Заместитель прокурора Краснодарского края (далее - прокурор) в интересах Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Краснодарскому краю (далее - теруправление) обратился в арбитражный суд с иском к администрации муниципального образования город-курорт Геленджик (далее - администрация) и индивидуальному предпринимателю Матушевской Т.П. (далее - предприниматель) о признании недействительным заключенного ответчиками 20.07.2005 договора N 4000001106 аренды земельного участка площадью 206 кв. м (кадастровый номер 23:40:10 3023:0016), расположенного по адресу: г. Геленджик, с. Архипо-Осиповка, ул. Пограничная, б/н (уточненные требования).
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 07.12.2007, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.03.2008, требования удовлетворены.
Судебные акты мотивированы тем, что переданный в аренду земельный участок относится в силу закона к федеральному уровню собственности и находится в ведении федеральных органов исполнительной власти, поскольку расположен в пределах особо охраняемой природной территории. Суды указали, что администрация договор аренды земельного участка заключила без согласия уполномоченного представителя Российской Федерации (теруправления); доказательства передачи полномочий на заключение договоров аренды земельных участков, расположенных в курортных санитарно-охранных зонах, администрация в суд не предоставила.
В кассационной жалобе администрация просит судебные акты отменить, в удовлетворении требований отказать. Заявитель полагает, что распоряжение Правительства Российской Федерации от 12.04.1996 N 591-р "О природных ресурсах побережий Черного и Азовского морей" не является нормативно-правовым актом, в соответствии с которым город-курорт Геленджик признан особо охраняемой природной территорией федерального значения. Ответчик указывает, что земли муниципального образования города-курорта Геленджик не ограничены в обороте, схемы развития и размещения объектов строительства на особо охраняемых территориях не утверждены и границы их не установлены. Администрация полагает, что суды ошибочно не приняли во внимание статью 10 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", в соответствии с которой до разграничения государственной собственности на землю распоряжение такими землями осуществляют органы местного самоуправления в пределах их полномочий, если законодательством не предусмотрено иное. По мнению заявителя, до регистрации права собственности Российской Федерации на спорный земельный участок администрация вправе осуществлять распоряжение им.
Прокурор просит оставить судебные акты без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения, указывая, что выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела, имеющимся доказательствам и судебной практике.
Изучив материалы дела и доводы, изложенные в кассационной жалобе, выслушав представителя прокурора, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Как видно из материалов дела и установлено судебными инстанциями, на основании постановления главы администрации муниципального образования город-курорт Геленджик от 29.06.2005 N 956 "О предоставлении гражданке Матушевской Т.П. в аренду земельного участка для строительства кафе" администрация и предприниматель 20.07.2005 на три года заключили договор N 4000001106 аренды земельного участка площадью 206 кв. м, расположенного по адресу: г. Геленджик, с. Архипо-Осиповка, ул. Пограничная (кадастровый номер участка 23:40610 03 023:0016). Договор зарегистрирован в установленном порядке.
Прокурор оспорил указанный договор, считая его ничтожной сделкой. Иск мотивирован ссылкой на отсутствие у администрации полномочий на передачу земельного участка в аренду, поскольку в силу закона собственником земель особо охраняемой природной территории (оздоровительной местности), на которой расположен спорный участок, является Российская Федерация.
Суды установили, что переданный в аренду предпринимателю для строительства здания кафе земельный участок с кадастровым номером 23:40610 03 023:0016 расположен во 2-й зоне округа санитарной охраны города-курорта Геленджик, о чем свидетельствует акт выбора земельного участка от 17.01.2002, согласованный с администрацией.
Суды правильно указали, что в силу статей 95 и 96 Земельного кодекса Российской Федерации, статей 2 и 31 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях", статьи 3 Федерального закона от 23.02.1995 N 26-ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах", Указа Президента Российской Федерации от 06.07.1994 N 1470 "О природных ресурсах побережий Черного и Азовского морей", а также действовавших на момент заключения договора аренды распоряжения Правительства Российской Федерации от 12.04.1996 N 591-р "О природных ресурсах побережий Черного и Азовского морей" и постановления Совета Министров РСФСР от 17.12.1987 N 494 "Об установлении границ и режима санитарной охраны Геленджикской группы курортов (Кабардинка, Геленджик, Дивноморск, Джанхот, Прасковеевка, Криница-Бетта, Архипо-Осиповка) территория, на которой расположен земельный участок, относится к федеральному уровню собственности.
Согласно части 6 статьям 2 (часть 6), 3 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" особо охраняемые природные территории федерального значения являются федеральной собственностью и находятся в ведении федеральных органов государственной власти.
Администрация не предоставила документального подтверждения, что спорная территория 2-ой зоны округа санитарной охраны относится к муниципальному уровню собственности. Ссылки ответчика на отсутствие разграничения уровня собственности на спорный земельный участок суды правомерно не приняли во внимание в связи с тем, что указанными в решении суда первой инстанции и постановлении апелляционного суда нормативными актами установлен общий принцип отнесения территорий, находящихся в определенных местностях, к особо охраняемым природным территориям, ограниченным в обороте. Формирование на указанных территориях (в пределах первого и второго округов санитарной охраны курортов) отдельных земельных участков не изменяет ни уровень собственности, ни режим землепользования.
Разрешенное на земельном участке строительство объекта недвижимости является длительным его обременением и возможно с учетом режима ограниченного пользования территорией оздоровительного значения и мнения федерального собственника.
В соответствии со статьями 209 и 608 Гражданского кодекса Российской Федерации право сдачи имущества в аренду принадлежит его собственнику. Арендодателями могут быть также лица, управомоченные законом или собственником сдавать имущество в аренду.
Поскольку земельный участок на территории округа 2-ой санитарной зоны охраны города-курорта Геленджика относится к федеральному уровню собственности и доказательства делегирования права сдачи его в аренду у администрации отсутствуют, суды правильно указали на ничтожность договора аренды, удовлетворив иск прокурора.
Спорные вопросы в части разграничения уровня собственности и полномочий по распоряжению землей на территории округов санитарной охраны побережий Черного и Азовского морей, а также установления на местности границ после разграничения охраняемых природных территорий оздоровительного значения подлежат решению путем заключения Российской Федерацией с субъектами и муниципальными образованиями соответствующих соглашений. В компетенцию арбитражного суда при рассмотрении данного дела эти вопросы не входят.
Руководствуясь статьями 284, 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа постановил:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 07.12.2007 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.03.2008 по делу N А32-12308/2007-36/303 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 3 июня 2008 г. N Ф08-2757/2008 "Поскольку земельный участок на территории округа 2-ой санитарной зоны охраны города-курорта Геленджик относится к федеральному уровню собственности и доказательства делегирования права сдачи его в аренду у администрации отсутствуют, суды правильно указали на ничтожность договора аренды, удовлетворив иск прокурора"
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Кавказского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело