Военный дом отдыха "Баргузин" Сибирского военного округа (далее - ВДО "Баргузин") обратился в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании недействительными акта проверки Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Геленджику (далее - налоговая инспекция, налоговый орган) от 05.06.06 N 72, решения от 17.07.06 N 58 о привлечении к налоговой ответственности; требования от 17.07.06 N 58 об уплате налоговой санкции, налогов и пени и об обязании совершить действия.
Налоговая инспекция подала встречное заявление о взыскании с ВДО "Баргузин" 1 777 356 рублей 20 копеек налоговых санкций за неуплату налога на прибыль за 2003 - 2005 годы.
Военный дом отдыха "Баргузин" Сибирского военного округа 17.11.06 уточнил заявленные требования, просил суд признать недействительным решение налогового органа от 17.07.06 N 58 в части доначисления налога на прибыль, сумм пеней и штрафов, а также об обязании налоговую инспекцию уменьшить недоимку по налогу на прибыль на сумму 348 306 рублей, пересчитать пени по налогу на прибыль в соответствии с суммой недоимки и скорректированным расчетным периодом и уменьшить суммы штрафных санкций в соответствии с реальной суммой недоимки, неотраженной в налоговых декларациях.
Решением суда от 26.09.07 удовлетворено ходатайство об уточнении заявленных требований, принят отказ от части требований, прекращено производство по делу в части отказа, отказано в удовлетворении требований заявителя, удовлетворены встречное заявление и ходатайство заявителя о снижении размера штрафа. С Военного дома отдыха "Баргузин" Сибирского военного округа взыскано в бюджет 170 тыс. рублей штрафа, а также в федеральный бюджет Российской Федерации 4 900 рублей госпошлины. В удовлетворении остальной части требований отказано.
Решение мотивировано тем, что средства, полученные от военнослужащих и членов их семей в качестве доплаты по льготным путевкам, являются доходом, учитываемым при определении налоговой базы по налогу на прибыль. Суд снизил размер взыскиваемого штрафа, приняв во внимание совершение налогоплательщиком правонарушения впервые, уплату им в полном объеме налогов и пеней, а также выполнение важных социальных задач.
Законность и обоснованность судебного акта в апелляционной инстанции не проверялись.
Налоговая инспекция обратилась в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение от 26.09.07 о взыскании налоговых санкций по налогу на прибыль в части удовлетворенных по ходатайству Военного дома отдыха "Баргузин" Сибирского военного округа требований. Налоговый орган считает, что основания для снижения размера штрафа более чем в 10 раз в данном случае отсутствовали, выводы суда в этой части необоснованны. То обстоятельство, что правонарушение совершено впервые, непосредственно не обусловило его наступление, поскольку виновное лицо с учетом имеющихся навыков и опыта за время деятельности с момента создания имело возможность избежать противоправных действий. Уплатив в 788 339 рублей налога на прибыль, Военный дом отдыха "Баргузин" Сибирского военного округа лишь выполнил конституционную обязанность. Общая сумма налога за 2003 - 2005 годы составила 1 136 645 рублей, на момент вынесения решения суда остальная сумма налога и пени не уплачена. Выполнение важных социальных задач не оказывает прямое или косвенное влияние на совершение налогового правонарушения. Суд не указал, на основании каких доказательств он пришел к выводу о выполнении правонарушителем важных социальных задач.
Военный дом отдыха "Баргузин" Сибирского военного округа представил отзыв на кассационную жалобу, в котором считает, что решение законно и просит кассационную жалобу оставить без удовлетворения.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что решение подлежит отмене как принятое с нарушением норм процессуального права.
Налоговая инспекция провела выездную проверку Военного дома отдыха "Баргузин" Сибирского военного округа по вопросу соблюдения законодательства о налогах и сборах за период с 01.01.03 по 31.03.06, результаты которой оформлены актом от 05.06.06 N 72.
Решением от 17.06.06 N 58 ВДО "Баргузин" доначислено 1 155 345 рублей 36 копеек налогов, 332 684 рубля 06 копеек пеней, 1 811 598 рублей 07 копеек штрафов.
Основанием доначислений по налогу на прибыль явилось невключение Военным домом отдыха "Баргузин" Сибирского военного округа в налоговую базу сумм, полученных им за льготные путевки от военнослужащих и членов их семей.
Согласно статье 246 Налогового кодекса Российской Федерации плательщиками налога на прибыль признаются российские организации без каких-либо исключений в отношении отдельных субъектов и вида деятельности. В статье 251 Кодекса приведен исчерпывающий перечень доходов, не учитываемых при определении базы, облагаемой налогом на прибыль.
В соответствии с подпунктом 14 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса Российской Федерации при определении налоговой базы не учитываются доходы в виде имущества, полученного налогоплательщиком в рамках целевого финансирования. К средствам целевого финансирования относится имущество, полученное налогоплательщиком и использованное им по назначению, определенному организацией (физическим лицом) - источником целевого финансирования или федеральными законами, в виде средств бюджетов всех уровней, государственных внебюджетных фондов, выделяемых бюджетным учреждениям по смете доходов и расходов бюджетного учреждения.
Согласно пункту 2 статьи 251 Кодекса при определении налоговой базы также не учитываются целевые поступления (за исключением целевых поступлений в виде подакцизных товаров). К ним относятся целевые поступления из бюджета бюджетополучателям и целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, поступившие безвозмездно от других организаций и (или) физических лиц и использованные указанными получателями по назначению. При этом налогоплательщики - получатели указанных целевых поступлений обязаны вести отдельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевых поступлений.
Федеральным законом от 24.07.02 N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации" часть вторая Кодекса дополнена статьей 321.1 "Особенности ведения налогового учета бюджетными учреждениями".
В пункте 1 данной статьи указано, что налогоплательщики - бюджетные учреждения, финансируемые за счет средств бюджетов всех уровней, государственных внебюджетных фондов, выделяемых по смете доходов и расходов бюджетного учреждения, и получающие доходы от иных источников, в целях налогообложения обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования и за счет иных источников.
В целях главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации иными источниками - доходами от коммерческой деятельности признаются доходы бюджетных учреждений, получаемые от юридических и физических лиц по операциям реализации товаров, работ, услуг, имущественных прав, и внереализационные доходы. Налоговая база бюджетных учреждений определяется как разница между полученной суммой дохода от реализации товаров, выполненных работ, оказанных услуг, суммой внереализационных доходов (без учета налога на добавленную стоимость, налога с продаж и акцизов по подакцизным товарам) и суммой фактически осуществленных расходов, связанных с ведением коммерческой деятельности. В налоговом учете учет операций по исчислению доходов от коммерческой деятельности и расходов, связанных с ведением этой деятельности, ведется в порядке, установленном главой 25 Кодекса. Сумма превышения доходов над расходами от коммерческой деятельности до исчисления налога не может быть направлена на покрытие расходов, предусмотренных за счет средств целевого финансирования, выделенных по смете доходов и расходов бюджетного учреждения.
Как следует из пункта 1 статьи 321.1 Налогового кодекса Российской Федерации, сумма дохода от реализации товаров, выполненных работ, оказанных услуг учитывается при исчислении налога на прибыль, в то время как средства целевого финансирования и целевых поступлений на содержание бюджетных учреждений и ведение уставной деятельности, финансируемой за счет указанных источников, согласно пункту 2 данной статьи не включаются в налогооблагаемую базу.
В пункте 4 статьи 41 Бюджетного кодекса Российской Федерации прямо указано, что к неналоговым доходам бюджетов относятся доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, а также доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении соответственно федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах.
Пунктом 2 статьи 42 Бюджетного кодекса Российской Федерации также установлено, что доходы бюджетного учреждения, полученные от предпринимательской и иной деятельности, приносящей доход, в полном объеме учитываются в смете доходов и расходов бюджетного учреждения и отражаются в доходах соответствующего бюджета как доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо как доходы от оказания платных услуг после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах.
Факт получения Военным домом отдыха "Баргузин" Сибирского военного округа от физических лиц средств в качестве оплаты части стоимости путевки (25% и 50%) и отсутствие покрытия данной суммы за счет бюджетных средств свидетельствуют о получении им налогооблагаемого дохода.
Суд установил, что в проверяемый период Военный дом отдыха "Баргузин" Сибирского военного округа при определении налоговой базы не учитывал средства, получаемые от военнослужащих и членов их семей в качестве доплаты за льготные путевки.
Налог на прибыль доначислен налоговой инспекцией не от суммы, полученной из бюджета на частичную оплату льготных путевок, а от стоимости путевок, оплаченных самими военнослужащими и членами их семей. Сумма, полученная от указанных лиц, обоснованно признана судом суммой реализации Военным домом отдыха "Баргузин" Сибирского военного округа своих услуг.
Однако разрешая спор, суд нарушил нормы процессуального права.
В мотивировочной части решения должны содержаться обоснования принятых судом решений и обоснования по другим вопросам, указанным в части 5 статьи 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Резолютивная часть решения должна содержать выводы об удовлетворении или отказе в удовлетворении полностью или в части каждого из заявленных требований.
Военный дом отдыха "Баргузин" Сибирского военного округа в лице ВРИО начальника ВДО "Баргузин" Рогалева П.В. в заявлении от 17.11.06 уточнил заявленные требования. Полномочия данного лица на изменение предмета и основания заявления от имени Военного дома отдыха "Баргузин" Сибирского военного округа документально не подтверждены. В данном документе имеется приписка "От остальных требований отказываемся. Главный бухгалтер Шибеко". Доверенностью от 25.08.06 N 1 (т. 1, л. д. 90) данное лицо уполномочено на изменение предмета и основания иска, отказ от заявленных требований.
Суд оценил данный документ как уточняющий требования. При этом в описательной части суд отразил, что фактически Военный дом отдыха "Баргузин" Сибирского военного округа просит признать недействительным решение налогового органа от 17.07.06 N 58 в части доначисления налога на прибыль, сумм пеней и штрафов, а также об обязании налоговую инспекцию уменьшить недоимку по налогу на прибыль на сумму 348 306 рублей. Однако заявление от 17.11.06 содержит и иные требования - об обязании налоговой инспекции пересчитать пени по налогу на прибыль в соответствии с суммой недоимки и скорректированным расчетным периодом и уменьшить суммы штрафных санкций в соответствии с реальной суммой недоимки, неотраженной в налоговых декларациях. Суд не принял данные требования к рассмотрению (т. е. по существу не установил, что фактически является предметом судебного спора), в резолютивной части указал лишь на отказ в удовлетворении требований заявителя (не уточнив, кто именно является в данном случае заявителем с учетом рассмотрения первоначального и встречного заявлений), одновременно с этим взыскал с Военного дома отдыха "Баргузин" Сибирского военного округа налоговую санкцию и госпошлину.
Однако на основании приказа Командующего войсками Сибирского военного округа от 21.02.07 N 60 Военный дом отдыха "Баргузин" реорганизован в Федеральное государственное учреждение "Военный дом отдыха "Баргузин" Сибирского военного округа" (т. 4, л. д.). В заявлении от 20.07.07 заявитель поставил суд в известность об этом (т. 4, л. д. 130). Суд не оценил данный документ, фактически рассмотрел дело без привлечения в установленном порядке в процесс правопреемника Военного дома отдыха "Баргузин" - Федерального государственного учреждения "Военный дом отдыха "Баргузин" Сибирского военного округа", удовлетворив ходатайство последнего о снижении размера санкций и тем самым взыскав штраф с лица, возможно прекратившего свое существование.
Указанные недостатки не могут быть устранены судом кассационной инстанции, ввиду отсутствия у него полномочий по оценке и исследованию доказательств и обстоятельств спора в соответствии со статьями 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При таких обстоятельствах обжалуемое решение подлежит отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда.
Суду при новом рассмотрении необходимо рассмотреть заявление от 17.11.06, установить, какие требования заявителя фактически являются предметом судебного спора, какой способ правовой защиты избран налогоплательщиком, и подлежат ли такие требования удовлетворению с учетом норм действующего материального и процессуального права.
Вопрос о распределении судебных расходов также разрешить при новом рассмотрении.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа постановил:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 26.09.07 по делу N А32-21306/2006-51/300 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Краснодарского края.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 18 февраля 2008 г. N Ф08-496/2008-162А "Доходы бюджетного учреждения, полученные от предпринимательской и иной деятельности, приносящей доход, в полном объеме учитываются в смете доходов и расходов бюджетного учреждения и отражаются в доходах соответствующего бюджета как доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо как доходы от оказания платных услуг"
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Кавказского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело