЕСН в части, зачисляемой в федеральный бюджет, 570 303 рублей в части ФФОМС, 129 560 рублей в части ФСС, соответствующих пеней, 62 496 рублей 19 копеек пеней.
Суд, удовлетворяя заявленные требования, обоснованно руководствовался следующим.
В соответствии со статьей 59 Налогового кодекса Российской Федерации недоимка, числящаяся за отдельными налогоплательщиками, взыскание которой оказалось невозможным в силу причин экономического, социального или юридического характера, признается безнадежной и списывается в порядке, установленном: по федеральным налогам и сборам - Правительством Российской Федерации; по региональным и местным налогам и сборам - соответственно исполнительными органами субъектов Российской Федерации и местного самоуправления. Эти же правила применяются при списании безнадежной задолженности по пеням.
Во исполнение статьи 59 Налогового кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации приняло постановление от 12.02.01 N 100 "О порядке признания безнадежными к взысканию и списания недоимки и задолженности по пеням и штрафам по федеральным налогам и сборам, а также задолженности по страховым взносам в государственные социальные внебюджетные фонды, начисленным пеням и штрафам", согласно которому признаются безнадежными к взысканию и списываются недоимка и задолженность по пеням по федеральным налогам и сборам в случае ликвидации организации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Пунктом 4 распоряжения Правительства Российской Федерации от 04.02.06 N 131-р предписано ФНС России совместно с Минздравсоцразвития России осуществить списание в установленном порядке задолженности предприятия по федеральным налогам и сборам, пеням, подлежащим зачислению в федеральный бюджет и государственные внебюджетные фонды, за исключением задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, начисленным на момент создания указанного предприятия.
Вопросы признания безнадежными к взысканию и списания недоимки и задолженности по пеням по региональным и местным налогам и сборам решают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления применительно к порядку, определенному названным Постановлением.
Суд, исследовав обстоятельства дела и представленные доказательства, указал, что налоговая инспекция не выполнила условия, установленные действующим законодательством для списания задолженности предприятия.
В кассационной жалобе налоговый орган не приводит доводов, свидетельствующих об исполнении требований пункта 4 распоряжения Правительства Российской Федерации от 04.02.06 N 131-р. Ссылка заинтересованного лица на нецелевое расходование субсидии, выделенной предприятию Министерством промышленности и энергетики Российской Федерации для погашения задолженности по ЕСН в части, зачисляемой в федеральный бюджет, ФФОМС и ФСС, не принимается судом кассационной инстанции как не относящаяся к существу спора.
Кроме того, при рассмотрении дела N А53-8426/2006-С6-22 судебными инстанциями было установлено, что суммы оспариваемых налогов и сборов образовались в период деятельности ФГУП "Каменский химический комбинат" и в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 04.02.06 N 131-р должны были быть списаны налоговыми органами.
При таких обстоятельствах судебные инстанции правомерно пришли к выводу о нарушении налоговой инспекцией законных прав и интересов предприятия, поскольку все условия и основания в соответствии с действующим законодательством для списания задолженности ФКП "Каменский" имелись.
Нормы права при разрешении спора применены судом правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену или изменение судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа постановил:
решение от 13.07.07 и постановление апелляционной инстанции от 03.10.07 Арбитражного суда Ростовской области по делу N А53-1154/2007-С6-48с оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 9 января 2008 г. N Ф08-8680/07-3248А "В соответствии со статьей 59 Налогового кодекса РФ недоимка, числящаяся за отдельными налогоплательщиками, взыскание которой оказалось невозможным в силу причин экономического, социального или юридического характера, признается безнадежной и списывается в порядке, установленном: по федеральным налогам и сборам - Правительством РФ; по региональным и местным налогам и сборам - соответственно исполнительными органами субъектов РФ и местного самоуправления"
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Кавказского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело