ОАО "Нептун" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными действий ГУ "Ставропольское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации" в лице филиала N 10 (далее - фонд), выразившихся в отказе удовлетворить требование общества о приведении страхового тарифа на 2006 год в соответствие с законодательством, и принять меры по возврату излишне перечисленных страховых взносов за 2006 год в сумме 667 783 рублей (уточненные требования).
Решением Арбитражного суда Ставропольского края от 23.10.07 в удовлетворении требований общества отказано. Судебный акт мотивирован тем, что общество не представило лицензию по основному виду деятельности в установленный срок (не позднее 15.04.06) для определения тарифа на 2006 год; соответственно отделение фонда обоснованно выдало заявителю уведомление от 20.03.06 о размере страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2006 год, в котором обществу присвоен 12 класс профессионального риска и установлен страховой тариф на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в размере 1,3% к начисленной оплате труда. Общество пропустило срок, предусмотренный частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Постановлением Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.12.07 решение Арбитражного суда Ставропольского края от 23.10.07 отменено в связи с нарушением статьи 137 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. На основании части 5 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд перешел к рассмотрению дела по правилам, установленным для рассмотрения дела арбитражным судом первой инстанции.
Постановлением Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.01.08 отказано в удовлетворении заявления о восстановлении срока, предусмотренного частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Отказывая в удовлетворении общества, суд апелляционной инстанции поддержал вывод суда первой инстанции о правомерности действий сотрудников отделения фонда.
Общество обратилось в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.01.08 и направить дело на новое рассмотрение. По мнению подателя жалобы, требование об обязании фонда принять меры к возврату излишне уплаченных сумм взносов носит имущественный характер, соответственно на него не распространяется действие пункта 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Суд применил к отношениям, возникшим 20.03.06, Порядок подтверждения основного вида экономической деятельности страхователя по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний юридического лица, а также вида экономической деятельности подразделений страхователя, являющихся самостоятельными классификационными единицами, утвержденный приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31.01.06 N 55, опубликованный в "Российской газете" 15.03.06 и вступивший в законную силу 26.03.06 .
В отзыве на кассационную жалобу общество просит отказать в удовлетворении жалобы.
В судебном заседании представитель фонда поддержал доводы жалобы, а представители общества - доводы отзыва.
Изучив материалы дела, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационную жалобу надлежит удовлетворить по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, являясь в силу Федерального закона от 24.07.98 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Закон N 125-ФЗ) страхователем, 20.03.06 общество представило в фонд для установления тарифа страховых взносов по социальному страхованию на 2006 год заявление о подтверждении основного вида экономической деятельности, справку-подтверждение основного вида экономической деятельности, содержание которой свидетельствовало, что за 2005 год удельная доля доходов и поступлений по коду ОКВЭД 33.20.7 - производство приборов и аппаратуры для автоматического регулирования и управления - составила 79,17% (4 класс профессионального риска), доля, приходящаяся на производство сантехнических изделий, составила 20,83%. Также общество приложило к заявлению пояснительную записку к годовому бухгалтерскому отчету за 2005 год.
На основании данных документов фонд под расписку выдал уведомление от 20.03.06 о размере страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2006 год, согласно которому обществу в соответствии с заявленным видом деятельности определен 12 класс профессионального риска и установлен страховой тариф на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в размере 1,3% к начисленной оплате труда. В уведомлении указано, что основным видом деятельности общества является производство металлических изделий для ванных комнат и кухни.
В письме от 03.04.07 N 74/104/137 общество просило фонд привести размер страхового тарифа на 2006 год в соответствие с законодательными нормами и возвратить излишне перечисленные денежные средства. Письмом от 10.04.07 N 38/10/4932 фонд отказал обществу в удовлетворении требований.
3 мая 2007 года общество повторно обратилось в фонд с той же просьбой. Письмом от 09.07.07 N 39/10/9312 фонд вновь отказал заявителю.
Общество обратилось к заместителю председателя Фонда социального страхования Российской Федерации за разъяснениями по данному вопросу (письмо от 06.07.07 N 074/166). В письме от 16.07.07 N 02-13/04-6365 заместитель председателя Фонда разъяснил, что размер страхового тарифа на 2006 год установлен обществу правомерно.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения общества в суд с заявлением о признании действий отделения фонда незаконными.
Установив, что обществу стало известно о нарушении его прав 20.03.06, судебные инстанции пришли к выводу о пропуске заявителем трехмесячного срока на обжалование, предусмотренного частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и отсутствии уважительных причин для его восстановления.
Между тем суды не учли следующего. Порядок рассмотрения дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений, действий государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц установлен главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление о признании ненормативных правовых актов недействительными, решений, действий (бездействия) незаконными может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Помимо требования о признании незаконными действий должностных лиц отделения фонда по отказу в удовлетворении требований общества о приведении страхового тарифа на 2006 год в соответствие с законодательством и изменении присвоенного обществу 12 класса профессионального риска на 4 класс профессионального риска заявлено требование об обязании фонда принять меры к возврату обществу 337 783 рублей излишне перечисленных страховых взносов за 2006 год. Последнее требование также отнесено судами к требованию об оспаривании ненормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) государственных органов.
Согласно части 1 статьи 189 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, рассматриваются по общим правилам искового производства, предусмотренным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, с особенностями, установленными в разделе III Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, если иные правила административного судопроизводства не предусмотрены федеральным законом.
Требование об обязании фонда принять меры к возврату обществу 667 783 рублей излишне перечисленных страховых взносов за 2006 год хотя и вытекает из публичных правоотношений, тем не менее, носит имущественный характер и не подпадает под категорию дел, рассматриваемых по правилам главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе с применением статьи 198 Кодекса.
С учетом того, что в разделе III Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не установлены особенности рассмотрения указанного требования, исходя из положений статьи 189 Кодекса оно должно рассматриваться по правилам искового производства.
Следовательно, правило о трехмесячном сроке на подачу заявления, установленное частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не распространяется на подачу заявления, содержащего требование об обязании фонда принять меры к возврату обществу 337 783 рублей излишне перечисленных страховых взносов за 2006 год.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 2 статьи 17 Федерального закона от 24.07.98 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Закон N 125-ФЗ) страхователь обязан в установленном порядке и в определенные страховщиком сроки начислять и перечислять страховщику страховые взносы.
Согласно пунктам 1 и 3 статей 21 и 22 Закона N 125-ФЗ страховые тарифы, дифференцированные по классам профессионального риска, устанавливаются федеральным законом. Страховые взносы уплачиваются страхователем исходя из страхового тарифа. Правила отнесения видов экономической деятельности к классу профессионального риска (далее - Правила) утверждаются в порядке, определяемом постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.05 N 713.
В соответствии с пунктом 8 Правил экономическая деятельность юридических и физических лиц, являющихся страхователями по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, подлежит отнесению к виду экономической деятельности, которому соответствует основной вид экономической деятельности, осуществляемый этими лицами. Основным видом экономической деятельности коммерческой организации является тот вид, который по итогам предыдущего года имеет наибольший удельный вес в общем объеме выпущенной продукции и оказанных услуг (пункт 9 Правил). Изменение страхователем в течение года вида экономической деятельности не влечет изменения размера страхового тарифа, установленного на этот год в отношении такого страхователя (пункт 6 Правил).
Согласно пункту 11 Правил основной вид деятельности страхователя - юридического лица, а также виды экономической деятельности подразделений страхователя, являющихся самостоятельными классификационными единицами, ежегодно подтверждаются страхователем в порядке, установленном Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 23.05.96 N 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти" акты Правительства Российской Федерации подлежат обязательному официальному опубликованию, кроме актов или отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера. Официальным опубликованием актов Президента Российской Федерации и актов Правительства Российской Федерации считается публикация их текстов в "Российской газете" или в Собрании законодательства Российской Федерации (пункт 2).
В соответствии с пунктом 12 названного Указа нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении десяти дней после дня их официального опубликования, если самими актами не установлен другой порядок вступления их в силу.
Материалы дела свидетельствуют о том, что Порядок подтверждения основного вида экономической деятельности страхователя по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний юридического лица, а также вида экономической деятельности подразделений страхователя, являющихся самостоятельными классификационными единицами, утвержденный приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31.01.06 N 55, опубликован в "Российской газете" 15.03.06. Следовательно, 15.03.06 является днем официального опубликования данного Порядка, а 26.03.06 - дата его вступления в силу.
При таких обстоятельствах данный Порядок, которым руководствовался суд при рассмотрении дела, не применим к спорным отношениям.
В соответствии с пунктом 10 Правил организации и физические лица, являющиеся страхователями по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, подлежат отнесению к отрасли (подотрасли) экономики, которой соответствует осуществляемый ими основной вид деятельности.
Основным видом деятельности коммерческой организации является тот, который по итогам предыдущего года имеет наибольший удельный вес в общем объеме реализованной продукции (выполненных работ, оказанных услуг).
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.99 N 975, постановлением Фонда социального страхования Российской Федерации от 06.02.02 N 12 утвержден Порядок подтверждения основного вида деятельности страхователя по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также видов деятельности подразделений страхователя, являющихся самостоятельными классификационными единицами.
Пунктом 3 Порядка установлено, что для подтверждения основного вида деятельности страхователь обязан ежегодно в срок до 1 апреля представлять в исполнительный орган фонда по месту своей регистрации следующие документы: заявление о подтверждении основного вида деятельности, справку-подтверждение основного вида деятельности, копию пояснительной записки к бухгалтерскому балансу за предыдущий год.
Из материалов дела видно, что общество выполнило требование пункта 3 Порядка: 20.03.06 общество обратилось в отделение фонда с заявлением о подтверждении основного вида экономической деятельности, к которому приложило справку-подтверждение с указанием долей поступления доходов от производства приборов и аппаратуры для автоматического регулирования или управления (79,17 %) и производства сантехнических изделий (20,83 %) и пояснительную записку к годовому бухгалтерскому отчету ОАО "Нептун" за 2005 год (т. 1, л.д. 59 - 66). Приложенные документы свидетельствовали о том, что основным видом экономической деятельности общества по классификации ОКВЭД является производство приборов и аппаратуры для автоматического регулирования и управления (код 33.20.7).
При таких обстоятельствах у отделения фонда отсутствовали основания для присвоения обществу кода по ОКВЭД 28.75.1, который соответствует 12 классу профессионального риска, и которому соответствует страховой тариф в размере 1,3% к начисленной оплате труда, а у суда - основания для отказа в удовлетворении требований общества.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции имеет право отменить или изменить решение суда первой инстанции и (или) постановление суда апелляционной инстанции полностью или в части и, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт, если фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены арбитражным судом первой и апелляционной инстанций на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, но этим судом неправильно применена норма права.
Поскольку судебные инстанции установили все обстоятельства, имеющие значение для разрешения спора, суд кассационной инстанции считает возможным отменить судебные акты, и, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт об удовлетворении требований общества.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа постановил:
постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.01.08 по делу N А63-8323/07-С7-22 отменить.
Заявление открытого акционерного общества "Нептун" удовлетворить.
Признать незаконными действия ГУ "Ставропольское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации" в лице филиала N 10 по отказу в удовлетворении требований ОАО "Нептун" о приведении страхового тарифа на 2006 год в соответствие с законодательством.
Обязать ГУ "Ставропольское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации" в лице филиала N 10 принять меры по возврату ОАО "Нептун" излишне перечисленных страховых взносов за 2006 год в сумме 667 783 рублей.
Взыскать с ГУ "Ставропольское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации" в лице филиала N 10 в пользу ОАО "Нептун" расходы по государственной пошлине по кассационной жалобе в размере 1тыс. рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 24 марта 2008 г. N Ф08-1056/08-392А "У отделения фонда отсутствовали основания для присвоения обществу кода по ОКВЭД 28.75.1, который соответствует 12 классу профессионального риска и которому соответствует страховой тариф в размере 1,3% к начисленной оплате труда, а у суда - основания для отказа в удовлетворении требований общества"
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Кавказского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело