ООО "Гарант" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Ингушетия с заявлением к Министерству имущественных отношений Республики Ингушетия (далее - министерство) о признании незаконным распоряжения министерства от 15.05.07 N 86 об отказе обществу в выкупе земельного участка площадью 9923 кв. м, просило обязать его заключить договор купли-продажи участка.
Определением от 03.07.07 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ОАО "ДАИИЗ".
Решением от 07.05.07 требования удовлетворены. Суд признал незаконным распоряжение министерства от 15.05.07 N 86 и обязал его заключить с обществом договор купли-продажи земельного участка. Судебный акт мотивирован тем, что министерство не предоставило доказательств обоснованности отказа в приватизации земельного участка.
Постановлением апелляционного суда от 16.11.07 решение от 07.05.07 отменено, в удовлетворении заявленных требований отказано. Суд пришел к выводу, что размещение на земельном участке имущества, не являющегося объектами недвижимости, не свидетельствует о праве заявителя на приватизацию земельного участка в соответствии со статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации
В кассационной жалобе общество просит постановление апелляционного суда отменить, дело направить на новое рассмотрение. Заявитель ссылается на то, что суд не придал значение передаче администрацией обществу земельного участка в постоянное пользование. Общество считает, что апелляционный суд в нарушение пункта 3 статьи 33 Земельного кодекса Российской Федерации не установил площадь, необходимую обществу для осуществления производственной деятельности.
В судебном заседании представитель общества поддержал изложенные в жалобе доводы и пояснил, что на испрашиваемом земельном участке находится незарегистрированный не завершенный строительством объект недвижимости - здание цеха.
Министерство просит постановление апелляционного арбитражного суда оставить без изменения, указывая, что оно соответствует закону, фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам. Министерство полагает, что наличие у заявителя права собственности на объект недвижимости площадью 71,6 кв. м не может являться основанием для выкупа всего земельного участка.
Изучив материалы дела и выслушав представителей сторон, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, на основании решения Исполнительного комитета Назрановского районного совета народных депутатов от 16.08.91 N 717 ОАО "ДАИИЗ-К" выдано свидетельство от 30.01.03 о регистрации права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком площадью 40 028,47 кв. м, расположенным в городе Назрани, ЦМО, в 77 м от моста через Алхан-Чуртский канал по автодороге Назрань-Кантышево по направлению на юго-восток (свидетельство N 06-АА N 002275).
ОАО "ДАИИЗ-К" (продавец) и общество (покупатель) 05.02.07 заключили договор купли-продажи административного здания площадью 76,1 кв. м (литера А, кадастровый номер 06:05:01 00 008:0069), расположенного на указанном земельном участке.
В пункте 1.3 договора купли-продажи предусмотрено, что ОАО "ДАИИЗ-К" передает обществу свое право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком площадью 9 923 кв. м, на котором расположено административное здание.
Обществу выдано свидетельство от 15.02.07 о государственной регистрации права собственности на административное здание площадью 76,1 кв. м.
Постановлением администрации г. Назрань от 01.03.2007 N 121 обществу со ссылкой на договор купли-продажи административного здания предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования земельный участок площадью 9 923 кв. м (учетный N 1, кадастровый номер: 06:05:01 00 008:0069).
Согласно Указу Президента Республики Ингушетия от 01.05.03 N 90 и постановлению Правительства Республики Ингушетия от 26.07.06 N 102 полномочия по переоформлению прав на земельные участки, находящиеся в постоянном (бессрочном) пользовании граждан и юридических лиц, ведущих предпринимательскую деятельность, переданы Министерству имущественных отношений Республики Ингушетия.
Общество подало в министерство заявку на приватизацию названного земельного участка.
Распоряжением от 15.05.07 N 86 министерство отказало в выкупе испрашиваемого земельного участка в связи с отсутствием правоустанавливающих документов, подтверждающих наличие на земельном участке объектов недвижимости, для использования которых необходима указанная в заявке площадь.
В соответствии со статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации юридические лица, имеющие в собственности здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают исключительное право на приватизацию таких участков или приобретение права аренды в порядке и на условиях, которые установлены Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами.
В соответствии со статьей 552 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 35 Земельного кодекса Российской Федерации при переходе права собственности на здание, строение, сооружение, находящиеся на чужом земельном участке, к другому лицу, оно приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, необходимой для пользования имуществом, в том же объеме, что и прежний их собственник.
Заявитель не доказал, что для эксплуатации имеющегося у него административного здания площадью 71,6 кв. м необходимо 9 923 кв.м земли.
Указание в договоре купли-продажи здания о предоставлении обществу прежним землепользователем права на получение земельного участка указанной площади для эксплуатации здания не может быть принято во внимание, поскольку правом предоставления земельных участков продавец не обладал.
Площадь земельного участка, занятая зданием, строением, сооружением и необходимая для их использования, определяется в соответствии с пунктом 3 статьи 33 Земельного кодекса Российской Федерации.
Предельные размеры площади земельного участка устанавливаются в соответствии с утвержденными в установленном порядке нормами отвода земель для конкретных видов деятельности или в соответствии с правилами землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документацией, относительно чего имеется разъяснение Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 13 постановления от 24.03.05 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства".
Апелляционный суд правомерно не принял во внимание ссылку общества на наличие на земельном участке недостроенного здания цеха, так как в силу статьи 219 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на объект недвижимости возникает с момента государственной регистрации. Общество право собственности на не завершенный строительством объект не зарегистрировало.
Заявитель в качестве собственника объектов недвижимости вправе в установленном законом порядке сформировать земельный участок, необходимый для их использования, после чего реализовать право на его приватизацию.
Предусмотренные статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания для отмены постановления апелляционного арбитражного суда не установлены.
Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа постановил:
постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.11.07 по делу N А18-448/2007 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 27 февраля 2008 г. N Ф08-646/08 "Площадь земельного участка, занятая зданием, строением, сооружением и необходимая для их использования, определяется в соответствии с пунктом 3 статьи 33 Земельного кодекса РФ"
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Кавказского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело