См. также постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 14 июня 2011 г. N Ф08-3254/11 по делу N А32-25149/2010
Заместитель прокурора Краснодарского края (далее - прокурор) обратился в арбитражный суд с иском к администрации муниципального образования город-курорт Геленджик (далее - администрация), ООО "Эштор" (далее - общество) о признании недействительным (ничтожным) договора от 13.05.2005 N 4000001049 аренды земельного участка площадью 150 кв. м (кадастровый номер 23:40:04 03 008:0025), расположенного по адресу: г. Геленджик, ул. Полевая, заключенного администрацией и обществом.
Решением от 14.11.2007, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 08.02.2008, иск удовлетворен на том основании, что администрация неправомерно распорядилась земельным участком, находящимся в федеральной собственности, поэтому сделка в силу статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации является недействительной (ничтожной).
В кассационной жалобе администрация просит судебные акты отменить, в иске отказать. По мнению заявителя, территория города-курорта Геленджика не относится к землям, ограниченным в обороте, и не является федеральной собственностью. Указ Президента Российской Федерации от 06.07.1994 N 1470 и распоряжение Правительства Российской Федерации от 12.04.1996 N 591-р не исполнены, схемы развития и размещения особо охраняемых природных территорий не утверждены, границы этих территорий не установлены. Администрация в силу пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" правомерно распорядилась спорным участком.
В отзыве на жалобу общество просит судебные акты отменить, в иске отказать.
В судебном заседании представители администрации и общества повторили доводы, изложенные в жалобе и отзыве, представители прокуратуры и Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Краснодарскому краю (далее - управление) просили в удовлетворении жалобы отказать.
Изучив материалы дела и выслушав представителей участвующих в деле лиц, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, администрация (арендодатель) и общество (арендатор) заключили договор от 13.05.2005 N 4000001049 аренды земельного участка площадью 150 кв. м (кадастровый номер 23:40:04 03 008:0025), расположенного по адресу: г. Геленджик, ул. Полевая, на срок до 04.05.2008. Договор зарегистрирован в установленном порядке.
Полагая, что договор является недействительным (ничтожным), поскольку администрация распорядилась земельным участком, находящимся в федеральной собственности, прокурор в интересах управления обратился в арбитражный суд с иском.
В соответствии с пунктом 4 статьи 31 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" отнесение территорий (акваторий) к лечебно-оздоровительным местностям и курортам осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом от 23.02.1995 N 26-ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах", в силу пункта 2 статьи 3 которого территория признается лечебно-оздоровительной местностью или курортом федерального значения Правительством Российской Федерации по согласованию с соответствующим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Указом Президента Российской Федерации от 06.07.1994 N 1470 "О природных ресурсах побережий Черного и Азовского морей" и распоряжением Правительства Российской Федерации от 12.04.1996 N 591-р "О природных ресурсах побережий Черного и Азовского морей" курорты и рекреационные зоны в границах округов санитарной (горно-санитарной) охраны курортов г. Геленджика отнесены к особо охраняемым природным территориям федерального значения. Границы и режим округов санитарной (горно-санитарной) охраны г. Геленджика установлены постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1987 N 494 "Об установлении границ и режима округа санитарной охраны Геленджикской группы курортов (Кабардинка, Геленджик, Дивноморск, Джанхот, Прасковеевка, Криница - Бетта, Архипо-Осиповка) в Краснодарском крае".
Из заключений Главного управления природных ресурсов и охраны окружающей среды Министерства природных ресурсов Российской Федерации по Краснодарскому краю от 25.07.2003 N 13-29/240, Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Краснодарскому краю от 09.06.2005 N 1.04/609, письма Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Краснодарскому краю от 31.10.2007 N 01-07/3147 следует, что спорный земельный участок расположен в границах второй зоны округа горно-санитарной охраны курорта.
В силу статьи 17 Земельного кодекса Российской Федерации в федеральной собственности находятся, в частности, земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами. В соответствии с частью 6 статьи 2 Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях" особо охраняемые природные территории федерального значения являются федеральной собственностью и находятся в ведении федеральных органов государственной власти. Земельный участок расположен во второй зоне горно-санитарной охраны курорта федерального значения, поэтому он относится к федеральной собственности, управление которой находится в ведении Российской Федерации.
Согласно пункту 10 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации в пределах границ населенных пунктов могут выделяться зоны особо охраняемых территорий. Земельные участки, включенные в состав зон особо охраняемых территорий, используются в соответствии с требованиями, установленными статьями 94 - 100 Кодекса. Отсутствие в кадастровом плане сведений о том, что участок находится во второй зоне округа санитарной охраны, не может являться основанием для неприменения к нему режима земель особо охраняемых территорий.
Довод администрации о том, что она праве распоряжаться земельным участком в силу пункта 10 статьи 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" отклоняется, поскольку в названной норме речь идет о распоряжении землями, право собственности на которые не разграничено.
При таких обстоятельствах суды правомерно на основании статей 168, 608 Гражданского кодекса Российской Федерации признали договор аренды от 13.05.2005 недействительным (ничтожным).
Основания для отмены или изменения решения и постановления апелляционного суда по доводам кассационной жалобы отсутствуют.
При подаче жалобы заявителю предоставлялась отсрочка по уплате государственной пошлины, которую в силу статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации надлежит взыскать с администрации.
Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа постановил:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 14.11.2007 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.02.2008 по делу N А32-12547/07-53/244 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с администрации муниципального образования город-курорт Геленджик в доход федерального бюджета 1 000 рублей государственной пошлины по кассационной жалобе.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 29 апреля 2008 г. N Ф08-2219/2008 "Земельный участок, расположенный во второй зоне горно-санитарной охраны курорта федерального значения, относится к федеральной собственности, управление которой находится в ведении РФ"
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Кавказского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело