Предприниматель без образования юридического лица Александров В.В. (далее - предприниматель) обратился в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Краснодарскому краю (далее - налоговая инспекция) от 14.12.05 N 16-12/20080, 20077.
Решением от 16.03.07 в удовлетворении требований предпринимателя отказано. Суд пришел к выводу, что Александров В.В. не подтвердил документально понесенные им расходы при осуществлении им предпринимательской деятельности
Предприниматель обратился в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение от 16.03.07 и направить дело на новое рассмотрение. Заявитель указывает на несогласие с выводом суда и нарушение налоговой инспекцией статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен. В судебном заседании представитель предпринимателя поддержал доводы кассационной жалобы, представитель налоговой инспекции просил оставить кассационную жалобу без удовлетворения.
Изучив материалы дела, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, налоговая инспекция провела камеральные проверки представленных предпринимателем деклараций по налогу на доходы физических лиц и единому социальному налогу за 2004 год. По результатам проверки принято решение о привлечении предпринимателя к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа за неуплату налога на доходы физических лиц - 33 364 рублей, единого социального налога - 10 550 рублей; пунктом 2 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации за непредставление налогоплательщиком в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации по единому социальному налогу в виде штрафа в размере 26 375 рублей; также предпринимателю доначислены суммы налога на доходы физических лиц в размере 166 822 рубля, пени по налогу на доходы физических лиц - 10 987 рублей 16 копеек; единого социального налога в размере 52 750 рублей, пени по единому социальному налогу - 652 рубля. В решении налоговой инспекции предпринимателю предложено уплатить суммы налогов, пени и штрафов в добровольном порядке в 10-дневный срок.
Основанием для начисления вышеуказанных сумм явился вывод налоговой инспекции о занижении предпринимателем налогооблагаемой базы: предприниматель не подтвердил обоснованность расходов в сумме 1 047 785 рублей, в связи с этим налоговая инспекция пришла к выводу о занижении облагаемой налогом на доходы физических лиц базы на 166 822 рубля; налоговая база по единому социальному налогу определена в размере 1 290 тыс. рублей, неуплаченные 52 750 рублей единого социального налога, по мнению налоговой инспекции, являются недоимкой.
Предприниматель оспорил решение налоговой инспекции в арбитражный суд.
Согласно статьям 210, 221, 227 Налогового кодекса Российской Федерации при определении налоговой базы по налогу на доходы физических лиц учитываются все доходы предпринимателя, уменьшенные на сумму фактически произведенных ими и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением доходов. При этом состав указанных расходов, принимаемых к вычету, определяется налогоплательщиком самостоятельно в порядке, аналогичном порядку определения расходов для целей налогообложения, установленному главой "Налог на прибыль организаций".
Аналогичным образом объектом обложения единым социальным налогом для предпринимателей признаются доходы от предпринимательской либо иной профессиональной деятельности за вычетом расходов, связанных с их извлечением. В соответствии со статьей 247 Налогового кодекса Российской Федерации, объектом обложения налогом на прибыль являются доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов. В силу пункта 1 статьи 252 Кодекса под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
На основании статьи 254 Налогового кодекса Российской Федерации к материальным расходам, в частности, относятся затраты налогоплательщика на приобретение сырья и (или) материалов, используемых в производстве товаров (выполнении работ, оказании услуг) и (или) образующих их основу либо являющихся необходимым компонентом при производстве товаров (выполнении работ, оказании услуг).
Согласно пункту 2 статьи 4 Федерального закона от 21.11.96 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, ведут учет доходов и расходов в порядке, установленном налоговым законодательством Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 статьи 54 Налогового кодекса Российской Федерации индивидуальные предприниматели исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных учета доходов и расходов и хозяйственных операций в порядке, определяемом Министерством финансов Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 29.06.04 N 58-ФЗ).
Приказом Министерства финансов Российской Федерации N 86н и Министерства по налогам и сборам Российской Федерации от 13.08.02 N БГ-3-04/430 в соответствии с частью 2 статьи 54 Налогового кодекса Российской Федерации утвержден Порядок учета доходов и расходов и хозяйственных операций для индивидуальных предпринимателей (далее - Порядок). В соответствии с пунктами 9, 10 Порядка выполнение хозяйственных операций, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, должно подтверждаться первичными учетными документами.
Первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, утвержденных Государственным комитетом Российской Федерации по статистике по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации и Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации. Документы, форма которых не предусмотрена в этих альбомах, должны содержать следующие обязательные реквизиты, обеспечивающие возможность проверки достоверности сведений, указанных в первичных документах:
1) наименование документа (формы);
2) дату составления документа;
3) при оформлении документа от имени: юридических лиц - наименование организации, от имени которой составлен документ, ее ИНН; индивидуальных предпринимателей - фамилия, имя, отчество, номер и дата выдачи документа о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, ИНН; физических лиц - фамилия, имя, отчество, наименование и данные документа, удостоверяющего личность, адрес места жительства, ИНН, если он имеется;
4) содержание хозяйственной операции с измерителями в натуральном и денежном выражении;
5) наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления (для юридических лиц);
6) личные подписи указанных лиц и их расшифровки, включая случаи создания документов с применением средств вычислительной техники.
При оформлении любой хозяйственной операции по приобретению товара к накладной на отпуск товара или другому документу, в котором фиксируется отпуск товаров, как-то: товарному чеку, счету-фактуре, договору, торгово-закупочному акту, - должен прилагаться документ, подтверждающий факт оплаты товара, а именно: кассовый чек или квитанция к приходному кассовому ордеру, или платежное поручение с отметкой банка об исполнении, или документ строгой отчетности, свидетельствующий о фактически произведенных расходах. Первичные учетные документы (за исключением кассового чека) должны быть подписаны индивидуальным предпринимателем.
Вместе с тем, глава 25 Кодекса не содержит императивной нормы, которая бы устанавливала, что не могут быть приняты к учету первичные документы, имеющие пороки в оформлении (выданы несуществующими юридическими лицами, легитимность органов управления юридического лица вызывает сомнения), как, например, указано в статье 169 Налогового кодекса Российской Федерации относительно счетов-фактур. Законодательство не возлагает на покупателя - налогоплательщика обязанность при приобретении товаров (работ, услуг) проверять факт государственной регистрации и постановки на налоговый учет поставщиков (продавцов) и не увязывает отсутствие в государственном реестре юридических лиц - продавцов товара с невозможностью бухгалтерского учета произведенных расходов.
Таким образом, отсутствие государственной регистрации контрагентов не может служить основанием для вывода о невозможности отнесения понесенных затрат по закупке товаров на расходы покупателя. С учетом того, что в материалах дела имеется письмо Инспекции Федеральной налоговой службы по Всеволожскому району Ленинградской области от 09.08.06 N 11-07/14461 о том, что сведения о регистрации ООО "Кедр" отсутствуют, организации с таким наименованием и ИНН не имеется, суд обоснованно указал на необходимость в данной ситуации подтверждения налогоплательщиком реальности хозяйственных операций и правильности оформления документов налоговой отчетности.
В подтверждение понесенных расходов по приобретению товаров на сумму 1 047 785 рублей 45 копеек предприниматель представил счета, накладные, квитанции к приходным кассовым ордерам ООО "Кедр" на сумму 1 282 380 рублей. Оценив первичные документы, представленные предпринимателем в подтверждение понесенных расходов за наличный расчет, суд пришел к выводу о том, что они оформлены ненадлежащим образом и не соответствуют требованиям налогового законодательства. Суд указал, что представленные накладные от 19.04.06 N 46, 29.03.04 N 32, 01.06.04 N 57 составлены с многочисленными нарушениями: отсутствием наименование "товарная накладная", содержание граф не соответствует официальной форме (отсутствуют банковские реквизиты контрагентов, не указано основание поставки), графа "принял" не заполнена (отсутствуют подпись и расшифровка подписи уполномоченного лица), графа "сдал" не содержит расшифровки подписи уполномоченного лица. Квитанции к приходным кассовым ордерам от 20.04.04 N 38,30.03.04 N 24, 07.06.04 не содержат расшифровок подписей. Представленные в дело счета от 19.04.04 N 46, 29.03.04 N 32, 01.06.04 N 57 содержат незаполненные графы "грузоотправитель и его адрес", "к платежно-расчетному документу ...", подписи лиц не расшифрованы. В графах "получил, подпись покупателя" и "выдал, подпись ответственного лица поставщика" имеются росписи одного и того же лица. Суд отметил отсутствие документов, подтверждающих факт перевозки товара от поставщика, находящегося в Ленинградской области, в г. Сочи к предпринимателю, а также документов, подтверждающих факт оприходования товара.
При таких обстоятельствах суд пришел к обоснованному выводу о правомерности позиции налогового органа, не принявшего документы, подтверждающие расходы предпринимателя на сумму 1 047 785 рублей, и поставившего под сомнение реальность хозяйственных операций.
Однако, не приняв в качестве профессиональных налоговых вычетов осуществленные предпринимателем Александровым В.В. расходы, налоговая инспекция не учла положения статьи 221 Кодекса, в соответствии с которыми при документальном неподтверждении налогоплательщиками-индивидуальными предпринимателями своих расходов профессиональный налоговый вычет производится в размере 20 процентов общей суммы доходов, полученной индивидуальным предпринимателем от предпринимательской деятельности. Налогоплательщики реализуют право на получение профессиональных налоговых вычетов путем подачи письменного заявления в налоговый орган одновременно с подачей налоговой декларации по окончании налогового периода.
В силу указанных правовых норм, налогоплательщику предоставлено право получать профессиональный налоговый вычет в упрощенном порядке именно в том случае, когда он не в состоянии документально подтвердить понесенные им расходы. В связи с этим при подаче заявления налогоплательщик обязан доказать лишь факты осуществления деятельности в качестве индивидуального предпринимателя и получения дохода от этой деятельности. Обязанность представления доказательств понесенных расходов, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, в целях получения профессионального налогового вычета в размере 20 процентов от полученного дохода законом не установлена.
Таким образом, выводы суда о том, что налоговая инспекция обоснованно произвела доначисление налога на доходы физических лиц и единого социального налога по сделкам с незарегистрированными юридическими лицами, а также сумм пеней и штрафов, не соответствуют законодательству.
В силу полномочий, предоставленных арбитражным процессуальным законом, суд, рассматривающий дело в кассационном порядке, не вправе принимать и оценивать доказательства, не исследованные судами нижестоящих инстанций. Поскольку фактические обстоятельства, описанные в судебном акте, установлены судом по неполно исследованным доказательствам, кассационная инстанция в соответствии с предписаниями пункта 4 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отменяет решение суда как принятое на основе неполно исследованных обстоятельств, а дело направляет на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении суду следует учесть вышеизложенное, установить и исследовать фактические обстоятельства дела, проверить полноту и достоверность налоговой базы и суммы налогов, пени и штрафов, правильность их расчета и размера, дать оценку всем доводам сторон и принять законное и обоснованное решение.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 16.03.07 по делу N А32-15716/2006-14/41 отменить, дело направить на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 18 июня 2007 г. N Ф08-3465/07-1408А "Обязанность представления доказательств понесенных расходов, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, в целях получения профессионального налогового вычета в размере 20 процентов от полученного дохода законом не установлена"
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Кавказского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело