ОАО "Краснодарская автоколонна N 1419" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с исковым заявлением к Управлению Федерального агентства по государственным резервам по Южному федеральному округу (далее - управление) и Федеральному агентству по государственным резервам (Росрезерв) Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации (далее - агентство) о признании незаконными действий должностных лиц в виде отказа в заключении договора на выполнение мобилизационных мероприятий по хранению материальных ценностей мобилизационного резерва на 2007 г. и обязании заключения такого договора, а также о возмещении 112 400 рублей расходов, связанных с содержанием материальных ценностей мобилизационного резерва в 1-м полугодии 2007 г., и 5 872 рублей расходов по оплате государственной пошлины (уточненные требования).
Решением от 18.10.07 суд отказал обществу в удовлетворении заявленных требований. Суд исходил из того, что в соответствии со статьей 9 Федерального закона от 26.02.97 N 31-ФЗ "О мобилизационной подготовке в Российской Федерации" порядок финансирования мероприятий по мобилизационной подготовке определяет Правительство Российской Федерации. Управление не вправе превысить лимит бюджетных ассигнований, выделяемых Министерством финансов Российской Федерации для общества. Задание по накоплению материальных ценностей в мобилизационном резерве в отношении общества может быть снято его разработчиком - Федеральным дорожным агентством.
В апелляционной инстанции законность и обоснованность решения не проверялись.
В кассационной жалобе общество просит отменить решение и удовлетворить иск. По мнению заявителя, суд не принял во внимание наличие у ответчика обязанности оплатить расходы истца в связи с хранением ценностей мобилизационного резерва в силу статьи 897 Гражданского кодекса Российской Федерации. Суд не мотивировал отказ в удовлетворении требований о взыскании 112 400 рублей расходов, связанных с содержанием материальных ценностей мобилизационного резерва в 2007 году, в том числе в части установленного лимита ассигнований в размере 40 тыс. рублей.
В отзыве на жалобу управление и агентство просили решение оставить без изменения.
В судебном заседании представители общества и управления поддержали доводы жалобы и отзыва.
Изучив материалы дела и выслушав представителей общества и управления, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, решение в части отказа в возмещении обществу расходов по хранению мобилизационных ценностей надлежит отменить и направить дело на новое рассмотрение, а в остальной части решение оставить без изменения по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, общество является ответственным хранителем материальных ценностей мобилизационного резерва. Согласно договору на выполнение мероприятий мобилизационной подготовки в части хранения материальных ценностей мобилизационного резерва от 29.12.05 N ОМР170хр управление возместило обществу затраты общества по содержанию и хранению материальных ценностей в 2006 году в сумме 40 тыс. рублей.
На основании указания Федерального дорожного агентства от 22.05.06 и предписания управления от 05.06.06 обществу поручено организовать перемещение передвижной авторемонтной мастерской ПАРМ-1М из мобилизационного резерва ФГУП "Сочинское ПАТП-2" для закладки в мобилизационный резерв общества. В связи с исполнением предписания и изменением объема материальных ценностей в письме от 11.01.07 N 04/10 общество сослалось на необходимость увеличения затрат по проведению мероприятий по хранению материальных ценностей мобилизационного резерва на 2007 год до 187 900 рублей.
Управление направило обществу проект договора на 2007 г., в котором сумма компенсации затрат осталась в прежнем размере - 40 тыс. рублей. Общество договор не подписало и в свою очередь направило управлению протокол разногласий. В результате договор на выполнение мероприятий мобилизационной подготовки в части хранения материальных ценностей мобилизационного резерва общество и управление на 2007 год не заключили.
При разрешении возникшего спора суд правильно определил правоотношения сторон и применил к ним надлежащие нормы материального права. Однако вывод суда об отсутствии оснований для удовлетворения требований истца в части возмещения ему расходов, связанных с содержанием материальных ценностей мобилизационного резерва в 2007 году, в пределах установленного лимита ассигнований сделан без учета фактических обстоятельств дела.
Согласно статье 8 Федерального закона от 29.12.94 N 79-ФЗ "О государственном материальном резерве" содержание и развитие системы государственного резерва и расходы, связанные с поставкой, закладкой и ответственным хранением материальных ценностей государственного резерва, являются расходными обязательствами Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 5 статьи 11 Федерального закона, Федерального закона от 26.02.97 N 31-ФЗ "О мобилизационной подготовке в Российской Федерации" возмещение затрат организациям, осуществляющим ответственное хранение государственного резерва, производится в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
Положением "О порядке финансирования системы государственного резерва", утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.96 N 396 установлено, что финансирование на оплату расходов определяется исходя из фактических объемов хранения и номенклатуры материальных ценностей государственного резерва. В указанные расходы включаются затраты, непосредственно связанные с хранением и обслуживанием материальных ценностей. Предусмотрено, что нормы расходов по оплате услуг пунктов ответственного хранения определяются Комитетом Российской Федерации по государственным резервам по согласованию с Министерством экономики Российской Федерации и Министерством финансов Российской Федерации в зависимости от вида хранящихся материальных ценностей.
Поскольку мобилизационное задание с истца не снято и он в силу закона выполняет мероприятия по хранению и обслуживанию материальных ценностей мобилизационного резерва, то не заключение договора хранения в связи с разногласиями не может лишить общества права на возмещение ему сумм, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете. Ответчики утверждают, что лимит бюджетных ассигнований для истца на работы по ответственному хранению материальных ценностей мобилизационного резерва на 2007 г. установлен в размере 40 тыс. рублей. Однако в материалах дела надлежащий документ, подтверждающий данное утверждение, отсутствует. Суд его не истребовал, не исследовал и не оценил в установленном порядке.
При изложенных обстоятельствах следует признать, что вопрос о возмещении истцу расходов по хранению материалов мобилизационного резерва суд исчерпывающе не выяснил.
При новом рассмотрении дела суду необходимо учесть изложенное и определить сумму, подлежащую возмещению обществу.
Подлежит отмене решение также в части отказа в возмещении истцу судебных расходов, поскольку правомерность и сумму данного требования можно определить при окончательном разрешении спора.
Требование истца о полном возмещении ему затрат по ответственному хранению в рамках данного дела удовлетворению не подлежит, поскольку в материалах дела отсутствуют доказательства урегулирования спорной суммы в порядке, определенном Положением "О порядке финансирования системы государственного резерва" и Инструкцией о порядке финансирования и расчетов за материальные ценности мобрезерва от 16.05.95, и наличии отрицательного результата.
Руководствуясь статьями 284, 286, 287, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа постановил:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 18.10.07 по делу N А32-8308/2007-63/227 в части отказа в иске о возмещении расходов по содержанию материальных ценностей мобилизационного резерва в первом полугодии 2007 г. в сумме 112 400 рублей и расходов по оплате государственной пошлины в сумме 5 872 рублей отменить, дело в этой части направить на новое рассмотрение.
В остальной части решение оставить без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 22 января 2008 г. N Ф08-8970/07 "Неподписание сторонами договора по хранению материальных ценностей мобилизационного резерва не может служить препятствием для возмещения хранителю, фактически исполняющему мобилизационное задание, сумм, предусмотренных в федеральном бюджете на эти цели"
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Кавказского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело