См. также постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 14 июня 2011 г. N Ф08-3254/11 по делу N А32-25149/2010
Прокурор Краснодарского края в интересах Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Краснодарскому краю (далее - территориальное управление) обратился в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к ООО "Агрофирма IБюрюзаI" (далее - общество) и администрации муниципального образования город-курорт Геленджик (далее - администрация) о признании недействительным договора аренды земельного участка от 22.07.2005 N 4000001107.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены администрация Краснодарского края и Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Краснодарскому краю.
Решением от 08.02.2008, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 22.04.2008, иск удовлетворен. Суды исходили из того, что администрация неправомерно распорядилась земельным участком, относящимся к федеральной собственности.
В кассационной жалобе общество просит отменить принятые судебные акты и в иске отказать. По мнению заявителя, вывод судебных инстанций о том, что спорный земельный участок относится к землям особо охраняемых природных территорий федерального значения, не соответствует закону. Право собственности Российской Федерации на спорный земельный участок не зарегистрировано в установленном порядке. Администрация правомерно распорядилась земельным участком. Согласно кадастровому плану земельный участок имеет категорию: земли поселений.
В отзыве на жалобу Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Краснодарскому краю сослалось на законность и обоснованность судебных актов.
В судебном заседании представители общества и администрации Краснодарского края поддержали доводы жалобы, а прокурор и представитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Краснодарскому краю просили жалобу отклонить.
Изучив материалы дела и выслушав прокурора и представителей общества, администрации Краснодарского края и Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Краснодарскому краю, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что в удовлетворении жалобы надлежит отказать по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, администрация (арендодатель) и общество (арендатор) заключили договор аренды земельного участка от 22.07.2005 N 4000001107, на основании которого администрация передала обществу в аренду до 07.06.2008 земельный участок площадью 1 тыс. кв. м (кадастровый номер 23:40:04 02 008:0007), расположенный в г. Геленджике по ул. Туристической, для строительства гостиницы. Договор аренды зарегистрирован в установленном законом порядке.
Прокурор Краснодарского края в интересах территориального управления обратился в арбитражный суд с иском о признании недействительным указанного договора аренды земельного участка.
В силу статьи 96 Земельного кодекса Российской Федерации к числу земель особо охраняемых природных территорий отнесены земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов. Курорты и лечебно-оздоровительные местности могут иметь федеральное, региональное или местное значение. Территория признается лечебно-оздоровительной местностью или курортом федерального значения Правительством Российской Федерации по согласованию с соответствующим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (пункт 2 статьи 3 Федерального закона от 23.02.1995 N 26-ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах").
Согласно пункту 5 статьи 31, пункту 4 статьи 32 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" и статье 1, пункту 2 статьи 16 Федерального закона от 23.02.1995 N 26-ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" освоенная и используемая в лечебно-профилактических целях особо охраняемая природная территория, располагающая природными лечебными ресурсами и необходимыми для их эксплуатации зданиями и сооружениями, включая объекты инфраструктуры, является курортом. Границы и режим округов санитарной (горно-санитарной) охраны, установленные для лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения, утверждаются Правительством Российской Федерации.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 12.04.1996 N 591-р "О природных ресурсах побережий Черного и Азовского морей", принятым во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 06.07.1994 N 1470 "О природных ресурсах побережий Черного и Азовского морей", утвержден Перечень особо охраняемых природных территорий побережий Черного и Азовского морей, имеющих федеральное значение. Курорт и рекреационные зоны в границах округов санитарной (горно-санитарной) охраны г. Геленджика отнесены к особо охраняемым природным территориям федерального значения.
Поскольку внешний контур округа горно-санитарной охраны курорта Геленджик является границей лечебно-оздоровительной местности, курорта, курортного региона (особо охраняемой природной территории), земельные участки относятся к землям особо охраняемых природных территорий.
В силу статьи 17 Земельного кодекса Российской Федерации в федеральной собственности находятся земельные участки: которые признаны таковыми федеральными законами; на которые право собственности Российской Федерации возникло при разграничении государственной собственности на землю; которые приобретены Российской Федерацией по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.
Согласно заключению государственной экологической экспертизы N 370 по предпроектным материалам к решению о предварительном согласовании места размещения объекта "Гостиница ООО "Агрофирма IБюрюзаI" в районе ул. Туристической в г. Геленджике" земельный участок размещается во второй зоне санитарной охраны курорта и является федеральной собственностью.
Согласно статье 22 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки могут быть предоставлены их собственниками в аренду в соответствии с гражданским законодательством и Кодексом. По правилам статьи 608 Гражданского кодекса Российской Федерации право сдачи имущества в аренду принадлежит его собственнику. Арендодателями могут быть также лица, уполномоченные законом или собственником сдавать имущество в аренду.
Установив, что спорный участок находится в границах второй зоны санитарной охраны курорта федерального значения и является федеральной собственностью, судебные инстанции правомерно пришли к выводу, что управление является органом, осуществляющим полномочия Российской Федерации по распоряжению федеральным имуществом, находящимся на территории Краснодарского края.
Поскольку администрация распорядилась земельным участком, относящимся к федеральной собственности, не имея на это полномочий, договор аренды является недействительным (ничтожным) в силу статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Таким образом, выводы судов об отсутствии у администрации города права распоряжения спорным земельным участком, находящимся в пределах границ округов санитарной охраны города-курорта Геленджика, основаны на материалах дела и нормах действующего законодательства.
Довод заявителя о том, что кадастровый план не содержит сведений о принадлежности спорного участка к особо охраняемым природным территориям, а отнесен к землям поселений, исследовался и оценивался судебными инстанциями.
Отсутствие в кадастровом плане сведений о том, что участок находится во второй зоне округа санитарной охраны, на которые ссылается общество, не может являться основанием для неприменения к нему режима земель особо охраняемых территорий.
При изложенных обстоятельствах доводы жалобы подлежат отклонению. Судебные акты отвечают требованиям норм материального и процессуального права, основания для их изменения или отмены по доводам жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа постановил:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 08.02.2008 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.04.2008 по делу N А32-13603/2007-53/271 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 10 июля 2008 г. N Ф08-3679/2008 "Поскольку орган местного самоуправления распорядился земельным участком, находящимся в границах второй зоны санитарной охраны курорта федерального значения и являющимся федеральной собственностью, не имея на это полномочий, договор аренды является недействительным (ничтожным) в силу статьи 168 Гражданского кодекса РФ"
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Кавказского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело