Настоящее постановление отменено постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 11 октября 2005 г. N 6325/05 в части отказа открытому акционерному обществу "Владикавказгоргаз" в иске к Правительству Республики Северная Осетия - Алания, Министерству финансов Республики Северная Осетия - Алания и государственному специализированному спортивному учреждению "Футбольный клуб "Алания"
ОАО "Владикавказгоргаз" обратилось в арбитражный суд с иском к Правительству Республики Северная Осетия-Алания, Минфину Республики Северная Осетия-Алания и ГССУ "Футбольный клуб Алания" (далее - клуб) о взыскании задолженности в размере 16 891 417 рублей.
До принятия решения истец уточнил требования и просил в порядке субсидиарной ответственности взыскать сумму задолженности с Республики Северная Осетия-Алания.
Решением от 11.11.04, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 13.03.05, в пользу истца за счет казны Республики Северная Осетия-Алания взыскано 16 891 417 рублей задолженности. Судебные акты мотивированы тем, что в соответствии со статьей 120 Гражданского кодекса Российской Федерации при отсутствии денежных средств у основного должника клуба, финансируемого из бюджета Республики Северная Осетия-Алания, субсидиарную ответственность по его долгам должен нести собственник имущества, которым согласно уставу клуба является РСО-Алания.
В кассационной жалобе Минфин РСО-Алания просит отменить судебные акты и принять новое решение. Заявитель указывает, что поскольку клуб принял на себя обязательства, не покрытые лимитами бюджетных средств, соответствующий договор является недействительным. В силу статьи 118 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее БК РФ) бюджетные учреждения не вправе получать кредиты за исключением ссуд из бюджетов. Частичное финансирование клуба осуществлялось Госкомспортом республики как главным распорядителем бюджетных средств, направляемых на развитие спорта. Кроме того, клуб фактически является хозяйственным обществом, поэтому должен нести самостоятельную ответственность.
В отзыве на жалобу ОАО "Владикавказгоргаз" просит оставить судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными. Истец полагает, что указание Минфина на ничтожность договора займа не может повлиять на решение по данному спору, так как в этом случае денежные средства также должны быть возвращены истцу. Взыскание средств за счет казны республики является правомерным. Поскольку договор займа от имени клуба подписан Такоевым С.К., который являлся первым заместителем Председателя Правительства РСО-Алания, ссылки на бюджетные ограничения не могут быть приняты во внимание. Кроме того, спорные правоотношения являются гражданскоправовыми и на них не могут распространяться ограничения бюджетного законодательства.
В судебном заседании представители истца поддержали доводы, изложенные в отзыве на жалобу.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела и выслушав представителей истца, считает, что судебные акты подлежат отмене по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, решением Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 13.05.04 по делу N А61-376/2004-10 с клуба в пользу ОАО "Владикавказгоргаз" взыскано 16 500 тыс. рублей долга по договору займа от 03.09.03 и 391 417 рублей процентов за пользование чужими денежными средствами. Решение вступило в законную силу и взыскателю выдан исполнительный лист N 013007.
Постановлением от 05.07.04 исполнительное производство по указанному исполнительному документу окончено в связи с невозможностью взыскания (закрытие расчетных счетов, отсутствие имущества должника).
В связи с неисполнением футбольным клубом решения арбитражного суда ОАО "Владикавказгоргаз" обратилось с иском в суд.
Согласно пунктам 1, 9, 15 устава клуб является бюджетным учреждением. Имущество учреждения является собственностью Республики Северная Осетия-Алания.
В соответствии с пунктом 2 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При их недостаточности ответственность несет собственник соответствующего имущества. Согласно пункту 3 той же статьи особенности правового положения отдельных видов государственных и иных учреждений определяются законами и иными правовыми актами.
В силу пункта 6 статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее БК РФ) бюджетное учреждение использует средства в соответствии с утвержденной сметой доходов и расходов. Пунктом 1 статьи 225 Кодекса установлено, что получатели бюджетных средств имеют право принятия денежных средств по осуществлению расходов и платежей путем составления платежных и иных документов, необходимых для совершения расходов и платежей в пределах доведенных до них лимитов бюджетных обязательств и сметы доходов и расходов.
Согласно статье 239 БК РФ иммунитет бюджетов представляет собой правовой режим, при котором обращение взыскания на бюджетные средства осуществляется только на основании судебного акта, предусматривающего:
возмещение в размере недофинансирования в случае, если взыскиваемые средства были утверждены в законодательном порядке в составе расходов бюджета;
возмещение убытков, причиненных физическому или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов.
Приведенные нормы бюджетного законодательства представляют собой ограничения правоспособности бюджетных учреждений при заключении сделок и направлены на защиту бюджета от обязательств, по которым бюджетное финансирование не предусматривалось.
Из материалов дела следует, что договор займа от 03.09.03, заключенный истцом с клубом, ничтожен (противоречит статье 118 Бюджетного кодекса Российской Федерации, согласно которой бюджетные учреждения не имеют права получать кредиты у кредитных организаций и других физических и юридических лиц).
Поскольку клуб заключил ничтожную сделку за рамками своей специальной правоспособности и бюджетного финансирования, то его собственник не может нести субсидиарную ответственность на основании статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации.
При таких обстоятельствах судебные акты подлежат отмене как принятые с неправильным применением норм материального права, а исковое требование отклонению.
Вместе с тем, если в результате исполнения такой сделки на стороне собственника учреждения имеет место неосновательное обогащение, потерпевший может защитить свое право путем предъявления иска к собственнику учреждения о возврате неосновательно полученного в порядке главы 60 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Учитывая, что ранее по делу N А61-376/2004-10 с ГССУ "Футбольный клуб Алания" в пользу истца была взыскана спорная сумма, производство в отношении этого юридического лица подлежит прекращению на основании статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В силу статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы в связи отменой судебных актов следует отнести на истца. Однако с учетом имущественного положения ОАО "Владикавказгоргаз" кассационная инстанция считает возможным уменьшить сумму взыскиваемой с него госпошлины (по иску, апелляционной и кассационной жалобам) до 3 тыс. рублей.
Руководствуясь статьями 102, 110, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд СевероКавказского округа постановил:
решение от 11.11.04 и постановление апелляционной инстанции от 13.03.05 Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания по делу N А61-1495/2004-10 отменить. В иске отказать.
Взыскать с ОАО "Владикавказгоргаз" в доход федерального бюджета 3 тыс. рублей госпошлины по иску, апелляционной и кассационной жалобам.
В отношении ГССУ "Футбольный клуб Алания" производство по делу прекратить.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 11 апреля 2005 г. N Ф08-1330/05 "Поскольку бюджетное учреждение заключило ничтожную сделку за рамками своей специальной правоспособности и бюджетного финансирования, то собственник учреждения не может нести субсидиарную ответственность по его обязательствам на основании статьи 120 ГК РФ"
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Кавказского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело
Настоящее постановление отменено постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 11 октября 2005 г. N 6325/05 в части отказа открытому акционерному обществу "Владикавказгоргаз" в иске к Правительству Республики Северная Осетия - Алания, Министерству финансов Республики Северная Осетия - Алания и государственному специализированному спортивному учреждению "Футбольный клуб "Алания"