Первый заместитель прокурора Республики Дагестан (далее - прокурор) обратился в арбитражный суд с заявлением к Правительству Республики Дагестан (далее - Правительство) о признании недействительным распоряжения от 16.08.2007 N 191-р о приобретении в республиканскую собственность земельных участков и комплекса зданий и сооружений.
Решением от 21.12.2007 заявление удовлетворено на том основании, что распоряжение о приобретении земельного участка и недвижимого имущества без проведения торгов принято в нарушение гражданского и бюджетного законодательства и нарушает права субъекта Российской Федерации.
В апелляционном порядке решение суда не проверялось.
В кассационной жалобе Правительство просит решение отменить, в удовлетворении требований прокурора отказать. Заявитель не согласен с выводом суда о необходимости проведения торгов, поскольку решение о приобретении в государственную собственность принадлежащего СПК "Яринский" (далее - кооператив) имущественного комплекса принято с учетом его расположения на территории, климатические условия которой благоприятны для создания оздоровительного комплекса для детей с болезнями органов дыхания.
В отзыве на жалобу Министерство здравоохранения Республики Дагестан просит отказать в удовлетворении заявления, поскольку распоряжение о приобретении имущественного комплекса кооператива принято не только с учетом его места расположения, но и готовности помещений для эксплуатации в целях размещения санатория.
Изучив материалы дела, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что решение подлежит отмене по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, распоряжением от 16.08.2007 N 191-р Правительство приняло предложение Министерства здравоохранения Республики Дагестан и Министерства имущественных и земельных отношений Республики Дагестан о приобретении в республиканскую собственность земельных участков c кадастровыми номерами 05:40:000058:0896 и 05:40:000058:0903 общей площадью 6 755,1 кв. м и расположенного на них комплекса зданий и сооружений, находящихся по адресу: г. Махачкала, ул. Агачаульская, 74 б и 75, стоимость которых согласно независимой оценке составляет 63 879 тыс. рублей, в том числе стоимость земельных участков - 19 395 тыс. рублей, для создания республиканского детского санатория на 75 коек для детей с болезнями органов дыхания с совместным пребыванием родителей. Министерству имущественных и земельных отношений Республики Дагестан предписано заключить с кооперативом договор купли-продажи комплекса зданий с условием поэтапной оплаты его стоимости в 2007 году в сумме 2 млн. рублей, в 2008 году - в сумме 43 879 тыс. рублей, принять указанное имущество в республиканскую собственность и передать его в оперативное управление Министерству здравоохранения Республики Дагестан. Пунктом 3 распоряжения Министерству имущественных и земельных отношений Республики Дагестан за счет средств, предусмотренных на реализацию республиканской адресной инвестиционной программы на 2007 год по разделу "Программные разработки, приобретение оборудования, ремонт и реконструкция объектов социально-культурного и административного назначения, погашение кредиторской задолженности и софинансирование" выделено 20 млн. рублей на оплату части стоимости комплекса зданий. Министерству экономики Республики Дагестан и Министерству финансов Республики Дагестан предписано при формировании проекта республиканской инвестиционной программы на 2008 год предусмотреть денежные средства в сумме 43 879 тыс. рублей на оплату оставшейся стоимости комплекса зданий и средства, необходимые на разработку проектной документации на их реконструкцию.
Прокурор, полагая, что распоряжение принято с нарушением требований Гражданского кодекса Российской Федерации и Бюджетного кодекса Российской Федерации, а также Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", обратился с заявлением в арбитражный суд.
В силу части 2 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным ненормативного правового акта государственного органа, если полагает, что оспариваемый акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на них какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Удовлетворяя заявление, суд пришел к выводу о несоответствии распоряжения от 16.08.2007 N 191-р требованиям параграфа 4 главы 30 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 71, 225, 226 и 227 Бюджетного кодекса Российской Федерации и Федерального закона "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", поскольку решение о приобретении земельных участков и расположенного на них имущественного комплекса кооператива принято без проведения торгов. Указанный вывод сделан без учета следующих обстоятельств.
Отношения, связанные с приобретением объектов недвижимого имущества и земельных участков, на которых они расположены, регулируются параграфом 7 главы 30 Гражданского кодекса Российской Федерации. В соответствии со статьей 549 Кодекса по договору купли-продажи недвижимого имущества продавец обязуется передать в собственность покупателя земельный участок, здание, сооружение, квартиру или другое недвижимое имущество. В силу статьи 552 Кодекса по договору продажи недвижимости покупателю одновременно с передачей права собственности на такую недвижимость передаются права на земельный участок, занятый такой недвижимостью и необходимый для ее использования. В случае, когда продавец является собственником земельного участка, покупателю передается право собственности на земельный участок, занятый объектом недвижимого имущества и необходимый для ее использования, если иное не предусмотрено законом.
Нормы параграфа 4 главы 30 Гражданского кодекса Российской Федерации, статья 71 Бюджетного кодекса Российской Федерации о закупках товаров, работ услуг бюджетными учреждениями и Федеральный закон "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" к отношениям, связанным с приобретением в государственную собственность субъекта Российской Федерации недвижимого имущества и земельных участков, не применяются.
Нарушения статей 225 - 227 Бюджетного кодекса Российской Федерации в части порядка расходования денежных средств не установлены, поскольку в республиканской адресной программе (приложение N 24 к Закону Республики Дагестан от 29.12.2006 N 75 "О республиканском бюджете Республики Дагестан на 2007 год") предусмотрены государственные капитальные вложения на программные разработки, приобретение оборудования, ремонт и реконструкцию объектов социально-культурного и административного назначения, погашение кредиторской задолженности и софинансирование в сумме 114 727,5 тыс. рублей, за счет которых Министерству имущественных и земельных отношений Республики Дагестан предложено произвести оплату части стоимости комплекса. Оставшуюся сумму предложено предусмотреть при формировании республиканской инвестиционной программы на 2008 год.
При указанных обстоятельствах решение принято судом с нарушением норм материального права, что в силу статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для его отмены. Учитывая, что для принятия решения по существу спора не требуется исследования дополнительных доказательств и установления новых обстоятельств, кассационная инстанция вправе, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления прокурора о признании недействительным распоряжения от 16.08.2007 N 191-р.
Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа постановил:
решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 21.12.2007 по делу N А15-2367/2008 отменить, в удовлетворении заявления первого заместителя прокурора Республики Дагестан отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 24 апреля 2008 г. N Ф08-2004/2008 "К отношениям по приобретению недвижимого имущества нормы Гражданского кодекса РФ, регулирующие поставку товаров для государственных нужд, не применяются"
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Кавказского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело