ОАО "Каменскгаз" обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с иском к ООО "Ростоврегионгаз" и ООО "Межрегионгаз" о понуждении заключить с истцом договор поставки природного газа на период с 01.01.05 по 31.12.05 в предложенных ООО "Каменскгаз" объемах.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации по Ростовской области (далее - управление).
В порядке, предусмотренном статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации", ООО "Каменскгаз" заявило отказ от иска к ООО "Межрегионгаз".
Решением от 22.04.05 суд обязал ООО "Ростоврегионгаз" заключить договор поставки природного газа с ОАО "Каменскгаз" на период с 01.01.05 по 31.12.05 на условиях проекта договора от 20.10.04. Решение мотивировано тем, что договор поставки газа является публичным, поскольку действующее законодательство предусматривает возможность для газораспределительных организаций выступать в качестве поставщиков газа. В части требований к ООО "Межрегионгаз" производство по делу прекращено на основании пункта 4 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Постановлением апелляционной инстанции от 30.06.05 решение суда первой инстанции изменено. В удовлетворении требования ОАО "Каменскгаз" о понуждении ООО "Ростоврегионгаз" к заключению договора поставки газа на период с 01.01.05 по 31.12.05 отказано. В остальной части решение от 22.04.05 оставлено без изменения. Суд апелляционной инстанции исходил из того, что статья 426 Гражданского кодекса Российской Федерации, устанавливая обязанность коммерческой организации по заключению публичного договора, определяет его как договор с потребителем товаров (услуг). Газораспределительная организация не является потребителем газа, в связи с чем вывод суда первой инстанции о публичном характере спорного договора не соответствует нормам материального права.
В кассационной жалобе управление просит отменить постановление апелляционной инстанции и оставить в силе решение суда первой инстанции. По мнению заявителя, вывод суда апелляционной инстанции об отсутствии у ответчика обязанности заключить договор поставки газа несостоятелен. В силу статьи 26 Федерального закона "О газоснабжении в Российской Федерации" организациям" собственникам систем газоснабжения, поставщикам газа или уполномоченным ими организациям запрещается совершать действия, нарушающие антимонопольное законодательство, в том числе такие действия, как необоснованные отказы от заключения договоров с отдельными потребителями при наличии ресурсов газа и возможностей его транспортировки. Действующим законодательством для газораспределительных организаций предусмотрена возможность выступать в качестве поставщиков в обязательствах по поставке газа. Действия ОАО "Ростоврегионгаз" направлены на монополизацию рынка снабженческо-бытовых услуг, что является нарушением статьи 5 Закона РСФСР от 22.03.91 N 948-1 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" (далее Закон о конкуренции).
В отзыве на жалобу ОАО "Каменскгаз" поддержало доводы управления. ОАО "Ростоврегионгаз" и ООО "Межрегионгаз" отзывы на кассационную жалобу не представили. В судебном заседании представитель ОАО "Ростоврегионгаз" возражал против удовлетворения жалобы, считая постановление апелляционной инстанции законным и обоснованным.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и выслушав представителя ОАО "Ростоврегионгаз", Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как установлено судом и подтверждено материалами дела, ОАО "Каменскгаз" с письмом от 09.11.04 N 275 направило в адрес ОАО "Ростоврегионгаз" проект договора поставки газа на 2005 год. В обоснование указанного в предложенном к заключению договоре объема поставляемого газа истец представил договоры на поставку газа, заключенные с конечными потребителями.
В письме от 22.12.04 ОАО "Ростоврегионгаз" возвратило проект договора без рассмотрения и в ответ направило истцу для подписания договор на транспортировку газа для коммунально-бытовых нужд населения на 2005 год.
Указанные обстоятельства явились основанием для обращения ОАО "Каменскгаз" с иском в суд.
Суд первой инстанции удовлетворил иск, исходя из публичности договора, о понуждении к заключению которого предъявлено требование.
Отменяя решение суда первой инстанции и отказывая обществу "Каменскгаз" в иске, апелляционная инстанция правомерно указала, что договора поставки газа между ОАО "Ростоврегионгаз" и ОАО "Каменскга" не является публичным договором.
Этот вывод основан на правильном применении норм материального права. Согласно статье 426 Гражданского кодекса Российской Федерации публичным договором признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.).
Таким образом, публичный договор заключается между коммерческой организацией и потребителем.
Согласно статье 2 Закона Российской Федерации от 31.03.99 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" (далее - Закон о газоснабжении) поставщиком (газоснабжающей организацией) является собственник газа или уполномоченное им лицо, осуществляющее поставки газа потребителям по договорам; потребителем газа - юридическое или физическое лицо, приобретающее газ у поставщика и использующее его в качестве топлива или сырья.
Как следует из статьи 18 названного Закона, поставки газа проводятся на основании договоров между поставщиками и потребителями независимо от форм собственности в соответствии с гражданским законодательством и утвержденными Правительством Российской Федерации правилами поставок газа и правилами пользования газом в Российской Федерации.
Согласно статье 7 Закона о газоснабжении, подпункту "б" пункта 2 Правил пользования газом и предоставления услуг по газоснабжению в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.05.02 N 317, газораспределительная организация - это специализированная организация, которая осуществляет эксплуатацию предназначенной для транспортировки и подачи газа непосредственно его потребителям газораспределительной системы и оказывает услуги, связанные с подачей газа потребителям.
Из проекта договора поставки газа на 2005 год следует, что ОАО "Каменскгаз" являясь газораспределительной организацией, намерено приобретать газ для последующей перепродажи его потребителям.
Таким образом, ОАО "Каменскгаз" не является ни потребителем (за исключением объемов, необходимых для собственных нужд), ни поставщиком газа в смысле Закона о газоснабжении.
Отказ ОАО "Ростоврегионгаз" от заключения договора поставки газа с ОАО "Каменскгаз" основан на законодательстве о газоснабжении и не является нарушением антимонопольного законодательства, запрещающего необоснованный отказ от заключения договора.
Доказательств того, что ОАО "Ростоврегионгаз" создает ОАО "Каменскгаз" препятствия в осуществлении свойственной ему деятельности и доступе на рынок в сфере газоснабжения, в материалы дела не представлены.
При указанных обстоятельствах, суд апелляционной инстанции сделал обоснованный вывод об отсутствии законных оснований для понуждения ОАО "Ростоврегионгаз" к заключению договора поставки газа обществу "Каменскгаз".
Довод управления о том, что отказ ОАО "Ростоврегионга" от заключения договора поставки газа с ОАО "Каменскгаз" нарушает антимонопольное законодательство, противоречит статье 5 Закона РСФСР от 22.03.91 N 948-1 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", согласно которой хозяйствующим субъектам запрещается злоупотреблять доминирующим положением на рынке, в том числе необоснованно отказываться от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) при наличии возможности производства и поставки соответствующего товара.
ОАО "Каменскгаз" таким потребителем не является. Суд апелляционной инстанции полно и всесторонне исследовал и оценил имеющиеся в деле доказательства, установил фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, правильно применил нормы материального и процессуального права. Суд кассационной инстанции не находит оснований, предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены или изменения обжалованного судебного акта.
Руководствуясь статьями 274, 284, 286, 287, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа постановил:
постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Ростовской области от 30.06.05 по делу N А53-841/05-С1-14 оставить без изменения, а кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации по Ростовской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 5 октября 2005 г. N Ф08-4580/05 "Суд апелляционной инстанции сделал обоснованный вывод об отсутствии законных оснований для понуждения поставщика газа к заключению договора поставки газа газораспределительной организации, поскольку последняя не является ни потребителем, ни поставщиком газа в смысле Закона о газоснабжении"
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Кавказского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело