Автотранспортное хозяйство Министерства внутренних дел Кабардино-Балкарской Республики обратилось в арбитражный суд с иском к открытому страховому акционерному обществу "Ресо-Гарантия" в лице Кабардино-Балкарского филиала о взыскании 223 865 рублей 50 копеек страхового возмещения и 2 500 рублей на проведение экспертизы (уточненные требования).
Решением от 04.02.2008, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 04.05.2008, с открытого страхового акционерного общества "Ресо-Гарантия" в лице Кабардино-Балкарского филиала (далее - страховое общество) в пользу Автотранспортного хозяйства Министерства внутренних дел Кабардино-Балкарской Республики (далее - транспортное хозяйство) взыскано 200 489 рублей 40 копеек страхового возмещения и 2 250 рублей расходов по проведению экспертизы. Судебные акты мотивированы тем, что автомобиль застрахован по договору добровольного страхования. Пункт 4.2.9 Правил страхования средств транспорта, утвержденных страховым обществом, содержащий положение об освобождении страховщика от выплаты страхового возмещения не подлежит применению в силу того, что транспортное хозяйство не имело возможности произвести государственную регистрацию принадлежащего ему транспортного средства в связи с непроведением в период с 21.02.2006 по 16.04.2006 Управлением государственной инспекции безопасности дорожного движения Кабардино-Балкарской Республике регистрации транспортных средств. Отсутствие у владельца застрахованного транспортного средства в момент совершения дорожно-транспортного происшествия талона государственного технического осмотра не является основанием для отказа в выплате страхового возмещения, поскольку он в соответствии с Федеральным законом от 25.04.2002 N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" не относится к числу необходимых документов, свидетельствующих о наступлении страхового случая.
В кассационной жалобе страховое общество просит отменить принятые по делу судебные акты полностью и прекратить производство по делу. В обоснование жалобы заявитель указывает, что дорожно-транспортное происшествие с участием автомобиля транспортного хозяйства произошло 09.06.2006, т.е. после окончания периода отсутствия в Управлении государственной инспекции безопасности дорожного движения Кабардино-Балкарской Республики регистрационных знаков. На момент аварии автомобиль эксплуатировался с транзитным знаком, выданным при его приобретении 28.12.2005. Ссылка суда апелляционной инстанции на Федеральный закон от 25.04.2002 N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" является неправомерной, поскольку он не регулирует отношения по договору добровольного страхования транспортных средств.
В судебном заседании представители страхового общества поддержали свои доводы.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы, выслушав представителей страхового общества, считает, что кассационная жалоба подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, транспортное средство ГАЗ-3102 с транзитным номером 52 КТ 9011, принадлежащее на праве хозяйственного ведения транспортному хозяйству, застраховано в страховом обществе от страховых рисков "риск хищение" и "риск ущерб", страховая сумма составляет по 297 400 рублей, что подтверждается полисом страхования средств автотранспорта "РЕСОавто" от 10.03.2006 N 1688524 (т. 1, л. д. 14 - 19).
9 июня 2006 года в 20 часов 10 минут на участке федеральной дороги "Баксан-Азау" произошло дорожно-транспортное происшествие, в результате которого автомобилю ГАЗ-3102 под управлением работника транспортного хозяйства Богданова С.А. причинен ущерб (т. 1, л. д. 8).
Постановлением от 10.06.2006 в возбуждении дела об административном правонарушении отказано в виду отсутствия состава правонарушения (т. 1, л. д. 9 - 13).
Транспортное хозяйство обратилось к страховому обществу с заявлением о выплате страхового возмещения. Однако письмом от 10.09.2006 N 1152/1152 страховое общество, руководствуясь пунктами 4.2 и 4.2.9 правил страхования автотранспорта, утвержденных генеральным директором страхового общества, отказало в выплате страхового возмещения (т. 1, л. д. 20), что послужило основанием для обращения транспортного хозяйства с настоящим иском в суд.
В силу пункта 1 статьи 929 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору имущественного страхования одна сторона (страховщик) обязуется за обусловленную договором плату (страховую премию) при наступлении предусмотренного в договоре события (страхового случая) возместить другой стороне (страхователю) причиненные вследствие этого события убытки в застрахованном имуществе либо убытки в связи с иными имущественными интересами страхователя (выплатить страховое возмещение) в пределах определенной договором страховой суммы. Статьей 930 Кодекса предусмотрено страхование риска утраты (гибели), недостачи или повреждения определенного имущества.
Согласно статье 943 Гражданского кодекса Российской Федерации условия, на которых заключается договор страхования, могут быть определены в стандартных правилах страхования соответствующего вида, принятых страховщиком. Указанные правила страхования являются неотъемлемой частью договора и должны соблюдаться сторонами.
В статье 964 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что страховщик освобождается от выплаты страхового возмещения и страховой суммы в случаях, предусмотренных законом, договором либо указанных в Кодексе.
В силу пункта 4 статьи 421 и подпункта 2 пункта 1 статьи 942 Гражданского кодекса Российской Федерации стороны договора страхования вправе определить, какие события в случае их наступления признаются страховым случаем.
Из представленных в материалы дела Правил страхования средств автотранспорта, утвержденных генеральным директором страхового общества 23.06.2004 (с изменениями от 11.05.2004) следует, что согласно пунктам 4.2 и 4.2.9 по всем рискам не являются страховыми случаями события, произошедшие в нарушение страхователем или лицом, допущенным к управлению застрахованным транспортным средством по договору транспортного страхования правил эксплуатации транспортных средств, в том числе: использование технически неисправного транспортного средства, транспортного средства не прошедшего технический осмотр в установленном законом порядке (т. 1, л. д. 84).
В страховом полисе от 10.03.2006 N 1688524 имеется ссылка на Правила страхования средств автотранспорта и подпись страхователя о том, что он их получил и с Правилами согласен, поэтому в силу статьи 943 Гражданского кодекса Российской Федерации условия страхования имущества обязательны для сторон.
Ссылка судов на отсутствие возможности произвести государственную регистрацию транспортного средства и пройти его технический осмотр, поскольку в период с 21.02.2006 по 16.04.2006 в Управлении государственной инспекции безопасности дорожного движения Кабардино-Балкарской Республики регистрация транспортных средств не осуществлялась (т. 1, л. д. 81), является несостоятельной ввиду следующего.
Согласно транзитному документу (т. 1, л. д. 16) регистрационный знак, выданный застрахованному автомобилю, действителен до января 2006 года.
В пункте 6 Правил проведения государственного технического осмотра транспортных средств государственной инспекцией безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденных приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации "Об организации и проведении государственного технического осмотра транспортных средств" от 15.03.1999 N 190 установлено, что лица, владеющие, пользующиеся и (или) распоряжающиеся транспортными средствами на праве собственности или ином законном основании (далее именуются - собственники (представители собственников), обязаны представлять транспортные средства на первый государственный технический осмотр в течение 30 суток после его государственной регистрации в Государственной инспекции, а впоследствии - в конкретные год и месяц, которые устанавливаются Государственной инспекцией в соответствии с периодичностью, предусмотренной пунктом 5 Правил, и с учетом местных особенностей (климатических условий, структуры парка транспортных средств, наличия подготовленного персонала, производственно-технической базы и др.).
Транспортное средство с момента страхования (10.03.2006) до дорожно-транспортного происшествия (09.06.2006) эксплуатировалось без надлежащей государственной регистрации в органах Государственной инспекции безопасности дорожного движения с транзитным знаком, который выдан 28.12.2005 при приобретении автомобиля. Дорожно-транспортное происшествие произошло 09.06.2006, т.е. после окончания периода (16.04.2006) отсутствия государственных регистрационных знаков. Страхователь не представил доказательств невозможности проведения технического осмотра транспортного средства в период с 17.04.2006 по 09.06.2006. Поскольку в договоре страхования автотранспортного средства от 10.03.2006 в качестве основания освобождения страховщика от выплаты страхового возмещения стороны предусмотрели использование транспортного средства, не прошедшего технический осмотр в установленном порядке, и материалами дела подтверждается совершение истцом действий, подпадающих под данное условие договора, выводы суда о наличии оснований для удовлетворения иска о возмещении ущерба за счет страховой компании не соответствуют законодательству и фактическим обстоятельствам дела.
Обоснован довод кассационной жалобы о недопустимости применения к сложившимся правоотношениям Федерального закона от 25.04.2002 N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств", так как из полиса страхования средства автотранспорта от 10.03.2006 N 1688524 следует, что между сторонами заключен договор добровольного страхования.
При таких обстоятельствах судебные акты подлежат отмене по основаниям части 1 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
С учетом изложенного и руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа постановил:
решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 04.02.2008 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.05.2008 по делу N А20-352/2007 отменить. В иске отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 16 июля 2008 г. N Ф08-3799/2008 "Поскольку в договоре страхования автотранспортного средства в качестве основания освобождения страховщика от выплаты страхового возмещения стороны предусмотрели использование транспортного средства, не прошедшего технический осмотр в установленном порядке, и материалами дела подтверждается совершение истцом действий, подпадающих под данное условие договора, выводы суда о наличии оснований для удовлетворения иска о возмещении ущерба за счет страховой компании не соответствуют законодательству и фактическим обстоятельствам дела"
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Кавказского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело