См. также постановления Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 18 мая 2011 г. N Ф08-2116/11 по делу N А32-19220/2010, от 9 июня 2011 г. N Ф08-3114/11 по делу N А32-23554/2010, от 15 августа 2012 г. N Ф08-4364/12 по делу N А32-18160/2011
Прокурор Краснодарского края (далее - прокурор) в интересах Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Краснодарскому краю (далее - терруправление) обратился в арбитражный суд с иском к администрации муниципального образования город-курорт Геленджик (далее - администрация) и индивидуальному предпринимателю Параскевопуло Ф.Ф. (далее - предприниматель) о признании недействительным договора аренды земельного участка от 31.08.2005 N 4000001125. В обоснование иска прокурор указал, что администрация не вправе без согласия федерального собственника распоряжаться ограниченным в обороте земельным участком, расположенным во второй зоне санитарной охраны г. Геленджика и относящимся к федеральному уровню собственности.
Терруправление поддержало изложенные в исковом заявлении требования, сославшись на императивный характер норм Конституции Российской Федерации (статья 71 "д"), Земельного кодекса Российской Федерации (статья 17), Федерального закона от 14.03.1995 "Об особо охраняемых природных территориях" (статья 2), Гражданского кодекса Российской Федерации (статья 125) в части исключительного права собственности Российской Федерации на земельный участок, расположенный в санитарно-охранной зоне курорта (т.1, л. д. 52-54).
Решением от 14.11.2007, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 14.01.2008, исковые требования удовлетворены. Судебные акты мотивированы тем, что спорный земельный участок расположен во второй зоне санитарной охраны курорта Геленджика и относится к землям особо охраняемых природных территорий, имеющих федеральное значение. Суды указали, что администрация не является собственником земельного участка и не представила доказательств, подтверждающих ее право выделять земельный участок для целей строительства, поэтому не может быть арендодателем по договору аренды.
В кассационной жалобе администрация и предприниматель просят судебные акты отменить, в удовлетворении иска отказать. Заявители указывают, что распоряжение Правительства Российской Федерации от 12.04.1996 N 591-р "О природных ресурсах побережий Черного и Азовского морей", принятое во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 06.07.1994 N 1470 "О природных ресурсах побережий Черного и Азовского морей", не является правовым актом, относящим город Геленджик к особо охраняемой природной территории, имеющей федеральное значение. Поскольку земельный участок не включен в перечень участков, принадлежащих Российской Федерации в соответствии со статьей 6 Федерального закона от 17.07.2001 N 101-ФЗ "О разграничении государственной собственности на землю", и из кадастрового плана видно, что он относится к землям поселений, администрация правомерно решила вопрос о его предоставлении для строительства гостиницы с офисными помещениями. Администрация полагает, что суды не обратили внимание на пропуск прокурором срока исковой давности.
Предприниматель ссылается на факт использования им земельного участка с 1998 года для эксплуатации летнего павильона-кафе.
В судебном заседании представители ответчиков поддержали доводы, изложенные в кассационной жалобе.
15 04.2008 в заседании объявлен перерыв до 16 часов 21.04.2008.
Изучив материалы дела, выслушав представителей администрации и предпринимателя, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, на основании постановления главы администрации от 08.08.2005 N 1210 "О предоставлении Параскевопуло Ф.Ф. в аренду земельного участка по ул. Революционной, 94 в с. Кабардинка г. Геленджика, для строительства трехэтажной гостиницы с офисными помещениями и кафе" администрация и предприниматель на три года заключили договор аренды от 31.08.2005 N 4000001125 земельного участка площадью 357 кв. м (кадастровый номер 23:40:02 01 026:0015).
Полагая, что договор аренды является ничтожной сделкой, поскольку у администрации в силу закона отсутствуют полномочия на распоряжение земельным участком, являющимся федеральной собственностью, прокурор обратился в суд с иском.
Из материалов дела видно, что ранее земельный участок находился в пользовании предпринимателя без права сооружения на нем капитальных строений.
Согласно статье 95 Земельного кодекса Российской Федерации к землям особо охраняемых природных территорий относятся земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов. Земли особо охраняемых природных территорий могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации и в муниципальной собственности.
В соответствии с Федеральными законами от 14.03.1995 N 33-ФЗ и 23.02.1995 N 26-ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" (далее - Законы N 33-ФЗ и 26-ФЗ), в целях сохранения природных факторов, благоприятных для организации лечения и профилактики заболеваний населения, на территориях лечебно-оздоровительных местностей и курортов организуются округа санитарной или горно-санитарной охраны. Внешний контур округа санитарной (горно-санитарной) охраны является границей лечебно-оздоровительной местности, курорта, курортного региона (района). Границы и режим округов санитарной (горно-санитарной) охраны, установленные для лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения, утверждаются Правительством Российской Федерации.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 12.04.1996 N 591-р "О природных ресурсах побережий Черного и Азовского морей", принятым во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 06.07.1994 N 1470 "О природных ресурсах побережий Черного и Азовского морей", и в соответствии с Законами от 14.03.1995 N 33-ФЗ и 23.02.1995 N 26-ФЗ утвержден Перечень особо охраняемых природных территорий побережий Черного и Азовского морей, имеющих федеральное значение.
Границы и режим округа санитарной охраны г. Геленджика предусмотрены постановлением Совета Министров РСФСР от 17.12.1987 N 494 "Об установлении границ и режима санитарной охраны Геленджикской группы курортов (Кабардинка, Геленджик, Дивноморск, Джанхот, Прасковеевка, Криница-Бетта, Архипо-Осиповка) в Краснодарском крае".
Спорный земельный участок расположен во второй зоне санитарной охраны курорта Геленджика (акт выбора земельного участка от 05.02.2003, заключение Главного Управления природных ресурсов и охраны окружающей природной среды Министерства природных ресурсов по Краснодарскому краю от 22.04.2003 N 13-29/07) и относится к землям особо охраняемых природных территорий, имеющим федеральное значение. При выделении земельного участка администрации было известно о том, что он относится к категории особо охраняемых территорий, поэтому доводы о том, что фактически границы санитарных зон не установлены, не может быть принят во внимание.
В силу пунктов 6 и 8 статьи 2 Закона N 33-ФЗ особо охраняемые природные территории федерального значения являются федеральной собственностью и находятся в ведении федеральных органов государственной власти.
Согласно статье 17 Земельного кодекса Российской Федерации в федеральной собственности находятся земельные участки, которые признаны таковыми в силу закона.
Суды правильно указали, что право распоряжения земельным участком на основании статей 209, 608 Гражданского кодекса Российской Федерации принадлежит собственнику. Арендодателями могут быть также лица, уполномоченные законом или собственником сдавать имущество в аренду.
Администрация не предоставила наличие согласия федерального собственника на застройку земельного участка в санитарной зоне курорта.
Предприниматель не лишен возможности согласовать с терруправлением вопрос о застройке земельного участка, длительное время используемого им для размещения и эксплуатации летнего кафе.
Администрация вправе, с учетом градостроительного законодательства, согласовать с федеральным собственником объем своих полномочий в части распоряжения ограниченными в обороте (особо охраняемыми) землями федерального уровня собственности, включенными в границы города-курорта Геленджика.
Судебные инстанции всесторонне, полно и объективно исследовали фактические обстоятельства и материалы дела, дали им надлежащую правовую оценку и правомерно удовлетворили иск.
Предусмотренные законом основания для отмены либо изменения судебных актов отсутствуют.
Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа постановил:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 14.11.2007 и постановление Пятнадцатого апелляционного суда от 14.01.2008 по делу N А32-13601/2007-53/270 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 21 апреля 2008 г. N Ф08-1243/2008 "Согласно статье 17 Земельного кодекса РФ в федеральной собственности находятся земельные участки, которые признаны таковыми в силу закона. Суды правильно указали, что право распоряжения земельным участком на основании статей 209, 608 Гражданского кодекса РФ принадлежит собственнику. Арендодателями могут быть также лица, уполномоченные законом или собственником сдавать имущество в аренду"
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Кавказского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело