Отдел культуры администрации муниципального образования Гулькевичского района Краснодарского края (далее - отдел) обратился в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Гулькевичскому району Краснодарского края (далее - налоговая инспекция) от 16.11.2007 N 134.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 13.03.2008, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.05.2008, заявленные требования удовлетворены.
Судебные акты мотивированы тем, что отдел, не являясь арендодателем по договорам аренды, в 2004 и 2005 годах полученную арендную плату перечислял администрации Гулькевичского района Краснодарского края, в 2006 году плата по договорам вносилась арендаторами непосредственно в адрес арендодателя (администрации Гулькевичского района Краснодарского края). При таких обстоятельствах объект налогообложения в виде прибыли у отдела, в данном случае, отсутствует.
В кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить судебные акты и отказать в удовлетворении заявления. По мнению подателя жалобы, отдел в силу пункта 4 статьи 250 Налогового кодекса Российской Федерации должен был включить в состав внереализационных доходов по налогу на прибыль доходы от сдачи имущества в аренду.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
В судебном заседании представитель налоговой инспекции повторил доводы кассационной жалобы.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, доводы жалобы и выслушав представителя налоговой инспекции, считает, что судебные акты следует отменить, дело - направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Краснодарского края по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, налоговая инспекция провела выездную проверку отдела по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты (удержания, перечисления) налогов и сборов за период с 01.01.2004 по 31.12.2006 (НДФЛ за период с 01.01.2004 по 01.10.2007, НДС за период с 01.01.2004 по 30.06.2007), а также соблюдения валютного законодательства за период с 01.01.2004 по 30.06.2007. По результатам проверки составлен акт от 18.10.2007 N 125 и принято решение от 16.11.2007 N 134.
Данным решением отделу доначислено 153 912 рублей налога на прибыль, 26 775 рублей пени, 54 198 рублей штрафов. Налоговая инспекция указала, что в нарушение пункта 4 статьи 250 Налогового кодекса Российской Федерации отдел не включил в состав внереализационных доходов при исчислении налога на прибыль доходы от сдачи имущества в аренду.
Отдел в порядке статей 137 и 138 Налогового кодекса Российской Федерации обратился в арбитражный суд с заявлением о признании решения налоговой инспекции недействительным.
В 2004 - 2006 годах администрация Гулькевичского района Краснодарского края, выступая в качестве арендодателя, заключала договоры аренды муниципального имущества с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями. Отдел являлся балансодержателем имущества.
Суды установили, что в 2004 и 2005 годах арендная плата поступала в кассу и на расчетный счет отдела, затем перечислялась им администрации Гулькевичского района Краснодарского края. В 2006 году арендная плата уплачивалась арендаторами непосредственно арендодателю, в связи с чем признал необоснованным доначисление налога на прибыль.
Данный вывод судов не соответствует фактическим обстоятельствам дела и сделан без оценки имеющихся в деле доказательств.
В материалы дела представлена информация о суммах арендных платежей, поступавших в 2004 и 2005 годах в отдел. Согласно этим документам имеются расхождения в суммах, полученных отделом и перечисленным им в бюджет. Суды не выяснили, чем обусловлены такие расхождения, не устранили данные противоречия, а потому вывод судебных инстанций о том, что вся полученная сумма арендной платы перечислена на счет арендодателя, не может считаться обоснованным.
Кроме того, суды не проверили правильность доначисления сумм налога на прибыль за каждый год, а также сумм налоговых санкций.
Суды не оценили уточненные сводные сметы доходов и расходов по внебюджетным средствам на 2004 и 2005 годы и не установили, включены ли спорные суммы арендных платежей в состав доходов, что надлежит сделать при новом рассмотрении дела.
Суды не учли следующее.
В соответствии с положениями главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации бюджетные учреждения являются плательщиками налога на прибыль и определяют налоговую базу по налогу на прибыль в порядке, установленном этой главой Кодекса.
Статьей 246 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что плательщиками налога на прибыль признаны российские организации без каких-либо исключений в отношении отдельных субъектов и вида деятельности.
Согласно статье 247 Налогового кодекса Российской Федерации объектом обложения налогом на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком.
При этом для российских организаций прибылью признаются полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, которые определяются в соответствии с главой 25 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 248 Налогового кодекса Российской Федерации в целях налогообложения прибыли к доходам относятся доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав и внереализационные доходы.
Статьей 250 Кодекса доходы от сдачи имущества в аренду (субаренду) отнесены к внереализационным доходам налогоплательщика.
В силу статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации организация, созданная органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления для осуществления управленческих, социально-культурных, научно-технических или иных функций некоммерческого характера, деятельность которой финансируется из соответствующего бюджета или бюджета государственного внебюджетного фонда на основе сметы доходов и расходов, является бюджетным учреждением.
В статье 321.1 Налогового кодекса Российской Федерации, определяющей особенности налогового учета в бюджетных учреждениях, под доходами от коммерческой деятельности указаны доходы бюджетных учреждений, полученные от юридических и физических лиц по операциям реализации товаров, работ, услуг, имущественных прав, и внереализационные доходы.
Пунктом 1 статьи 321.1 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрен порядок расчета базы, облагаемой налогом на прибыль, в отношении доходов от коммерческой деятельности и установлен запрет на направление суммы превышения доходов над расходами от данной деятельности до исчисления налога на прибыль на покрытие расходов, предусмотренных за счет выделенных по смете средств целевого финансирования.
Согласно подпункту 14 пункта 1 статьи 251 Кодекса при определении налоговой базы не учитываются доходы в виде имущества, полученного налогоплательщиком в рамках целевого финансирования.
К средствам целевого финансирования отнесено имущество, полученное налогоплательщиком и использованное им по назначению, определенному организацией (физическим лицом) - источником целевого финансирования, в том числе в виде средств бюджетов всех уровней, государственных внебюджетных фондов, выделяемых бюджетным учреждениям по смете доходов и расходов бюджетного учреждения.
Однако в силу пункта 4 статьи 41 и пункта 1 статьи 42 Бюджетного кодекса Российской Федерации доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в том числе от сдачи государственного имущества в аренду, включаются в состав доходов соответствующих бюджетов после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах.
Приведенные положения законодательства не позволяют квалифицировать денежные средства, полученные учреждением от осуществления приносящей доход деятельности, в качестве средств целевого финансирования, не учитываемых при определении базы, облагаемой налогом на прибыль.
При таких обстоятельствах кассационная жалоба налоговой инспекции обоснованна.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть указания суда кассационной инстанции, полно и всесторонне исследовать фактические обстоятельства дела, а также представленные доказательства и на основе правильного применения норм права вынести законное и обоснованное решение.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа постановил:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 13.03.2008 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.05.2008 по делу N А32-447/2008-13/10 отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Краснодарского края.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 17 июля 2008 г. N Ф08-4023/2008 "В силу пункта 4 статьи 41 и пункта 1 статьи 42 Бюджетного кодекса РФ доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в том числе от сдачи государственного имущества в аренду, включаются в состав доходов соответствующих бюджетов после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах"
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Кавказского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело