Общество с ограниченной ответственностью "Алмаз" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Ставропольскому краю (далее - управление) от 30.03.07 N 28/б о привлечении к административной ответственности по статье 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решением от 24.07.07, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 15.10.07, в удовлетворении требований отказано. Судебные акты мотивированы тем, что общество правомерно привлечено к административной ответственности за невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду.
Общество обратилось в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Ставропольского края от 24.07.07, постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.10.07 и направить дело на новое рассмотрение. Заявитель считает, что выводы судебных инстанций не соответствует фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам. Постановление о назначении наказания вынесено неправомочным должностным лицом.
В отзыве на кассационную жалобу управление просит отказать в удовлетворении жалобы.
Изучив материалы дела, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, прокуратура Степновского района провела проверку исполнения законодательства о порядке осуществления платы за негативное воздействие на окружающую среду на территории Степновского района. В ходе проверки выявлено, что общество в установленные законодательством сроки не представило расчеты и не внесло плату за негативное воздействие на окружающую среду за 2005 - 2006 годы. Результаты проверки зафиксированы в постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении от 22.01.07. Постановлением от 30.03.07 N 28/б общество привлечено к административной ответственности по статье 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде 50 тыс. рублей штрафа.
При рассмотрении дела судебные инстанции пришли к правомерному выводу о наличии в действиях общества состава административного правонарушения. Суды исходили из того, что плата за загрязнение окружающей среды взимается с предприятий, учреждений, организаций и индивидуальных предпринимателей независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, на которой они основаны, включая совместные предприятия с участием иностранных юридических лиц и граждан, которым предоставлено право ведения производственно-хозяйственной деятельности на территории Российской Федерации, согласно положениям Федерального закона от 10.01.01 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ).
В соответствии со статьей 16 Закона N 7-ФЗ негативное воздействие на окружающую среду является платным. Порядок определения платы и ее размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.92 N 632 "Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия" (далее - постановление Правительства N 632) и постановлением Правительства от 12.06.2003 N 344 "О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления" (далее - постановление Правительства N 344).
В пункте 1 постановления Правительства N 632 указано, что утвержденный порядок распространяется на предприятия, учреждения, организации, иностранных юридических и физических лиц, осуществляющих любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием, и предусматривает взимание платы за вредное воздействие на окружающую природную среду, в том числе за размещение отходов.
В Приложении N 1 к постановлению Правительства N 344 определены нормативы платы за размещение отходов производства и потребления и коэффициенты, учитывающие экологические факторы по территориям экономических районов Российской Федерации.
Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 08.06.06 N 577 "Об установлении сроков уплаты за негативное воздействие на окружающую среду" и приказом Северо-Кавказского межрегионального управления по технологическому и экологическому надзору от 22.02.06 N 69-п предусмотрено, что срок внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду, подлежащей уплате по итогам отчетного периода (квартала) - не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом.
Из материалов дела следует и это не отрицается заявителем, что в установленные сроки плату за негативное воздействие на окружающую среду за 2005 - 2006 г. общество не вносило. Деяние общества в связи с этим правильно квалифицировано по статье 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с разъяснениями Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.05 N 5 невыполнение предусмотренной нормативным правовым актом обязанности к установленному в нем сроку не является длящимся административным правонарушением. Срок давности привлечения к административной ответственности за правонарушения, по которым предусмотренная нормативным актом обязанность не была выполнена к определенному в нем сроку, начинает течь с момента наступления указанного срока.
С учетом изложенного срок давности привлечения к административной ответственности общества за невнесение платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2005 год на момент принятия постановления от 30.03.07 истек.
Вместе с тем из материалов дела следует, что названным постановлением общество привлечено к административной ответственности за невнесение платы за негативное воздействие на окружающую среду, в том числе и за 2006 год, и срок давности привлечения к ответственности за совершение правонарушения в указанный период не истек.
Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 27.01.06 N 49 установлены следующие сроки уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду по итогам первого квартала 2006 года - 20 апреля 2006 года, по итогам второго квартала - 20 июля 2006, по итогам третьего квартала 2006 года - 20 октября 2006 года и по итогам четвертого квартала 2006 года - 20 января 2007 года.
Процессуальных нарушений при возбуждении дела об административном правонарушении и вынесении постановления допущено не было.
Все обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора, а также доводы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения судебных инстанций, им была дана правильная правовая оценка, поэтому основания для отмены или изменения судебных актов отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа постановил:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 24.07.07 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.10.07 по делу N А63-3307/2007-С7 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 24 января 2008 г. N Ф08-8983/2007-3375А "Общество правомерно привлечено к административной ответственности за невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду"
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Кавказского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело