ООО "Вторая Гулькевичская автоколонна" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Инспекции Федеральной налоговой службы по Гулькевичскому району Краснодарского края (далее - налоговая инспекция) от 20.11.2007 N 691 о привлечении заявителя к административной ответственности по статье 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 29.02.2008, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.05.2008, требование заявителя удовлетворено. Судебный акт мотивирован тем, что факт административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, налоговой инспекцией не доказан.
Налоговая инспекция обратилась в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение и постановление апелляционной инстанции и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований общества. Заявитель считает, что вывод суда об отсутствии в действиях общества состава правонарушения не соответствует фактическим обстоятельствам дела.
В отзыве на кассационную жалобу общество просит отказать в удовлетворении жалобы.
В судебном заседании представитель налоговой инспекции поддержал доводы жалобы.
Изучив материалы дела, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, 30.10.2007 налоговая инспекция провела проверку деятельности общества, расположенного по адресу: г. Гулькевичи, ул. Советская, 34, по вопросу соблюдения порядка работы с денежной наличностью. В ходе проверки пришла к выводу о неоприходовании в кассу денежных средств в сумме 16 395 рублей 99 копеек; приходный кассовый ордер на данную сумму не выписан, сумма в кассовой книге не отражена. Нарушение зафиксировано в акте о проверке наличных денежных средств кассы от 30.10.2007 N 52, акте снятия остатков наличных денежных средств от 30.10.2007 и протоколе об административном правонарушении от 09.11.2007 N 691. По итогам рассмотрения материалов проверки налоговая инспекция вынесла постановление от 20.11.2007 N 691 о привлечении общества к административной ответственности по статье 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде 40 тыс. рублей штрафа.
Общество обратилось в суд с заявлением о признании незаконным и отмене указанного постановления.
При рассмотрении дела суд пришел к правомерному выводу об отсутствии в действиях общества состава вменяемого правонарушения.
Согласно части 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
В соответствии с частью 1 статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении подлежит выяснению наличие события административного правонарушения.
Статья 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях устанавливает административную ответственность за нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся в осуществлении расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров, неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности, несоблюдении порядка хранения свободных денежных средств, а равно в накоплении в кассе наличных денег сверх установленных лимитов.
В соответствии с пунктом 3 Порядка ведения кассовых операций, утвержденного решением Совета Директоров ЦБ России от 22.09.93 N 40, для осуществления расчетов наличными деньгами каждое предприятие должно иметь кассу и вести кассовую книгу по установленной форме. По смыслу пункта 1 указанного Порядка под предприятиями понимаются предприятия, объединения, организации и учреждения независимо от организационно-правовых форм и сферы деятельности.
Согласно пунктам 22, 23 Порядка ведения кассовых операций все поступления и выдача наличных денежных средств предприятия учитываются в кассовой книге.
Пункт 11 Методических рекомендаций по использованию данных учета выручки, полученных с применением контрольно-кассовых машин, утвержденных Письмом Центрального Банка Российской Федерации от 18.08.93 N 51, и пункт 6.1 Типовых правил эксплуатации контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением, утвержденных Письмом Министерства финансов Российской Федерации от 30.08.93 N 104, также устанавливают, что кассир обязан при закрытии предприятия или по прибытии инкассатора, если он по графику прибывает до закрытия предприятия, подготовить денежную выручку, составить кассовый отчет и сдать выручку вместе с кассовым отчетом по приходному ордеру старшему (главному) кассиру (в небольших предприятиях с одной - двумя кассами сдает деньги непосредственно инкассатору банка).
Из приведенных правовых норм следует, что организации в соответствии с Порядком ведения кассовых операций обязаны совершить определенные операции по оприходованию наличных денежных средств в день их поступления (оформить приходные кассовые ордера о поступивших наличных денежных средствах в кассу организации и внести в тот же день в кассовую книгу организации записи о поступивших денежных средствах). Неоприходование денежных средств в кассу организации в установленный нормативными актами срок (день их поступления) образует состав административного правонарушения по статье 15.1 Кодекса.
В материалах дела зафиксированы дата и время проведения проверки - 30.10.2007 в 14 часов 10 минут. Соответственно, вменяемый обществу факт неоприходования денежных средств в сумме 16 395 рублей 99 копеек обнаружен и зафиксирован в это же время, то есть до окончания рабочего дня.
Суд апелляционной инстанции обоснованно отметил, что для того, чтобы привлечь общество в спорной ситуации к ответственности по статье 15.1 Кодекса, налоговой инспекции необходимо доказать, что неоприходованные денежные средства поступили в кассу общества до 30.10.2007, или же то, что по окончании рабочего дня (30.10.2007) общество не оприходовало поступившие в этот день денежные средства.
Общество представило приходный кассовый ордер от 30.10.2007 N 302, свидетельствующий о принятии заявителем 16 400 рублей от Тимофеевой И.Н. (л. д. 61).
Таким образом, факт неоприходования денежных средств не доказан налоговым органом. Суд пришел к обоснованному выводу о неподтверждении материалами дела нарушения обществом законодательства о порядке работы с денежной наличностью. Доводы, изложенные в кассационной жалобе, фактически направлены на переоценку установленных арбитражным судом обстоятельств дела, что недопустимо в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Суд всесторонне, полно и объективно исследовал фактические обстоятельства и материалы дела, дал им надлежащую правовую оценку. Нормы права при рассмотрении дела применены судом правильно, нарушений процессуальных норм, влекущих отмену или изменение судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлено.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 29.02.2008 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.05.2008 по делу N А32-23930/2007-46/504-149АЖ оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 23 июля 2008 г. N Ф08-4107/08-1494А "Факт неоприходования денежных средств не доказан налоговым органом"
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Кавказского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело