См. также постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 22 апреля 2011 г. по делу N А32-2325/2010
ООО "Ясень-К" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к администрации муниципального образования Усть-Лабинский район (далее - администрация) о признании незаконным отказа в предоставлении в собственность земельных участков с кадастровыми номерами 23:35:05 05 001:0026 площадью 52 950 кв. м и 23:35:05 05 001:0027 площадью 11 708 кв. м из земель поселений, расположенных по адресу: г. Усть-Лабинск, ул. Заполотняная, 1; об обязании в двухнедельный срок подготовить договор купли-продажи земельных участков (уточненные требования).
Определением от 08.08.07 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Комитет по управлению муниципальным имуществом муниципального образования Усть-Лабинский район (далее - комитет, правопредшественник Управления по вопросам имущественных и земельных отношений администрации муниципального образования Усть-Лабинский район).
Решением от 24.08.07, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 10.12.07, суд признал незаконным отказ администрации в предоставлении обществу земельных участков с кадастровыми номерами 23:35:05 05 001:0026 площадью 52 950 кв. м и 23:35:05 05 001:0027 площадью 11 708 кв. м, расположенных по адресу: г. Усть-Лабинск, ул. Заполотняная, 1, обязал администрацию в двухнедельный срок заключить с обществом договор купли-продажи земельных участков путем направления истцу проекта договора для подписания. Судебные акты мотивированы тем, что общество имеет право на приватизацию земельных участков площадью, необходимой для функционирования и эксплуатации строений и оборудования, принадлежащих истцу на праве собственности.
В кассационной жалобе администрация просит отменить решение и постановление апелляционной инстанции, отказать в удовлетворении требований. По мнению заявителя, фактическая площадь земельных участков, используемая для эксплуатации объектов недвижимости общества, составляет 107 009 кв. м. Земельный участок с кадастровым номером 23:35:05 05 001:0004, предоставленный в постоянное бессрочное пользование ОАО "Мясокомбинат Усть-Лабинский" (далее - комбинат), ликвидирован путем разделения на три новых земельных участка, поставленных на кадастровый учет. Общество не представило доказательств расположения на испрашиваемых земельных участках объектов недвижимости, принадлежащих ему на праве собственности. Право постоянного (бессрочного) пользования комбината на участки прекращено в момент исключения его из государственного реестра в связи с ликвидацией. Вывод судов о наличии у администрации обязанности по предоставлению спорных участков обществу не соответствует действующему законодательству, незастроенные участки могут быть предоставлены исключительно на торгах.
Управление по вопросам имущественных и земельных отношений администрации муниципального образования Усть-Лабинский район (далее - управление) в отзыве на кассационную жалобу просило отменить судебные акты, указывая, что на спорных земельных участках отсутствует недвижимость общества и они могут быть предоставлены исключительно на торгах.
Управление заявило ходатайство, в котором просило считать его третьим лицом в связи с преобразованием комитета. В обоснование ходатайства управление представило постановление главы муниципального образования Усть-Лабинский район от 22.08.07 N 1713 "О преобразовании отраслевых органов местного самоуправления, обладающих статусом юридического лица", решение Совета муниципального образования Усть-Лабинский район от 31.08.07 N 6 "Об утверждении Положения об Управлении", свидетельство о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц от 13.09.07. Ходатайство управления подлежит удовлетворению.
В судебном заседании представители сторон поддержали доводы, изложенные в кассационной жалобе и отзыве.
Изучив материалы дела, доводы жалобы и отзыва, выслушав представителей сторон, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что судебные акты следует оставить без изменения.
Как видно из материалов дела, комбинату на основании государственного акта N 257000539 предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования земельный участок площадью 17,3345 га, расположенный по адресу: г. Усть-Лабинск, ул. Заполотняная, 1 для размещения производственной базы. Постановлением главы Усть-Лабинского района от 19.08.04 N 1319 "Об уточнении площади и утверждении границ раздела земельного участка производственной базы ОАО "Мясокомбинат "Усть-Лабинский"" в г. Усть-Лабинск, ул. Заполотняная, 1" уточнена площадь земельного участка, занимаемого комбинатом, утвержден раздел на три самостоятельных участка: N 1 - площадью 108 661 кв. м, N 2 - площадью 52 950 кв. м и N 3 - площадью 11 708 кв. м. Вновь образованные земельные участки поставлены на кадастровый учет с присвоением кадастровых номеров 23:35:05 05 001:0025, 23:35:05 05 001:0026 и 23:35:05 05 001:0027. По сделкам в 2004 и 2005 годах общество приобрело у комбината недвижимое и движимое имущество (всю производственную базу), право собственности на объекты недвижимости зарегистрировало в установленном законом порядке (т. 1, л. д. 40 - 59).
Постановлением главы муниципального образования Усть-Лабинский район от 10.04.07 N 645 право постоянного (бессрочного) пользования землей (тремя земельными участками) комбината прекращено. Земельный участок с кадастровым номером 23:35:05 05 001:0025 площадью 108 661 кв. м предоставлен обществу в аренду для размещения объектов производственной базы. Земельные участки с кадастровыми номерами 23:35:05 05 001:0026 и 23:35:05 05 001:0027 переданы в государственную собственность (т. 1, л. д. 39).
Общество обратилось в администрацию с заявлениями от 29.01.07 и 26.04.07 о предоставлении земельных участков в собственность (т. 1, л. д. 23, 86 - 87).
В письме от 17.05.07 N 1387 комитет отказал в приватизации земельных участков, указывая, что они не застроены.
Отказ в приватизации земельных участков послужил основанием для обращения общества с заявлением в арбитражный суд.
Согласно пункту 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют собственники зданий, строений, сооружений в порядке и на условиях, которые установлены Кодексом, федеральными законами. В силу части 4 статьи 28 Кодекса не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев изъятия земельных участков из оборота, установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков, резервирования земельных участков для государственных или муниципальных нужд.
Предельные размеры площади части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, определяются в соответствии с пунктом 3 статьи 33 Кодекса исходя из утвержденных в установленном порядке норм отвода земель для конкретных видов деятельности или правил землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документации (пункт 2 статьи 35 Земельного кодекса Российской Федерации). В силу пункта 4 Положения "О порядке установления границ землепользований в застройке городов и других поселений", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 02.02.96 N 105, в границы земельного участка включаются все объекты, входящие в состав недвижимого имущества, подъезды и проходы к ним, а также обеспечивается доступ ко всем объектам социальной и инженерно-транспортной инфраструктуры.
Согласно заключению МУ "Управление архитектуры и градостроительства" от 09.10.06 N 26 на земельном участке площадью 173 319 кв. м, предоставленном в постоянное (бессрочное) пользование комбинату, расположена производственная база, принадлежащая обществу на праве собственности. Земельный участок полностью используется по назначению и соответствует нормам эксплуатации. Расположение земельного участка в системе микрорайона соответствует генеральному плану г. Усть-Лабинска (т. 1, л. д. 33 - 36).
Суды оценили по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные доказательства и установили, что после раздела земельного участка площадью 173 319 кв. м на три самостоятельных участка их разрешенное использование не изменилось: три земельных участка предназначены для размещения производственной базы. На земельном участке с кадастровым номером 23:35:05 05 001:0027 проходят коммуникации, принадлежащие обществу и необходимые для использования производственной базы. Вся площадь земельных участков, ранее принадлежавшая комбинату, используется обществом и необходима для функционирования как каждого строения в отдельности, так и для эксплуатации всех строений и оборудования, поскольку на земельных участках проведены соединительные коммуникации, оборудованы подъездные пути и внутридворовые проезды.
Администрация не представила доказательств, опровергающих выводы заключения МУ "Управление архитектуры и градостроительства" от 09.10.06 N 26, а также, что земельные участки изъяты либо ограничены в обороте, запрещены к приватизации федеральным законом, зарезервированы для муниципальных или государственных нужд. Довод заявителя о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования комбината на участки не влияет на право общества как собственника объектов недвижимости (производственной базы) на земельный участок площадью, занятой такими объектами и необходимой для их использования.
Довод о том, что спорные земельные участки как незастроенные должны быть выставлены на торги, несостоятелен. Суды установили, что участки используются обществом под производственную базу.
Общество в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнило требования и просило суд обязать администрацию подготовить проект договора купли-продажи земельных участков, направить его на подписание (т. 1, л. д. 83, 84). Определением от 08.08.07 суд принял уточнение требований. Между тем в резолютивной части решения суд обязал администрацию заключить договоры купли-продажи земельных участков, т. е. удовлетворил незаявленное требование, которое подлежит рассмотрению в исковом производстве. Согласно пункту 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент принятия решения) исполнительный орган, уполномоченный распоряжаться земельным участком, в двухнедельный срок со дня поступления заявления о приобретении земельного участка готовит проект договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении договора. В случае признания действия (бездействия) исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления незаконным суд обязывает соответствующий орган подготовить проект договора и направить его в определенный срок собственнику недвижимости (пункт 4 постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.05 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства").
При таких обстоятельствах судебные акты следует изменить, изложив второй абзац резолютивной части решения в следующей редакции: "Обязать администрацию муниципального образования Усть-Лабинский район в двухнедельный срок направить обществу с ограниченной ответственностью "Ясень-К", г. Усть-Лабинск, проекты договоров купли-продажи земельных участков с кадастровыми номерами 23:35:05 05 001:0026 площадью 52 950 кв. м и 23:35:05 05 001:0027 площадью 11 708 кв. м из земель поселений (земли населенных пунктов), расположенных по адресу: Краснодарский край, Усть-Лабинск район, г. Усть-Лабинск, ул. Заполотняная, 1".
Государственную пошлину, по уплате которой предоставлялась отсрочка, надлежит взыскать с администрации.
Руководствуясь статьями 284, 286, 287, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа постановил:
решение от 24.08.07 и постановление апелляционной инстанции от 10.12.07 Арбитражного суда Краснодарского края по делу N А32-12304/2007-21/157 изменить.
Изложить второй абзац резолютивной части решения в следующей редакции: "Обязать администрацию муниципального образования Усть-Лабинский район в двухнедельный срок направить обществу с ограниченной ответственностью "Ясень-К", г. Усть-Лабинск, проекты договоров купли-продажи земельных участков с кадастровыми номерами 23:35:05 05 001:0026 площадью 52 950 кв. м и 23:35:05 05 001:0027 площадью 11 708 кв. м из земель поселений (земли населенных пунктов), расположенных по адресу: Краснодарский край, Усть-Лабинск район, г. Усть-Лабинск, ул. Заполотняная, 1".
В остальной части решение от 24.08.07 и постановление апелляционной инстанции от 10.12.07 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с администрации муниципального образования Усть-Лабинский район в доход федерального бюджета 1 тыс. рублей государственной пошлины за подачу кассационной жалобы.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 28 февраля 2008 г. N Ф08-466/08 "В случае признания действия (бездействия) исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления незаконным суд обязывает соответствующий орган подготовить проект договора и направить его в определенный срок собственнику недвижимости"
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Кавказского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело