ИФНС России N 3 по г. Краснодару (далее - налоговая инспекция, налоговый орган) обратилась в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о привлечении ООО "Магазин "Диана"" (далее - общество) к административной ответственности по части 2 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за розничную продажу 9 бутылок "Мартини Бьянко" без надлежаще оформленных товаротранспортных накладных и 1 бутылки текилы "Черное Сомбреро", оклеенной старой акцизной маркой, без товаросопроводительных документов.
Решением суда от 08.04.2008 общество привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ему назначено наказание в виде 40 тыс. рублей штрафа с конфискацией предметов административного правонарушения согласно протоколу изъятия от 15.02.2008 N 192-А, а именно 9 бутылок "Мартини Бьянко" емкостью 0,5 литра на общую сумму 3 240 рублей, 1 бутылки текилы "Черное Сомбреро" емкостью 0,7 литра на сумму 800 рублей.
Суд полагал, что налоговой инспекцией соблюден порядок производства по делу об административном правонарушении, доказано наличие в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Законность и обоснованность судебного акта в апелляционной инстанции не проверялись.
Общество обратилось в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение от 08.04.2008. По мнению заинтересованного лица, суд не применил подлежащие применению статьи 1.5 и 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, нарушил часть 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Общество считает необоснованной судебную оценку доказательств, а также его вывод о том, что реализация алкогольной продукции при отсутствии надлежаще оформленных товаротранспортных документов (без указания кода причины постановки на учет в разделе "Б" справки к грузовой таможенной декларации) создает значительную угрозу для жизни и здоровья граждан. Данное правонарушение является малозначительным, поскольку в графе "Наименование организации-покупателя" содержатся все индивидуализирующие общество признаки: его наименование, фамилия и подпись руководителя, идентификационный номер налогоплательщика, оттиск печати общества. Налоговая инспекция при составлении заявления о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях вменила обществу факт реализации 1 бутылки текилы "Черное Сомбреро", маркированной федеральной специальной маркой старого образца и оставленной директором Минасян С.А. для личного употребления. Данная позиция не соответствует пункту 136 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 N 55.
Налоговая инспекция представила отзыв на кассационную жалобу, в котором считает обжалуемый судебный акт законным и обоснованным и просит кассационную жалобу оставить без удовлетворения.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Представители налоговой инспекции в судебном заседании просили решение оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителей участвующих в деле лиц, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что решение надлежит отменить в части.
На основании поручения от 14.02.2008 N 192 в ходе проверки 15.02.2008 принадлежащего обществу магазина "Продукты", расположенного по адресу: г. Краснодар, ул. Ким-Шевченко, 110/1 - 79, налоговая инспекция обнаружила на витрине 9 бутылок "Мартини Бьянко" емкостью 0,5 литра каждая без надлежаще оформленных товаросопроводительных документов и в складском помещении 1 бутылку текилы "Черное Сомбреро" емкостью 0,7 литров без товаросопроводительных документов с акцизной маркой старого образца, что отражено в акте от 15.02.2008 N 5.
По результатам проверки налоговый орган составил в отношении общества протокол об административном правонарушении от 15.02.2008 N 18/2484 по части 2 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Перечисленная алкогольная продукция, являющаяся предметом административного правонарушения, изъята по протоколу изъятия от 15.02.08 N 192-А.
Налоговая инспекция передала материалы проверки в арбитражный суд с заявлением о привлечении общества к административной ответственности по части 2 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Удовлетворяя заявление, суд первой инстанции указал, что налоговой инспекцией соблюден порядок производства по делу об административном правонарушении, доказано наличие в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Суд на основе исследования представленных документов установил факт нахождения в розничной продаже общества 9 бутылок "Мартини Бьянко" емкостью 0,5 литра каждая без указания кода причины постановки организации-покупателя на учет в разделе "Б" справки к грузовой таможенной декларации, что, по мнению суда, свидетельствует о продаже алкогольной продукции без товарно-транспортных документов, подтверждающих легальность ее производства и оборота.
Однако суд не учел следующее.
В качестве объективной стороны административного правонарушения обществу вменено ненадлежащее оформление раздела "Б" справки к грузовой таможенной декларации.
Административная ответственность по части 2 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наступает за поставку или розничную продажу алкогольной продукции без надлежаще оформленных товаротранспортных документов, без справки к грузовой таможенной декларации или без ее копии с оригиналами оттисков печатей предыдущего собственника (на импортную алкогольную продукцию).
В соответствии с подпунктом 1 статьи 10.2 и пунктом 1 статьи 26 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" запрещается розничная продажа алкогольной продукции, производство которой осуществляется на территории Российской Федерации, без сопроводительных документов, удостоверяющих легальность ее производства и оборота.
Пунктом 139 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 N 55, предусмотрено, что на продаваемую алкогольную продукцию продавец обязан иметь сопроводительные документы: товарно-транспортную накладную, копию справки, прилагаемой к грузовой таможенной декларации для импортируемой алкогольной продукции.
Суд установил и налоговым органом не оспаривается наличие у общества справки к грузовой таможенной декларации при розничной продаже 9 бутылок "Мартини Бьянко" емкостью 0,5 литра.
Один лишь факт ненадлежащего оформления обществом раздела "Б" справки к грузовой таможенной декларации (без указания кода причины постановки организации-покупателя на учет) не свидетельствует о нелегальности оборота алкогольной продукции и в связи с этим не образует состава правонарушения по части 2 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Суд пришел к правильному выводу о том, что вменяемая обществу реализация бутылки текилы "Черное Сомбреро" емкостью 0,7 литров, маркированной акцизной маркой старого образца, нарушает требования статей 12, 26 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции", пункта 136 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации 19.01.1998 N 55, и образует иной состав административного правонарушения, квалифицируемый по части 3, а не части 2 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем общество не оспаривает, что на эту же алкогольную продукцию (бутылку текилы "Черное Сомбреро" емкостью 0,7 литров), обнаруженную в подсобке (складском помещении, которое использовалось для хранения всей остальной алкогольной продукции, предназначенной для продажи) им не представлены сопроводительные (товаротранспортные) документы ни при проверке, ни в суд.
В материалы дела также не представлены какие-либо доказательства, подтверждающие объяснения директора Минасян С.А. от 15.02.2008 о принадлежности данной алкогольной продукции лично ей, равно как и доказательства, свидетельствующие о наличии на обнаруженной в подсобке бутылке текилы явных обозначений о том, что она не предназначалась для реализации.
Продажа алкогольной продукции без товаротранспортных документов образует состав правонарушения по части 2 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и влечет наложение на юридических лиц штрафа от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Доводы кассационной жалобы о малозначительности административного правонарушения оценивались судом, который не нашел оснований для применения статьи 2.9 Кодекса. Данное правонарушение посягает на установленный порядок общественных отношений в сфере оборота этилового спирта и алкогольной продукции, на интересы граждан в области торговли. Государственный контроль в сфере оборота алкогольной продукции направлен на защиту прав потребителей и на обеспечение качества алкогольной продукции.
Суд применил минимальный размер штрафа, предусмотренный санкцией части 2 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, который (с учетом подтверждения состава правонарушения по продаже бутылки текилы "Черное Сомбреро") не может быть назначен ниже нижнего предела в силу пункта 21 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 N 2 (ред. от 02.06.2004) "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях".
Однако в результате неправильного применения нормы права суд пришел к неправомерному выводу о совершении правонарушения при продаже 9 бутылок "Мартини Бьянко" и необоснованно принял решение о конфискации данной алкогольной продукции.
При названных обстоятельствах принятое судом решение надлежит отменить в части конфискации 9 бутылок "Мартини Бьянко" емкостью 0,5 литра на общую сумму 3 240 рублей, изъятых по протоколу изъятия от 15.02.2008 N 192-А, а данную алкогольную продукцию согласно части 3 статьи 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - возвратить обществу.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа постановил:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 08.04.2008 по делу N А32-3488/2008-26/69-29АП отменить в части конфискации 9 бутылок "Мартини Бьянко" емкостью 0,5 литра на общую сумму 3 240 рублей, изъятых по протоколу изъятия от 15.02.2008 N 192-А.
Возвратить Обществу с ограниченной ответственностью "Магазин "Диана"" 9 бутылок "Мартини Бьянко" емкостью 0,5 литра на общую сумму 3 240 рублей, изъятых по протоколу изъятия от 15.02.2008 N 192-А.
В остальной части решение Арбитражного суда Краснодарского края от 08.04.2008 оставить без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 9 июля 2008 г. N Ф08-3863/2008-1379А "Один лишь факт ненадлежащего оформления раздела "Б" справки к грузовой таможенной декларации (без указания кода причины постановки организации-покупателя на учет) не свидетельствует о нелегальности оборота алкогольной продукции и не образует состава правонарушения по части 2 статьи 14.16 Кодекса РФ об административных правонарушениях"
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Кавказского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело