УФНС по Республике Северная Осетия - Алания (далее - налоговая служба) обратилось в арбитражный суд с иском к ЗАО "Марэт" (далее - общество) о ликвидации. Решением от 25.12.06, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 09.03.07, иск удовлетворен в связи с допущенными обществом неоднократными грубыми нарушениями лицензионного законодательства в сфере деятельности по организации и содержанию тотализаторов и игорных заведений.
В кассационной жалобе общество просит решение и постановление апелляционной инстанции отменить, в иске отказать. По мнению заявителя, налоговая служба не представила доказательств, свидетельствующих о нарушении обществом лицензионного законодательства; в материалах дела отсутствуют данные контрольных мероприятий, в результате которых выявлены соответствующие нарушения; претензии по уплате налогов у налоговой службы отсутствуют; спорные объекты не относятся к жилому фонду; по всем адресам осуществления деятельности сведения заявлялись в налоговую службу, лицензирующий орган и держателю реестра лицензий; требования о согласовании мест размещения игровых залов установлены после получения лицензии, не предусматривают сроки и механизм исполнения и противоречат Федеральному законодательству.
В судебном заседании представители сторон поддержали доводы кассационной жалобы и обосновали свои возражения по ним. Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, считает, что решение и постановление апелляционной инстанции подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение по следующим основаниям.
Как установлено судом, общество образовано путем реорганизации в форме преобразования 10.02.04 и зарегистрировано ИМНС России по Затеречному муниципальному округу г. Владикавказа. 5 июля 2004 года обществу выдана лицензия N 004878 на право организации и содержания тотализаторов и игорных заведений. Срок действия лицензии - до 05.07.09.
Налоговая служба обратилась в суд с требованием о ликвидации ЗАО "Марэт", полагая, что им грубо нарушены законы и иные нормативные правовые акты, регулирующие игорный бизнес. Законодательство о лицензионной деятельности регулирует отношения, связанные с организацией и содержанием тотализаторов и игорных заведений. Данные отношения возникли между государственными органами и обществом в силу его государственной регистрации. Поэтому в соответствии со статьей 61 Гражданского кодекса Российской Федерации ликвидация общества возможна в случае грубого или неоднократного нарушения лицензионного законодательства. Согласно пункту 3 Информационного письма Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.08.04 N 84 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации" при рассмотрении заявлений о ликвидации юридических лиц по мотиву осуществления ими деятельности с неоднократными нарушениями закона, иных правовых актов необходимо исследовать характер нарушений, их продолжительность и последующую после совершения нарушений деятельность юридического лица. Юридическое лицо не может быть ликвидировано, если допущенные им нарушения носят малозначительный характер или вредные последствия таких нарушений устранены.
Судебные инстанции указали, что выданная обществу лицензия предоставляла ему право содержания тотализаторов и игорных заведений в г. Владикавказе по проспекту Мира, 51; ул. Г. Плиева, 17; ул. Дзержинского, 69, ул. Гугкаева, 26/1; ул. Пушкинской, 43; ул. Маркуса, 19; ул. Ген. Доватора, 20б; ул. Первомайская, рынок; ул. Леваневского, 277 и 277а, ГУП "Крытый рынок"; ул. Зангиева, 4; проспект Коста, 280 и 283б. В нарушение действующего законодательства общество открывало игорные заведения по иным адресам, часть которых является жилым фондом. Однако данный вывод не подтвержден надлежащими доказательствами. В лицензии от 05.07.04 N 004878 не указаны адреса, по которым общество может осуществлять разрешенную деятельность. Как следует из письма заместителя руководителя Федеральной налоговой службы, названные адреса содержатся в лицензионном деле общества (т. 1, л. д. 38). Лицензионное дело суду не предоставлялось, таким образом, одно из существенных обстоятельств, на котором основаны исковые требования, установлено судом на основании производного доказательства (письма вышестоящего органа, у которого истец находится в подчинении). В то же время судами установлено, что общество в период своей деятельности подавало в налоговую службу заявления с указанием всех адресов, по которым оно осуществляет разрешенную деятельность. Претензии по взиманию налогов отсутствуют, местонахождение всех игорных заведений и игровых автоматов общества налоговой службе было известно. В связи с этим суду следовало выяснить, в чем именно заключается грубое нарушение истцом законодательства, является ли таковым непредоставление сведений, имеющихся в налоговом органе, предварительно лицензирующему органу, имеет ли место данное обстоятельство, влечет ли оно прекращение деятельности общества, создает ли несоблюдение обществом последовательности сообщения государственным органам сведений об изменениях деятельности реальные препятствия для регистрации этих изменений.
Суды указали, что помещение по ул. Мира, 51, проспект Коста, 280 относится к жилому фонду. В апелляционной и кассационной жалобах общество оспаривает данное обстоятельство. По утверждению истца, помещение по проспекту Мира, 51 переведено в категорию нежилого, под размещение зала игровых автоматов, помещение по проспекту Коста, 280 в соответствии со свидетельством от 05.10.98 N 9 является нежилым. Сведения о том, что обществу предписывалось прекратить деятельность по названным адресам, отсутствуют. Таким образом, и в этой части вывод о грубом нарушении обществом законодательства, влекущем его ликвидацию, нельзя признать обоснованным.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 15.07.02 "О лицензировании деятельности по организации и содержанию тотализаторов и игорных заведений" контроль за соблюдением лицензиатом лицензионных требований и условий осуществляется на основании предписания лицензирующего органа. По окончании проверки оформляется акт с указанием конкретных нарушений, который подписывается всеми членами комиссии. Согласно статье 13 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" в случае привлечения лицензиата за нарушение лицензионных требований и условий к административной ответственности происходит приостановление действия лицензии, а в случае не устранения допущенных нарушений лицензирующий орган обязан обратиться в суд с заявлением об аннулировании лицензии. Таким образом, законодательство предусматривает специальные меры ответственности за нарушение лицензионной деятельности. Судом не выяснены вопросы о проведении в установленном порядке лицензирующим органом проверок деятельности общества, о фактах привлечения его к административной ответственности.
Ссылка апелляционной инстанции на нарушение обществом Федерального закона от 29.12.06 N 244-ФЗ, предписывающего размещение игорных заведений в особо отведенных зонах, вне населенных пунктов, также необоснованна. Иск по этому основанию не заявлялся, необходимые обстоятельства (определены ли места размещения игорных зон и срок перемещения игорных заведений, давались ли обществу соответствующие предписания) не выяснялись.
В силу статей 287, 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации несоответствие выводов судебных инстанций фактическим обстоятельствам, не выяснение обстоятельств, имеющих существенное значение для правильного разрешения спора, являются основаниями для отмены судебных актов и направления дела на новое рассмотрение.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа постановил:
решение от 25.12.06 и постановление апелляционной инстанции от 09.03.07 Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания по делу N А61-1934/2006-4 отменить, направить дело на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 14 июня 2007 г. N Ф08-3417/07 "Вывод о грубом нарушении обществом законодательства о лицензионной деятельности, влекущем его ликвидацию, нельзя признать обоснованным. Судом не выяснены вопросы о проведении в установленном порядке лицензирующим органом проверок деятельности общества, о фактах привлечения его к административной ответственности"
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Кавказского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело