ООО "Феникс" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд к Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Отрадненскому району Краснодарского края (далее - налоговая инспекция) с заявлением о признании недействительным решения от 24.09.04 N 06-01-19-109.
Третьим лицом, не заявляющим самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено МУП ОР КК "Агросервис" (далее - МУП "Агросервис").
Решением суда от 05.05.05, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 20.07.05, требования общества удовлетворены в части сумм налогов, пени и штрафов, арифметически неверно исчисленных налоговой инспекцией, в остальной части в удовлетворении требований обществу отказано.
Судебные акты мотивированы тем, что документы, подтверждающие взаимоотношения общества с несуществующим комитентом, не подтверждают осуществления хозяйственных операций, в связи с чем налоговая инспекция обоснованно доначислила суммы налога, пени и штрафа.
В Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа общество обратилось с кассационной жалобой, в которой просит отменить постановление апелляционной инстанции от 20.07.05.
По мнению заявителя, налоговая инспекция необоснованно начислила суммы налога на прибыль, НДС, пени и штрафы, т.к. общество выступало комиссионером и реализовывало зерно, которое ему не принадлежало; за услугу получило комиссионное вознаграждение, и с полученных сумм исчислило все причитающиеся к уплате налоги; бухгалтерский учет им велся в соответствии с действующим законодательством, с учетом договоров комиссии, ввиду чего привлечение его к налоговой ответственности в связи с изменением налоговым органом квалификации сделок (договора комиссии на договор купли-продажи), заключенных между обществом и ОАО "Волна", считает необоснованным.
В отзыве на кассационную жалобу налоговая инспекция просит оставить судебные акты без изменения как законные и обоснованные, а кассационную жалобу - без удовлетворения; указывает на то, что сведения по ОАО "Волна" отсутствует в Едином государственном реестре юридических лиц, поэтому сделки, заключенные с несуществующим юридическим лицом не могут порождать юридические последствия, а суммы, полученные от реализации зерна, общество обязано отразить в бухгалтерском учете в полом размере и исчислить суммы налога на прибыль и НДС.
В нарушение статьи 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации МУП "Агросервис" отзыв на кассационную жалобу в суд не представило.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы кассационной жалобы.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа, рассмотрев материалы дела, проверив законность и обоснованность судебных актов, оценив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, выслушав представителя общества, считает, что кассационная жалоба подлежит отклонению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела и установлено судом, налоговая инспекция провела выездную налоговую проверку общества, по результатам которой составила акт от 26.08.04 N 06.01.19-101.
По результатам рассмотрения материалов выездной налоговой проверки и акта разногласий общества налоговая инспекция приняла решение от 24.09.04 N 06-01-19- 109.
Решением общество привлечено к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации за неуплату НДС в виде 51 тыс. рублей штрафа; за неуплату налога на прибыль в виде 122 754 рублей 93 копеек штрафа; по части 1 статьи 126 Кодекса в виде 50 рублей штрафа за непредставление одного документа; по части 2 статьи 119 Кодекса в виде 47 рублей 70 копеек штрафа за непредставление декларации по сбору на содержание муниципальной милиции за 2002 год, 1 - 3 квартал 2003 года, 634 рублей 56 копеек штрафа за непредставление декларации по налогу на имущество за 3 квартал 2002 года, 1 - 3 квартал 2003 года.
Решением обществу начислен НДС за 4 квартал 2002 года в размере 255 тыс. рублей; налог на прибыль за 2002 год - 1 076 рублей 84 копейки, за 2003 год - 612 697 рублей 88 копеек; плата за загрязнение окружающей среды - 7 рублей 12 копеек, а также пени за неуплату НДС - 28 310 рублей 10 копеек, налога на прибыль - 59 953 рубля 84 копейки, платы за загрязнение окружающей среды - 11 рублей 51 копейка.
В соответствии со статьями 137, 138 Налогового кодекса Российской Федерации общество обжаловало решение налоговой инспекции в арбитражный суд.
Суды полно, всесторонне исследовали представленные в дело доказательства, дали им оценку, правильно применили нормы права и приняли законные и обоснованные судебные акты.
В соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции проверяет законность судебных актов, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях на нее.
Доводы жалобы направлены на переоценку доказательств и в силу статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отклонению судом кассационной инстанции.
Общество представило в материалы дела документы, из которых следует, что сельхозпроизводителями Отрадненского района открытому акционерному обществу "Отрадненское ХПП" поставлено зерно и зачислено на лицевой счет МУП ОР КК "Аргосервис", которое в свою очередь реализовало пшеницу и ячмень ОАО "Волна", что подтверждается копиями счетов-фактур и накладных, исследованных судебными инстанциями.
Движение зерна проводилось только по лицевым карточкам этих предприятий на ОАО "Отрадненское ХПП", где оно и находилось.
Между ООО "Феникс" и ОАО "Волна" заключен договор комиссии от 01.03.03 N 2 и приложения к договору от 05.11.03 N 7, от 10.12.03 N 8.
Во исполнение договора по накладным от 25.11.03 N 00090, от 10.12.03 N 000114 и счетам-фактурам от 05.11.03 N 158/1, от 10.12.03 N 165/12 общество получило для дальнейшей реализации от ОАО "Волна" 500 тонн пшеницы на сумму 2 300 тыс. рублей в том числе 209 090 рублей 91 копейка НДС и 83, 333 тонны ячменя на сумму 250 тыс. рублей в том числе 22 727 рублей 27 копеек НДС, а всего на сумму 2 550 тыс. рублей.
ООО "Феникс" реализовало пшеницу и ячмень предпринимателю Ковалеву Ю.Н. и ООО "Кубань-Агропром 2000", что подтверждается счетами-фактурами от 05.11.03 N 000100 и 000101, от 06.11.03 N 000102, 000103, 000104, от 10.12.03 N 000120, актами приема-передачи векселей от 05.11.03, 06.11.03 и 10.12.03 на общую сумму 2 550 тыс. рублей.
Векселя переданы обществом ОАО "Волна" по актам приема-передачи и обналичены МУП "Агросервис" в Сбербанке России.
Согласно журналу учета выставленных счетов-фактур ООО "Феникс" получило комиссионное вознаграждение в размере 46 670 рублей.
В материалы дела представлены письма Межрайонной инспекции МНС России по налогам и сборам N 5 по Новгородской области от 27.07.04 и Управления Министерства по налогам и сборам Российской Федерации по Краснодарскому краю от 04.08.04 N ВГ-2.10-20/00142, согласно которым данные о контрагенте общества - ОАО "Волна" в Едином государственном реестре юридических лиц отсутствуют.
Юридическое лицо считается созданным со дня внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр юридических лиц (часть 2 статьи 51 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Следовательно, несуществующее юридическое лицо не может совершать действия, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей.
Общество заявляет о добросовестности своих действий при заключении сделок с поставщиками товаров без учета положений пункта 2 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации, из смысла которого следует презумпция разумности, добросовестности, осмотрительности субъектов гражданско-правовых отношений, которые осуществляют принадлежащие им гражданские права своей волей и в своем интересе.
Понятие и правоспособность юридического лица определены в статьях 48 и 49 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Несуществующие юридические лица не являются юридическими лицами в гражданско-правовом смысле, следовательно, не могут иметь гражданские права и нести обязанности. Их действия, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей, не могут быть признаны сделками в смысле статьи 153 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Если одним из участников сделки выступает несуществующее юридическое лицо, то сделки между юридическими лицами не существует.
Таким образом, по сделкам с несуществующими юридическими лицами контрагенты не приобретают гражданские права и обязанности. При этом не имеет значения, что сторона могла не знать о том, что вступившего с ним в сделку юридического лица фактически не существует.
Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 25.07.01 N 138-О указал, что по смыслу положения, содержащегося в пункте 7 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации, в сфере налоговых отношений действует презумпция добросовестности налогоплательщиков. Налогоплательщик не может считаться добросовестным, если, вступая в договорные отношения, он не проявил необходимой осмотрительности в выборе контрагента.
Недобросовестные лица, стремящиеся уклониться от выполнения своих налоговых обязанностей, возложенных на них законом, не могут пользоваться теми же правовыми режимами, что и законопослушные налогоплательщики.
Нарушение этими лицами требований закона предполагает возложение на них неблагоприятных правовых последствий такого неправомерного поведения.
Из представленных в дело доказательств следует, что ООО "Феникс" реализовало пшеницу и ячмень, которые в силу закона не могли принадлежать ОАО "Волна", т.к. данное юридическое лицо не внесено в Единый государственный реестр юридических лиц.
ООО "Феникс" не могло передать несуществующему юридическом улицу векселя Сбербанка России, полученные от предпринимателя Ковалева Ю.Н.
В связи с этим, общество обязано было отразить полученные денежные средства у себя в бухгалтерском учете как выручку, полученную от реализации пшеницы и ячменя, в полном объеме и исчислить налог на прибыль и НДС.
В соответствии со статьей 146 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признается реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.
Налоговая база при реализации налогоплательщиком товаров (работ, услуг) определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из цен, определяемых в соответствии со статьей 40 Кодекса, с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в них налога (пункт 1 статьи 154 Кодекса).
Пунктом 2 статьи 168 Кодекса предусмотрено, что сумма налога, предъявляемая налогоплательщиком покупателю товаров (работ, услуг), исчисляется по каждому виду этих товаров (работ, услуг) как соответствующая налоговой ставке процентная доля указанных в пункте 1 статьи 168 Кодекса цен (тарифов).
Документы, подтверждающие право на налоговые вычеты в соответствии со статьей 171 Кодекса, общество в материалы дела не представило.
Судом правильно исчислены суммы НДС пени и штрафа, подлежащие уплате в бюджет, и признано недействительным решение налоговой инспекции в части ошибки, допущенной при исчислении вышеуказанных сумм.
В соответствии с пунктом 1 статьи 247 Кодекса объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком.
Прибылью в целях главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации признается: для российских организаций - полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, которые определяются в соответствии с главой 25 Кодекса.
Подпунктом 1 пункта 1 статьи 248 Кодекса предусмотрено, что к доходам относятся доходы от реализации товаров (работ, услуг).
При определении доходов из них исключаются суммы налогов, предъявленные в соответствии с Кодексом налогоплательщиком покупателю (приобретателю) товаров (работ, услуг, имущественных прав).
ООО "Феникс" не представило доказательства несения расходов по приобретению и реализации пшеницы и ячменя, поэтому судебные инстанции обоснованно признали решение налоговой инспекции в части начисления обществу налога на прибыль, пени, штрафа по сделке с несуществующим юридическим лицом - ОАО "Волна".
В части отказа обществу в удовлетворении требований о признании недействительным решения налоговой инспекции в части привлечения общества к ответственности по статьям 119, 126 Налогового кодекса Российской Федерации судебные акты также законны и обоснованны.
Общество не представило доказательства необоснованного привлечения его к налоговой ответственности по этим статьям Кодекса.
При указанных обстоятельствах основания для отмены или изменения обжалуемых судебных актов отсутствуют. Нормы права при разрешении спора применены судом правильно, нарушений процессуальных норм, влекущих отмену судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлено.
В соответствии со статьями 102, 105, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 333.16, 333.17, 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации расходы по госпошлине за рассмотрение кассационной жалобы относятся на общество, которому предоставлялась отсрочка по уплате госпошлины до рассмотрения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа постановил:
решение от 05.05.05 и постановление апелляционной инстанции от 20.07.05 Арбитражного суда Краснодарского края по делу N А32-44169/2004-58/1177 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с ООО "Феникс" в доход федерального бюджета 1 000 рублей госпошлины по кассационной жалобе.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 31 октября 2005 г. N Ф08-5081/05-2014А "Несуществующие юридические лица не являются юридическими лицами в гражданско-правовом смысле, следовательно, не могут иметь гражданские права и нести обязанности. Их действия, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей, не могут быть признаны сделками в смысле статьи 153 Гражданского кодекса РФ"
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Кавказского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело