См. также постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 15 октября 2008 г. N Ф08-6275/08
ОАО "Российские железные дороги" в лице филиала "Северо-Кавказская железная дорога" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Дагестанской таможни (далее - таможня) от 11.01.08 N 10302000-943/2007 о привлечении к административной ответственности по статье 16.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде 10 тыс. рублей штрафа.
Решением Арбитражного суда Республики Дагестан от 18.02.08 в удовлетворении заявления общества отказано. Суд пришел к выводу о наличии в действиях общества состава правонарушения, поскольку перевозчик доставил товар на станцию назначения с нарушением установленного срока.
В апелляционной инстанции законность и обоснованность судебного акта не проверялись.
Общество обратилось в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение от 18.02.08 и принять по делу новый судебный акт о признании незаконным и отмене оспариваемого постановления. При вынесении оспариваемого постановления таможня не известила общество надлежащим образом о дате и времени рассмотрения дела об административном правонарушении. Определение от 28.12.07, направленное по факсимильной связи, не подтверждает факт извещения.
В отзыве на кассационную жалобу таможня просит решение суда оставить без изменения.
Изучив материалы дела, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Судом установлено, что на железнодорожную станцию "Дербент" СКЖД поступил железнодорожный контейнер N ВСDU 2102210 с товаром - части бульдозера (кабина), следовавший из Польши в Грузию в режиме международного таможенного транзита на основании транзитной декларации N 40136/281007/024009. Срок доставки товара таможней отправления установлен до 28.11.07. Товар прибыл на станцию назначения с нарушением срока доставки на 1 день - 29.11.07.
Указанные обстоятельства послужили основанием для возбуждения таможней дела об административном правонарушении N 10302000-943/2007, предусмотренном статьей 16.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и проведения по нему административного расследования. Протокол об административном правонарушении составлен таможенным органом 28.12.07.
Постановлением таможни от 11.01.08 N 10302000-943/2007 общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 16.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и ему назначено административное наказание в виде 10 тыс. рублей штрафа.
Общество обжаловало указанное постановление таможни в арбитражный суд.
При рассмотрении дела суд пришел к обоснованному выводу о наличии в действиях общества состава правонарушения.
Статьей 16.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за несоблюдение перевозчиком установленного таможенным органом срока внутреннего таможенного транзита или международного таможенного транзита.
Согласно пункту 1 статьи 169 Таможенного кодекса Российской Федерации при международном таможенном транзите порядок выдачи таможенным органом разрешения на международный таможенный транзит и порядок установления сроков международного таможенного транзита осуществляются по правилам, установленным статьями 80-86 Таможенного кодекса Российской Федерации в отношении внутреннего таможенного транзита и применимым к международному таможенному транзиту. В соответствии с пунктом 2 статьи 169 Таможенного кодекса Российской Федерации к правам, обязанностям и ответственности перевозчика или экспедитора при международном таможенном транзите применяются положения подпунктов 1 и 2 статьи 88 а также статей 90 и 91 названного Кодекса.
Согласно пункту 4 статьи 80 Таможенного кодекса Российской Федерации при выдаче разрешения на внутренний таможенный транзит таможенный орган отправления устанавливает срок внутреннего таможенного транзита и определяет место доставки товаров.
Предельный срок внутреннего таможенного транзита не может превышать срок, определяемый из расчета 2000 километров за один месяц, в случае, если перевозка осуществляется железнодорожным транспортом (пункт 1 статьи 82 Таможенного кодекса Российской Федерации). Этот срок устанавливается таможенным органом исходя из заявления перевозчика (экспедитора), обычного срока перевозки товаров, вида транспорта и возможностей транспортного средства, его маршрута и других условий перевозки.
По мотивированному запросу заинтересованного лица таможенный орган продлевает установленный срок внутреннего таможенного транзита в пределах срока, установленного пунктом 1 названной статьи, а в случае аварии или действия непреодолимой силы с разрешения таможенного органа в письменной форме срок внутреннего таможенного транзита может быть продлен на срок, превышающий предельный срок, установленный пунктом 1 статьи 82 Кодекса.
В силу подпунктов 1 и 2 статьи 88 Таможенного кодекса Российской Федерации перевозчик обязан доставить товары и документы на них в установленные таможенным органом отправления сроки в место доставки товаров, следуя по определенным маршрутам, если они установлены или заявлены; обеспечить сохранность товаров, таможенных пломб и печатей либо иных средств идентификации, если они использовались.
В силу пункта 26 Инструкции о совершении таможенных операций при внутреннем и международном транзите товаров, утвержденной Приказом Государственного таможенного комитета Российской Федерации, при аварии, действии непреодолимой силы или иных обстоятельствах, препятствующих перевозке товаров, перевозчик обязан незамедлительно сообщить в ближайший таможенный орган об обстоятельствах дела, месте нахождения товаров и транспортных средств.
Частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Суд установил, что общество не доставило товар в срок, установленный таможенным органом отправления. Согласно письму т/п ЖДПП "Дербент" Дагестанской таможни общество с заявлением о продлении установленного таможней срока международного таможенного транзита в таможенные органы не обращалось.
При таких обстоятельствах вывод суда о том, что перевозчик не предпринял всех зависящих от него мер по соблюдению таможенного законодательства, что свидетельствует о наличии в его действиях вины, сделан на основании всестороннего исследования фактических обстоятельств, надлежащей оценки доказательств и при правильном применении норм материального права.
Довод о нарушении таможней процедуры привлечения общества к административной ответственности при вынесении постановления рассмотрен судом. Согласно пункту 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.05 N 5 поскольку Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях не содержит каких-либо ограничений, связанных с извещением, оно в зависимости от конкретных обстоятельств дела может быть произведено с использованием любых доступных средств связи, позволяющих контролировать получение информации лицом, которому оно направлено (судебной повесткой, телеграммой, телефонограммой, факсимильной связью и т.п.). Факт направления таможней определения от 28.12.07 обществу посредством факсимильной связи и получения данного определения обществом в 10.30 10.01.08 подтверждается уведомлением филиала центральной станции связи (л. д. 89).
Между тем судом не исследован вопрос о соблюдении таможней процедуры привлечения общества к административной ответственности при составлении протокола. В материалах дела отсутствуют доказательства извещения ОАО "Российские железные дороги" о времени и месте составления протокола об административном правонарушении, на л. д. 74 имеется копия письма, содержащего извещение о составлении протокола в 10.00 24.12.2007, на л.д. 76 есть копия уведомления о получении 24.12.2007 указанного письма филиалом ОАО "Российские железные дороги".
В связи с неполным выяснением всех обстоятельств, дело подлежит направлению на новое рассмотрение при котором необходимо исследовать вопрос о соблюдении таможней процедуры привлечения общества к административной ответственности при составлении протокола.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа постановил:
решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 18.02.08 по делу N А15-170/08 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в тот же суд.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 7 мая 2008 г. N Ф08-2333/08-829А "Судом не исследован вопрос о соблюдении таможней процедуры привлечения общества к административной ответственности при составлении протокола. Дело направлено на новое рассмотрение"
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Кавказского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело