Министерство имущественных отношений Ставропольского края (далее - министерство) обратилось с заявлением к Управлению федеральной регистрационной службы по Ставропольскому краю (далее - управление) о признании недействительным отказа в государственной регистрации права собственности на земельный участок площадью 726 кв. м с кадастровым номером 26:12:03 01 15:0047, расположенный по адресу: г. Ставрополь, ул. Лермонтова, N 189/1 и обязании управления зарегистрировать право собственности Ставропольского края на земельный участок. Заявитель указал, что на участке находится административное здание, часть помещений в котором принадлежит Ставропольскому краю, и отказ управления, обоснованный отсутствием права собственности края на другие помещения, противоречит статье 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации".
Решением от 28.12.2007 в удовлетворении заявленных требований отказано в связи с тем, что право собственности субъекта Российской Федерации на спорный участок в порядке разграничения земель не возникло. Поскольку на спорном земельном участке находится здание, в котором нежилые помещения на праве собственности принадлежат не только субъекту Российской Федерации, но и иным лицам, его право собственности может быть установлено в порядке пункта 3 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекса) путем оформления общей долевой собственности на неделимый земельный участок.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе министерство просит отменить решение, полагая, что регистрация права собственности на спорный земельный участок не приведет к нарушению прав и законных интересов иных собственников помещений, поскольку за ними сохраняется предусмотренное статьей 36 Кодекса право на приобретение данного земельного участка в общую долевую собственность. Кроме того, субъекты Российской Федерации не при указаны в названной норме в качестве лиц, имеющих право на приобретение участка в общую долевую собственность.
В судебном заседании представитель министерства поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Изучив материалы дела, выслушав представителя министерства, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению ввиду следующего.
Как видно из материалов дела, за субъектом Российской Федерации -Ставропольским краем зарегистрировано право собственности на нежилые помещения 5-ти этажного административного здания, расположенном по адресу: г. Ставрополь, ул. Лермонтова, N 189/1 (на 3 этаже - помещения N 58-65, 67-91 площадью 429,4 кв. м, на 4 этаже - помещения N 93-100, 102-126 площадью 428,9 кв. м (свидетельства от 15.02.2007 серии 26 АБ N 329286, 329287, 329290, 329291 и 28.12.2007 серии 26 АБ N 329293, 329294).
Министерство в интересах Ставропольского края обратилось в управление с заявлением о государственной регистрации права собственности на занятый зданием земельный участок площадью 726 кв. м с кадастровым номером 26:12:03 01 15:0047, расположенный указанному адресу.
В связи с непредоставлением заявителем документа, подтверждающего право собственности края на все помещения в здании, расположенном на спорном участке, управление в письме от 24.08.2007 отказало в государственной регистрации права собственности, что явилось основанием для обращения заявителя в арбитражный суд.
В силу статьи 18 Кодекса в собственности субъектов Российской Федерации находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами; право собственности на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; которые приобретены субъектами Российской Федерации по снованиям, предусмотренным гражданским законодательством. В собственности субъектов Российской Федерации могут находиться не предоставленные в частную собственность земельные участки, занятые недвижимым имуществом, находящимся в собственности субъекта Российской Федерации
Согласно статье 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" в целях разграничения государственной собственности на землю к собственности субъектов Российской Федерации относятся земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности субъекта Российской Федерации.
Судом установлено, что Ставропольский край не является собственником всего здания, расположенного на спорном земельном участке, поэтому положения названной нормы не могут распространяться на спорный земельный участок.
Согласно пункту 3 статьи 36 Кодекса в случае, если здание (помещения в нем), находящееся на неделимом земельном участке, принадлежит нескольким лицам на праве собственности, эти лица имеют право на приобретение данного земельного участка в общую долевую собственность или в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, федеральными законами. В случае, если в здании, находящемся на неделимом земельном участке, помещения принадлежат одним лицам на праве собственности, другим лицам на праве хозяйственного ведения или всем лицам на праве хозяйственного ведения, эти лица имеют право на приобретение данного земельного участка в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора, если иное не предусмотрено названным Кодексом, федеральными законами.
Руководствуясь названными нормами, суд пришел к обоснованному вводу о том, что поскольку Ставропольский край не является собственником всего здания, расположенного в г. Ставрополе по ул. Лермонтова, 189/1, то основания для возникновения права собственности субъекта Российской Федерации на спорный участок отсутствуют. Поскольку спорный земельный участок неделим, а находящееся на нем здание принадлежит нескольким собственникам, то обязательным условием приобретения каждым из них права собственности на землю является их совместное обращение с соответствующим заявлением. В силу статьи 5 Земельного кодекса Российской Федерации и статьи 124 Гражданского кодекса Российской Федерации в данной ситуации субъекты Российской Федерации действуют на равных началах с иными участниками земельных отношений, поэтому доводы жалобы о невозможности Ставропольского края быть участником общей долевой собственности на земельный участок в порядке статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации следует признать несостоятельными.
Основания для изменения или отмены решения, предусмотренные статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, отсутствуют.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа постановил:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 28.12.2007 по делу N А63-13224/2007-С7-36 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 20 мая 2008 г. N Ф08-2303/2008 "Поскольку спорный земельный участок неделим, а находящееся на нем здание принадлежит нескольким собственникам, то обязательным условием приобретения каждым из них права собственности на землю является их совместное обращение с соответствующим заявлением"
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Кавказского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело