ЗАО "Лада-Геленджик-Транс" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с иском к администрации Темрюкского района (далее - администрация) о признании права собственности на гидротехническое сооружение (причал N 2) перегрузочного комплекса генеральных грузов открытого и крытого хранения: 1-ый пусковой комплекс, длина причала N 2 - 169, п. м, ширина - 90 п. м, расположенный по адресу: Краснодарский край, пос. Коса Чушка, порт Кавказ (уточненные требования).
Решением от 29.09.2005 иск удовлетворен. Судебный акт мотивирован тем, что спорный объект недвижимости является самовольной постройкой, однако возведен в соответствии со строительными нормами и правилами, не нарушает прав и охраняемых законом интересов муниципального образования Темрюкский район и других лиц, не создает угрозу жизни и здоровью граждан. Суд принял решение с учетом отсутствия возражений администрации против признания права на самовольную постройку и сохранения объекта недвижимости.
В апелляционном порядке решение суда не проверялось.
В кассационной жалобе Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Краснодарскому краю (далее - управление) просит отменить решение и в удовлетворении требований обществу отказать. Заявитель указывает, что согласно кадастровому плану земельный участок под спорным объектом недвижимости относится к землям транспорта. Пунктом 4 статьи 87 Земельного кодекса Российской Федерации и постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 указанный земельный участок отнесен к федеральной собственности. В связи с регистрацией права федеральной собственности на спорный участок (свидетельство серии 23-АА N 592450) администрация и управление заключили соглашение о переводе на Российскую Федерацию в лице управления прав и обязанностей по договору аренды спорного земельного участка от 18.11.2004 N 3000002511. По мнению заявителя, требование общества о признании права собственности на спорное строение предъявлено к лицу, не являвшемуся собственником земельного участка, на котором расположен объект. Суд не исследовал вопрос о наличии разрешения собственника спорного земельного участка на предоставление земли под возведенные объекты.
В отзыве на кассационную жалобу общество считает решение законным и обоснованным. Общество также указывает, что спорный земельный участок не является федеральной собственностью и при рассмотрении требования о признании права собственности на самовольную постройку - причал, привлечение управления не требовалось.
В судебном заседании представитель управления поддержал доводы кассационной жалобы, представитель истца - доводы отзыва на нее.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и выслушав представителей сторон, считает, что решение надлежит отменить.
Как следует из материалов дела, постановлением главы администрации Темрюкского района от 18.11.2004 N 4246 и в соответствии с договором аренды от 18.11.2004 N 3000002511 обществу предоставлен в аренду сроком на 10 лет земельный участок площадью 140 355 кв. м в порту "Кавказ" Темрюкского района (кадастровый номер 23:30:01 01 013:0013). На указанном земельном участке с 2001 по 2004 г. общество построило причал N 2. Строительство осуществлено на основании проектной документации, разработанной ТОО "Ригель" в 2001 г. в соответствии с договором от 24.10.1999 N 2-99 на выполнение проектных и изыскательских работ: пояснительная записка, рабочие чертежи, сметы.
Строительство осуществлено без получения соответствующего разрешения. Поэтому общество обратилось в суд с требованием о признании права собственности на самовольную постройку в порядке статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В силу пункта 3 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на самовольную постройку может быть признано судом за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, где осуществлена постройка и при условии, что эта постройка не нарушает прав и законных интересов других лиц (в частности собственника земельного участка), а также не создает угрозу жизни и здоровью граждан.
При рассмотрении дела суд первой инстанции исходил из того, что собственником земельного участка, расположенного под спорным объектом самовольного строительства, является администрация Темрюкского района, которая не имеет возражений относительно удовлетворения заявленных требований.
Этот вывод сделан без учета следующего.
В соответствии с пунктом 4 статьи 87 Земельного кодекса Российской Федерации земли промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, космического обеспечения, энергетики, обороны и иного назначения, занятые федеральным транспортом, путями сообщения, являются федеральной собственностью.
Согласно статье 90 Земельного кодекса Российской Федерации землями транспорта признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов автомобильного, морского, внутреннего водного, железнодорожного, воздушного и иных видов транспорта и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным Земельным кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Как следует из договора аренды от 18.11.2004 N 4246, заключенного с обществом, и кадастрового плана N 02-30/04-03-4591 (л. д. 55 - 62) земельный участок отнесен к категории земель промышленности, транспорта, связи, радиовещания и иного назначения и расположен на территории морского порта "Кавказ". Из договора аренды и постановления главы Темрюкского района от 18.11.2004 N 4246 видно, что земельный участок предоставлен для эксплуатации перегрузочного комплекса генеральных грузов открытого и крытого хранения (л. д. 56).
Таким образом, спорный земельный участок используется и предназначен для обеспечения деятельности порта "Кавказ" и в силу названных норм является объектом федеральной собственности.
Довод истца о том, что спорный земельный участок не относится к объектам федеральной собственности, не может быть принят во внимание, поскольку не соответствует названным нормам права в их системном толковании.
Ссылка истца на то, что органы местного самоуправления в силу постановления Правительства Российской Федерации от 07.08.2002 N 576 "О порядке распоряжения земельными участками, находящимися в государственной собственности, до разграничения государственной собственности на землю" имели право распоряжения земельными участками, находящимися в государственной собственности, также не принимается, поскольку такое право им было предоставлено до разграничения государственной собственности на землю. Кроме того, признание права собственности на самовольно возведенный объект недвижимости предполагает исследование вопроса о том, не нарушены ли самовольной постройкой права и законные интересы других лиц (в том числе собственника). Установление этого обстоятельства исключает признание права собственности на самовольную постройку.
Поскольку при рассмотрении спора суд не обсудил вопрос о привлечении Российской Федерации в лице уполномоченного органа к участию в деле, о наличии или отсутствии нарушения прав и законных интересов собственника самовольно возведенным объектом недвижимости, решение подлежит отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в тот же суд.
Руководствуясь статьями 274, 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа постановил:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 29.09.2005 по делу N А32-19485/2005-31/435 отменить, направить дело на новое рассмотрение в тот же суд.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 22 июля 2008 г. N Ф08-3864/2008 "Земли, используемые или предназначенные для обеспечения деятельности морского порта, являются объектами федеральной собственности в силу статей 87, 90 Земельного кодекса РФ"
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Кавказского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело