См. также постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 20 апреля 2009 г. N А32-7201/2008-63/127
ООО "Стройтехсервис" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными: постановления Межрайонной ИФНС России N 6 по Краснодарскому краю (далее - налоговая инспекция) от 22.12.06 N 108 о взыскании в бесспорном порядке налоговой недоимки и прекращении исполнительного производства; решения налоговой инспекции от 15.01.07 об отказе в государственной регистрации ликвидации общества и возложении на налоговую инспекцию обязанности по внесению в Единый государственный реестр юридических лиц записи о ликвидации общества.
Решением от 16.07.07 в удовлетворении заявленных требований отказано. Суд исходил из того, что отказ налоговой инспекции в регистрации ликвидации общества правомерен, поскольку на момент обращения в налоговую инспекцию общество не рассчиталось с кредиторами. Бухгалтерский баланс, не содержащий сведений о задолженности, не может считаться ликвидационным. По требованию о прекращении исполнительного производства производство по делу прекращено ввиду подведомственности данного вопроса суду общей юрисдикции.
Постановлением апелляционной инстанции от 02.11.07 решение от 16.07.07 изменено. В части признания недействительным постановления налогового органа от 22.12.06 N 108 требования удовлетворены, в остальной части решение оставлено без изменения. Суд апелляционной инстанции указал, что в период нахождения налогоплательщика в стадии ликвидации налоговый орган не вправе осуществлять действия по бесспорному взысканию налогов, так как при этом нарушается установленная законом очередность погашения требований кредиторов. Вывод суда первой инстанции о недопустимости ликвидации общества при наличии не погашенной недоимки по налогам признан правильным. В постановлении указано, что недоимка составляет 499 308 рублей 80 копеек.
В кассационной жалобе общество просит отменить постановление апелляционной инстанции от 02.11.07 в части отказа в удовлетворении заявленных требований, признать незаконным решение налоговой инспекции от 15.01.07 и обязать ее внести в ЕГРЮЛ запись о ликвидации общества. Заявитель считает, что представил все необходимые для ликвидации документы, названные в статье 21 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
В отзыве налоговая инспекция просит оставить кассационную жалобу без удовлетворения, так как обязанность по уплате налогов, пеней и штрафов не выполнена обществом до настоящего времени.
В судебном заседании представитель общества поддержал изложенные в жалобе доводы.
Изучив материалы дела и выслушав представителя общества, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Как видно из материалов дела, 20.08.04 Лавринович С. К., являясь единственным учредителем общества, принял решение о его ликвидации, в связи с чем сдал в налоговую инспекцию промежуточный ликвидационный баланс по состоянию на 21.10.04, а также ликвидационный баланс по состоянию на 02.11.04, в котором отсутствовали данные о наличии у общества кредиторской задолженности.
В период с 14.10.04 по 10.12.04 в связи с ликвидацией общества налоговой инспекцией проведена выездная налоговая проверка заявителя по вопросам соблюдения законодательства о налогах и сборах за период с 01.01.03 по 31.10.04. По результатам проверки налоговым органом составлен акт от 09.02.2005 N 13-16/697, на основании которого инспекцией вынесено решение от 03.03.2005 N 13-59/937 о доначислении налогов и пени на общую сумму 499 308 рублей 80 копеек.
Решением арбитражного суда от 02.11.05 по делу N А32-30125/2005-11/789 по иску налоговой инспекции с общества в бюджет взысканы налоговые санкции в размере 86 368 рублей 80 копеек.
Постановлением заместителя начальника налоговой инспекции от 22.12.06 N 108 решено взыскать с общества 499 308 рублей налогов и пени. Указанное постановление было направлено в службу судебных приставов, которая постановлением от 22.12.06 возбудила в отношении ООО "Стройтехсервис" исполнительное производство.
12.01.07 общество вновь обратилось в налоговую инспекцию с заявлением о регистрации ликвидации общества, представив тот же ликвидационный баланс, который предоставлялся в 2004 году. Решением от 15.01.07 инспекция отказала в государственной регистрации в связи с отсутствием ликвидационного баланса и документа об уплате государственной пошлины.
В части признания незаконным постановления налоговой инспекции от 22.12.06 N 108 суд апелляционной инстанции правильно применил статьи 46, 47, 49 Налогового кодекса Российской Федерации, в частности, об особом порядке исполнения обязанности по уплате налогов и сборов (пеней, штрафов) при ликвидации организации. Выводы суда в этой части сторонами не оспариваются.
Порядок ликвидации юридического лица определен в статье 63 Гражданского кодекса Российской Федерации, предусматривающей обязанность ликвидационной комиссии по выявлению кредиторов и письменному уведомлению их о ликвидации юридического лица, составлению промежуточного ликвидационного баланса после окончания срока для предъявления требований кредиторов, содержащего сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения. Названной нормой также предусмотрено, что ликвидационный баланс может быть составлен по согласованию с уполномоченным государственным органом только после завершения расчетов с кредиторами.
В соответствии с пунктами 4, 6 статьи 64 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае отказа ликвидационной комиссии в удовлетворении требований кредитора либо уклонении от их рассмотрения кредитор вправе до утверждения ликвидационного баланса обратиться в суд с иском к ликвидационной комиссии. Требования кредиторов, не удовлетворенные из-за недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица, не признанные ликвидационной комиссией, если кредитор не обращался с иском в суд, а также требования, в удовлетворении которых судом кредитору отказано, считаются погашенными.
Определением арбитражного суда от 22.06.07 по делу N А32-64286/05-44/744Б налоговой инспекции отказано во введении в отношении общества процедуры наблюдения, поскольку основные налоговые обязательства общества признаны судом погашенными, взысканные по решению суда по другому делу налоговые санкции по своему размеру не являются основанием для установления признаков банкротства.
Таким образом, задолженность общества перед бюджетом составляет только 86 368 рублей 80 копеек, взысканных решением арбитражного суда от 02.11.05 по делу N А32-30125/2005-11/789. Однако этой суммы долга достаточно, чтобы в соответствии со статьями 63, 64 Гражданского кодекса Российской Федерации отказать обществу в ликвидации, поскольку обязательный в силу статьи 21 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" документ - ликвидационный баланс, содержащий сведения о расчетах с кредиторами, у общества отсутствует.
При названных обстоятельствах суды первой и апелляционной инстанций обоснованно отказали в признании недействительным решения налогового органа от 15.01.2007 N Р50001. Неправильное указание налоговым органом на отсутствие документа об уплате государственной пошлины не может повлечь признание его решения недействительным в целом, так как соответствующий закону отказ в государственной регистрации ликвидации не нарушает законных интересов истца в сфере предпринимательской деятельности. Данное обстоятельство в обжалуемых судебных актах отражено.
Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа постановил:
постановление апелляционной инстанции от 02.11.07 Арбитражного суда Краснодарского края по делу N А32-2704/2007-3/125 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 16 января 2008 г. N Ф08-8869/07 "Требования кредиторов, не удовлетворенные из-за недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица, не признанные ликвидационной комиссией, если кредитор не обращался с иском в суд, а также требования, в удовлетворении которых судом кредитору отказано, считаются погашенными и не препятствуют ликвидации. При наличии других не погашенных требований добровольная ликвидация не допускается"
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Кавказского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело