Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа
от 14 марта 2008 г. N Ф08-930/08
"Заявив требование о предоставлении администрацией градостроительного
плана земельного участка в целях строительства многоэтажного жилого дома
с автомобильным паркингом, товарищество по существу поставило вопрос
об изменении целевого назначения и разрешенного использования
(предоставление для жилой застройки) находящегося в его собственности
земельного участка, отнесенного к первой и второй санитарным зонам,
что относится к ведению РФ, так как город-курорт Кисловодск отнесен
к федеральной собственности, а земельный участок ограничен
в использовании"
(извлечение)
Коммандитное товарищество "ООО "Новый ковчег" и компания" (далее -товарищество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным решения администрации г. Кисловодска (далее - администрация) об отказе в предоставлении градостроительного плана земельного участка площадью 10 694 кв.м по проспекту Первомайский, 4, в городе-курорте Кисловодске в целях строительства 374-квартирного жилого дома с автомобильным паркингом на 185 мест (кадастровый номер участка 26:34:02 01 10:1017) и признании незаконными бездействия администрации, Управления архитектуры и градостроительства администрации (далее - управление) в подготовке в течение 30 дней градостроительного плана по форме, утвержденной постановлением Правительства РФ от 29.12.05 N 840. Заявитель просил обязать управление и администрацию подготовить, утвердить и выдать товариществу градостроительный план (уточненные требования).
Решением от 14.12.07 суд удовлетворил требования товарищества. Судебный акт мотивирован тем, что действующим законодательством не предусмотрены основания для отказа в выдаче градостроительного плана; его подготовка и предоставление заявителю в установленные сроки является безусловной обязанностью администрации и управления.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе администрация просит решение отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать. По мнению заявителя жалобы, суд неправильно применил пункт 1 статьи 44 Градостроительного кодекса Российской Федерации, согласно которому градостроительные планы земельных участков подготавливаются для участков, которые застроены или предназначены для строительства (реконструкции) объектов капитального строительства. Спорный земельный участок не застроен, предоставлен для эксплуатации кафе-шашлычной; собственник строение снес. Администрация оспаривает вывод о том, что согласно Инструкции о порядке заполнения формы градостроительного плана земельного участка, утвержденной приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 11.08.06 N 93, информация о разрешенном использовании участка не указывается.
Управление поддержало доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Товарищество просит оставить судебный акт без изменения, указывая, что выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам. Товарищество полагает, что в качестве собственника земельного участка вправе осуществлять на нем строительство любого объекта при наличии положительных заключений соответствующих служб.
В судебном заседании представители сторон поддержали доводы, изложенные в кассационной жалобе и возражениях против ее удовлетворения.
Изучив материалы дела и выслушав представителей сторон, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, на основании договора купли-продажи от 05.10.06 товариществу на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 26:34:02 01 10:0017, площадью 10 694 кв. м, расположенный по проспекту Первомайский, 4, в городе-курорте Кисловодске (свидетельство о государственной регистрации права серии 26 АЕ N 035471 от 30.03. 07).
21.05.07 товарищество обратилось в администрацию и управление архитектуры с заявлениями о выдаче градостроительного плана этого земельного участка для целей проектирования и строительства 174-квартирного жилого дома с автомобильным паркингом на 185 мест.
Письмом от 22.06.07 N 1111-юр администрация отказала в выдаче градостроительного плана, мотивировав отказ тем, что ранее находившийся на земельном участке объект недвижимости (кафе-шашлычная с пристройками) ликвидирован, участок свободен от строений и не предназначен для строительства или реконструкции иных объектов капитального строительства.
Управление архитектуры сослалось на генеральный план города, где земельный участок предназначен для объектов общекурортного пользования и имеет ограничения в использовании (часть участка относится к первой санитарно-охранной зоне курорта), в письме от 25.05.07 выразило готовность подготовить градостроительный план в соответствии с указанным в кадастровом плане целевым назначением.
Товарищество обратилось в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, оспаривая непредоставление градостроительного плана.
Решение суда мотивировано тем, что администрация и управление нарушило статьи 44, 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Суд указал, что возможна подготовка градостроительного плана в виде отдельного документа, не в составе проекта межевания, без соблюдения процедуры публичных слушаний. По мнению суда, в силу статей 7, 85 (пункты 3, 4) Земельного кодекса Российской Федерации несоответствие вида разрешенного использования земельного участка не свидетельствует о нарушении порядка землепользования. Суд сослался на отсутствие утвержденных правил землепользования и застройки, градостроительного регламента города-курорта Кисловодск, расположение участка в границах населенного пункта и возможность его свободного использования собственником.
С данными выводами нельзя согласиться на основании следующего.
В силу статьи 3 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками регулируются нормами гражданского, земельного, водного, природоохранного законодательства и иными специальными законами.
В статьях 40, 43, 56 Земельного кодекса предусмотрено право собственника земельного участка возводить на принадлежащем ему участке здания, строения, сооружения (в том числе жилые) в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием. Осуществление прав на земельные участки может быть ограничено в силу закона и может заключаться в особых условиях их использования и особом режиме хозяйственной деятельности в охранных, санитарно-защитных зонах. Ограничения на землю устанавливаются актами исполнительных органов государственной власти, актами органов местного самоуправления или решением суда. Ограничение прав на землю может быть обжаловано заинтересованным лицом в судебном порядке, что не является предметом настоящего спора.
В статье 85 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрена возможность выделения в пределах черты городских, сельских поселений зон особо охраняемых территорий (в данном случае - санитарные зоны), используемых в соответствии с требованиями, установленными статьями 94 - 100 Земельного кодекса Российской Федерации. Основу правового режима таких зон определяет градостроительный регламент, обязательный для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки. Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.
Согласно пункту 1 статьи 6 Федерального закона от 02.01.2000 N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре" сведения государственного земельного кадастра являются государственным информационным ресурсом. Из кадастрового плана установлено, что участок находится в первой и второй санитарной зоне.
Указом Президента Российской Федерации от 27.03.92 N 309 району Кавказских Минеральных вод придан статус особо охраняемого эколого-курортного региона федерального значения в границах округа санитарной защиты курорта; постановлением Правительства Российской Федерации от 06.07.92 N 462 установлены границы эколого-курортного региона.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.01.2006 N 14 "О признании курортов Ессентуки, Железноводск, Кисловодск и Пятигорск, расположенных в Ставропольском крае, курортами федерального значения и об утверждении положений об этих курортах", г. Кисловодск признан курортом федерального значения, утверждены Положения о городах-курортах.
Согласно пунктам 15, 21- 26 Положения о курорте федерального значения Кисловодск земли, водные объекты, леса и парки в пределах территории курорта имеют ограниченный режим пользования, обусловленный требованиями режима округа санитарной (горно-санитарной) охраны. Застройка курорта Кисловодск осуществляется в строгом соответствии со схемами территориального планирования и генеральным планом курорта, утвержденными в установленном порядке. Земельные участки, включенные в состав зон особо охраняемых территорий, используются в соответствии с требованиями, установленными статьями 94 - 100 Земельного кодекса.
Согласно статье 17 Земельного кодекса Российской Федерации отнесение к собственности Российской Федерации земельных участков в силу прямого указания закона является самостоятельным основанием приобретения федерацией права собственности. Спорный земельный участок в силу указанных выше нормативных актов отнесен к федеральной собственности.
Согласно Федеральным законам от 14.03.95 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях", от 23.02.95 N 26-ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" зоны санитарной охраны, границы которых для лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения утверждаются Правительством Российской Федерации, относятся к особо охраняемым природным территориям, использование которых возможно с соблюдением установленного для этих участков особого правового режима (пункт 4 статьи 95 Земельного кодекса Российской Федерации).
В Градостроительном кодексе Российской Федерации (далее - Кодекс) при осуществлении градостроительной деятельности также принимается во внимание наличие зон с особыми условиями использования, в том числе - санитарно-защитных зон.
Строительством признается создание зданий, строений, сооружений (в том числе на месте сносимых объектов капитального строительства).
Согласно статье 62 Кодекса разрешение на строительство выдается на основании заявлений заинтересованных физических и юридических лиц, документов, удостоверяющих их права на земельные участки, и при наличии утвержденной проектной документации на строительство.
Орган местного самоуправления может отказать в выдаче разрешения на строительство в случаях: несоответствия проектной документации разрешенному использованию земельного участка; несоответствия проектной документации строительным нормам и правилам.
Решение органа местного самоуправления о выдаче или об отказе в выдаче разрешения на строительство может быть обжаловано в суд (пункты 2, 6, 7 статьи 62 Кодекса), что является предметом иного спора.
В силу статьи 44 Кодекса подготовка градостроительных планов земельных участков осуществляется: 1) применительно к застроенным земельным участкам; 2) применительно к предназначенным для строительства, реконструкции объектов капитального строительства земельным участкам.
Заявив требование о предоставлении администрацией градостроительного плана земельного участка в целях строительства многоэтажного жилого дома с автомобильным паркингом, товарищество по существу поставило вопрос об изменении целевого назначения и разрешенного использования (предоставление для жилой застройки) находящегося в его собственности земельного участка, отнесенного к первой и второй санитарным зонам, что относится к ведению Российской Федерации, так как город-курорт отнесен к федеральной собственности, а земельный участок ограничен использованием в силу закона.
Управление неправомочно решать вопросы изменения целевого назначения земельного участка и обязано для утверждения администрацией подготовить проект градостроительного плана в соответствии с планом застройки города-курорта и указанным в кадастровом плане земельного участка назначением.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции следует отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по оплате госпошлины относятся на товарищество.
Руководствуясь статьями 284, 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа постановил:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 14.12.07 по делу N А63-8322/2007-С7 отменить. В удовлетворении заявленных требований отказать.
Взыскать с Коммандитного товарищества "ООО "Новый ковчег" и компания" в пользу администрации города-курорта Кисловодска 1 тыс. рублей расходов по оплате госпошлины при подаче кассационной жалобы.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пунктам 15, 21- 26 Положения о курорте федерального значения Кисловодск земли, водные объекты, леса и парки в пределах территории курорта имеют ограниченный режим пользования, обусловленный требованиями режима округа санитарной (горно-санитарной) охраны. Застройка курорта Кисловодск осуществляется в строгом соответствии со схемами территориального планирования и генеральным планом курорта, утвержденными в установленном порядке. Земельные участки, включенные в состав зон особо охраняемых территорий, используются в соответствии с требованиями, установленными статьями 94 - 100 Земельного кодекса.
Согласно статье 17 Земельного кодекса Российской Федерации отнесение к собственности Российской Федерации земельных участков в силу прямого указания закона является самостоятельным основанием приобретения федерацией права собственности. Спорный земельный участок в силу указанных выше нормативных актов отнесен к федеральной собственности.
Согласно Федеральным законам от 14.03.95 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях", от 23.02.95 N 26-ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" зоны санитарной охраны, границы которых для лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения утверждаются Правительством Российской Федерации, относятся к особо охраняемым природным территориям, использование которых возможно с соблюдением установленного для этих участков особого правового режима (пункт 4 статьи 95 Земельного кодекса Российской Федерации)."
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 14 марта 2008 г. N Ф08-930/08 "Заявив требование о предоставлении администрацией градостроительного плана земельного участка в целях строительства многоэтажного жилого дома с автомобильным паркингом, товарищество по существу поставило вопрос об изменении целевого назначения и разрешенного использования (предоставление для жилой застройки) находящегося в его собственности земельного участка, отнесенного к первой и второй санитарным зонам, что относится к ведению РФ, так как город-курорт Кисловодск отнесен к федеральной собственности, а земельный участок ограничен в использовании"
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Кавказского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело