ООО "Туристическое агентство "Три кита"" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ростовской области (далее - управление) от 25.12.2007 N 5161/1 о привлечении к административной ответственности по частям 1 и 2 статьи 14.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде 18 тыс. рублей штрафа.
Решением суда от 01.02.2008, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 12.03.2008, в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебные акты мотивированы тем, что действия общества образуют состав правонарушения.
Общество обратилось с кассационной жалобой, в которой просит отменить судебные акты и принять новое решение. По мнению заявителя, состав правонарушения в его действиях отсутствует и не доказан материалами дела.
Отзыв на кассационную жалобу в суд не представлен.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что судебные акты не подлежат отмене по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, на основании распоряжения от 20.11.2007 N 3558 управление провело проверку деятельности общества по вопросу соблюдения законодательства в сфере защиты прав потребителей. В ходе проверки выявлено отсутствие вывески с информацией о фирменном наименовании общества, месте его нахождения (адресе) и режиме его работы; недоведение до сведения потребителей Правил оказания услуг по реализации туристского продукта, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18.07.2007 N 452 (далее - Правила); отсутствие в договорах на предоставление туристско-экскурсионных услуг информации, установленной законодательством Российской Федерации в качестве обязательной; наличие в договорах на предоставление туристско-экскурсионных услуг условий, ущемляющих права потребителей.
Указанные нарушения зафиксированы в акте проверки от 26.11.2007 и протоколе об административном правонарушении от 21.12.2007 N 3737.
По итогам рассмотрения материалов проверки управление вынесло постановление от 25.12.2007 N 5161/1 о привлечении к административной ответственности по частям 1 и 2 статьи 14.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде 18 тыс. рублей штрафа.
Общество, не согласившись с указанным постановлением, обжаловало его в суд.
При рассмотрении дела суд правомерно руководствовался следующим.
Частью 1 статьи 14.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за нарушение прав потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре (работе, услуге), об изготовителе, о продавце, об исполнителе и о режиме их работы.
Согласно статье 10 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон N 2300-1) изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Информация о товарах (работах, услугах) в обязательном порядке должна содержать адрес (место нахождения), фирменное наименование (наименование) изготовителя (исполнителя, продавца), уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера. Данная информация доводится до сведения потребителей в технической документации, прилагаемой к товарам (работам, услугам), на этикетках, маркировкой или иным способом, принятым для отдельных видов товаров (работ, услуг).
В соответствии с пунктом 5 Правил исполнитель - юридическое лицо обязан довести до сведения потребителя фирменное наименование (наименование) своей организации, место нахождения (почтовый адрес) и режим работы. Исполнитель размещает указанную информацию на вывеске.
Из материалов дела видно, что информация о наименовании ООО "Туристическое агентство "Три кита"", месте его нахождения и режиме работы на вывеске в модуле 330 ТВК-6 по ул. М. Нагибина, 30, где общество осуществляет свою деятельность, отсутствует.
Суды первой и апелляционной инстанции проверили довод общества о том, что данная информация имеется на вывеске в модуле 214 торгового комплекса и отклонили его по причине непредставления доказательств осуществления деятельности в данном месте.
Суд также установил, что до сведения потребителей не доводятся Правила оказания услуг по реализации туристского продукт, что подтверждается протоколом об административном правонарушении от 21.12.2007 N 3737. Ссылка общества на то, что указанные Правила размещены на столе генерального директора и главного бухгалтера признана судом необоснованной ввиду того, что такое размещение Правил не отвечает критерию наглядности и доступности для потребителя.
При указанных обстоятельствах вывод суда о наличии в действиях общества состава правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.8 Кодекса, подтверждается материалами дела.
В соответствии со статьей 10 Федерального закона от 24.11.1996 N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 132-ФЗ) реализация туристского продукта осуществляется на основании договора, заключаемого в письменной форме между туроператором и туристом и (или) иным заказчиком, а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, между турагентом и туристом и (или) иным заказчиком. Указанный договор должен соответствовать законодательству Российской Федерации, в том числе законодательству о защите прав потребителей. К существенным условиям договора о реализации туристского продукта относятся, в том числе: полное и сокращенное наименования, адрес (место нахождения), почтовый адрес и реестровый номер туроператора; размер финансового обеспечения, номер, дата и срок действия договора страхования ответственности туроператора или банковской гарантии; наименование, адрес (место нахождения) и почтовый адрес организации, предоставившей финансовое обеспечение. Аналогичное положение закреплено в пункте 13 Правил.
Согласно статье 10.1 Федерального закона N 132-ФЗ к существенным условиям договора о реализации туристского продукта, заключаемого между турагентом и потребителем, наряду с условиями, предусмотренными статьей 10 данного закона, относятся: полное и сокращенное наименования, адрес (место нахождения) и почтовый адрес турагента; информация о том, что лицом, оказывающим потребителю услуги по договору о реализации туристского продукта, является туроператор; информация о возможности потребителя в случае возникновения обстоятельств, указанных в статье 17.4 Федерального закона N 132-ФЗ, обратиться с письменным требованием о выплате страхового возмещения по договору страхования ответственности туроператора или об уплате денежной суммы по банковской гарантии непосредственно к организации, предоставившей туроператору финансовое обеспечение. Аналогичное положение закреплено в пункте 14 Правил.
Как видно из протокола об административном правонарушении от 21.12.2007, обществу вменяется в вину отсутствие в заключенных обществом договорах таких существенных условий, как полное наименование туроператора; наименование организации, представившей финансовое обеспечение; вид финансового обеспечения (страхование ответственности или банковская гарантия), а также о том, кому предоставлено финансовое обеспечение (туроператору или турагентству); условия путешествия.
Вместе с тем из имеющихся в материалах дела договоров на предоставление туристско-экскурсионных услуг заключенных с Фадеевой Т.П., Туниковой И.В., Орловой А.А. следует, что в них указаны наименования туроператора ( ООО "Юрта", ООО "Корал Тревел", ООО "Санрайз-Тур-Груп), их место нахождения, почтовый адрес, реестровый номер, размер финансового обеспечения, номер, дата и срок действия договора страхования ответственности.
В соответствии со статьей 10 Федерального закона N 132-ФЗ к существенным условиям договора о реализации туристского продукта относятся информация о маршруте и об условиях путешествия, включая информацию о средствах размещения, об условиях проживания(месте нахождения средства размещения, его категории) и питания, услугах по перевозке туриста в стране (месте) временного пребывания, о наличии экскурсовода (гида), гида-переводчика, инструктора-проводника, а также о дополнительных услугах.
В названных договорах данная информация имеется.
Таким образом, доводы кассационной жалобы об отсутствии названных нарушений являются обоснованными.
Часть 2 статьи 14.8 Кодекса предусматривает административную ответственность за включение в договор условий, ущемляющих установленные законом права потребителя.
В силу части 1 статьи 16 Закона N 2300-1 условия договора, ущемляющие права потребителя по сравнению с правилами, установленными законами или иными правовыми актами Российской Федерации в области защиты прав потребителей, признаются недействительными.
Судебными инстанциями установлено, что к условиям, ущемляющим права потребителя, относятся положения:
об ограничении ответственности общества за нарушение принятых на себя обязательств, в то время как статья 401 Гражданского кодекса Российской Федерации указывает, что должник несет ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств при осуществлении предпринимательской деятельности;
о возможности отмены тура в случае недобора туристов до минимального количества, в то время как действующее законодательство не содержит понятия группы;
о сроке подачи претензий по вопросу качества туристического обслуживания (поданные по истечении 20 дней после окончания тура претензии не принимаются) и составлении протокола с указанием характера претензий, в то время как в статье 10 Федерального закона N 132-ФЗ не предусмотрена обязательность составления протокола и указано, что претензии к качеству туристского продукта предъявляются туристом к туроператору в письменной форме в течение 20 дней со дня окончания действия договора;
о рассмотрении неурегулированных между сторонами споров в судах по месту нахождения фирмы, в то время как статьей 29 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и статьей 17 Закона N 2300-1 установлена подсудность по выбору истца.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что вывод суда о наличии в действиях общества состава правонарушения по части 2 статьи 14.8 Кодекса, подтверждается материалами дела.
При указанных обстоятельствах суд первой и апелляционной инстанций всесторонне, полно и объективно установили фактические обстоятельства, оценили имеющиеся в деле доказательства. Нарушения норм процессуального права, являющиеся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены обжалуемых судебных актов, не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа постановил:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 01.02.2008 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.03.2008 по делу N А53-1612/2008-С4-19 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 5 мая 2008 г. N Ф08-2271/2008-817А "Вывод суда о наличии в действиях общества состава правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.8 КоАП РФ, подтверждается материалами дела"
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Кавказского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело