Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа
от 24 января 2008 г. N Ф08-9003/07-3378А
"Вывод суда о том, что применение контрольно-кассовой техники требуется
в случае осуществления денежных расчетов с населением посредством
торговых автоматов самообслуживания, является правомерным"
(извлечение)
Постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 28 октября 2008 г. N Ф08-9003/2008 настоящее постановление отменено по вновь открывшимся обстоятельствам
Индивидуальный предприниматель Домащенко Ю.П. (далее - предприниматель) обратился в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Инспекции Федеральной налоговой службы по Красноармейскому району Краснодарского края (далее - налоговая инспекция) от 25.04.07 N 86 о привлечении предпринимателя к административной ответственности по статье 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решением от 19.07.07, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 06.09.07, в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебные акты мотивированы тем, что факт совершения правонарушения подтверждается материалами дела, при составлении протокола процессуальные права предпринимателя не нарушены.
В Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа обратился предприниматель с кассационной жалобой на решение и постановление апелляционной инстанции, в которой просит указанные судебные акты отменить и принять по делу новый судебный акт. По мнению заявителя, предприниматель оказывает услуги по приему наличных платежей в оплату счетов операторов сотовой связи не через контрольно-кассовую машину, а через торговый автомат, что не противоречит нормам Федерального закона от 22.05.03 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" (далее - Закон N 54-ФЗ). Заявитель полагает, что осуществляемая деятельность относится мелкорозничной торговле непродовольственными товарами, при осуществлении которой не требуется обязательного применения контрольно-кассовой техники.
Изучив материалы дела, заслушав предпринимателя и представителя налоговой инспекции, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, 09.04.07 налоговая инспекция провела проверку по вопросам соблюдения законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники при осуществлении денежных расчетов с населением через платежный терминал по приему платежей за услуги сотовой связи, принадлежащий предпринимателю и расположенный по адресу: ст. Полтавская, ул. Жлобы, 60. В ходе проверки установлено, что при оплате услуг сотовой связи стоимостью 50 рублей через платежный терминал самообслуживания получен кассовый чек, на котором отсутствует признак фискального режима. По результатам проверки составлен акт от 09.04.07 N 067. В присутствии предпринимателя 09.04.07 составлен протокол об административном правонарушении N 12-032.
Постановлением налоговой инспекции от 25.04.07 N 86 предприниматель привлечен к административной ответственности в виде 3 тыс. рублей штрафа по статье 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Предприниматель обратился в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным постановления налоговой инспекции, ссылаясь на отсутствие оснований для привлечения его к административной ответственности.
При рассмотрении дела суды пришли к правильному выводу о наличии в действиях заявителя состава правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена статьей 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно статье 2 Закона N 54-ФЗ контрольно-кассовая техника подлежит обязательному применению на территории Российской Федерации всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.
В соответствии с абзацем 4 статьи 5 Закона N 54-ФЗ организации и индивидуальные предприниматели, применяющие контрольно-кассовую технику, обязаны выдавать покупателям (клиентам) при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в момент оплаты отпечатанные контрольно-кассовой техникой чеки. Организации и индивидуальные предприниматели, применяющие контрольно-кассовую технику, обязаны применять исправную контрольно-кассовую технику, опломбированную в установленном порядке, зарегистрированную в налоговых органах и обеспечивающую надлежащий учет денежных средств при проведении расчетов (фиксацию расчетных операций на контрольной ленте и в фискальной памяти).
Из содержания данной статьи следует, что указанные в ней требования распространяются на все виды контрольно-кассовой техники, применяемой организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении наличных денежных расчетов и расчетов с использованием платежных карт, в том числе, на программно-технические комплексы.
Согласно пункту 2 статьи 10 Закона N 54-ФЗ при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт применение контрольно-кассовой техники без фискальной памяти не допускается.
Письмом Федеральной налоговой службы от 20.09.06 N 06-9-10/322@ "О применении торговых и других автоматов по приему платежей" разъяснено, что Федеральный закон, устанавливая необходимость применения контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт при осуществлении торговых операций, выполнении работ и оказании услуг, не делает исключения для расчетов с использованием торговых автоматов, терминалов самообслуживания и других кассовых автоматов, что позволяет квалифицировать использование кассовых автоматов, не имеющих в своем составе контрольно-кассовой техники, включенной в Государственный реестр, как работу без применения контрольно-кассовой техники.
В перечне моделей действующего Государственного реестра (письмо Федерального агентства по промышленности от 24.04.06 N СП-1386/16) представлена модель контрольно-кассовой техники, разрешенная для применения в составе автоматов самообслуживания при условии ее размещения под кожухом автомата и получения данных по каналу связи.
Таким образом, вывод судебных инстанций о том, что применение контрольно-кассовой техники требуется в случае осуществления денежных расчетов с населением посредством торговых автоматов самообслуживания, является правомерным.
Статьей 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность в виде взыскания административного штрафа с должностных лиц в размере от трехсот до четырехсот минимальных размеров оплаты труда за продажу товаров, выполнение работ либо оказание услуг в организациях торговли либо в иных организациях, осуществляющих реализацию товаров, выполняющих работы либо оказывающих услуги без применения в установленных законом случаях контрольно-кассовых машин.
Из материалов дела следует, что предприниматель допустил нарушение Закона N 54-ФЗ при осуществлении наличных денежных расчетов. Налоговая инспекция доказала наличие правовых и фактических оснований для привлечения предпринимателя к административной ответственности (часть 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Все обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора, а также доводы, изложенные в кассационной жалобе, являлись предметом рассмотрения судебных инстанций, им дана надлежащая оценка. Нормы права при разрешении спора применены правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену или изменение судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа постановил:
решение от 19.07.07 и постановление апелляционной инстанции от 06.09.07 Арбитражного суда Краснодарского края по делу N А32-10944/2007-51/257-60АЖ оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 24 января 2008 г. N Ф08-9003/07-3378А "Вывод суда о том, что применение контрольно-кассовой техники требуется в случае осуществления денежных расчетов с населением посредством торговых автоматов самообслуживания, является правомерным"
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Кавказского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело
Постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 28 октября 2008 г. N Ф08-9003/2008 настоящее постановление отменено по вновь открывшимся обстоятельствам