Муниципальное учреждение здравоохранения "Городская поликлиника N 1 г. Ставрополя" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными предписания Ставропольского краевого фонда обязательного медицинского страхования от 27.12.2007 N 1594ф и N 1595ф об устранении нарушений, выявленных в ходе проверки выполнения мероприятий по реализации национального проекта "Здоровье".
В соответствии со статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации муниципальное учреждение здравоохранения "Городская поликлиника N 1 г. Ставрополя" (далее - поликлиника) отказалось от требования в части признания недействительным предписания Ставропольского краевого фонда обязательного медицинского страхования (далее - страховой фонд) от 27.12.2007 N 1594ф.
Решением от 24.03.2008 (с учетом определения об исправлении опечатки от 25.04.2008) в удовлетворении требования о признании недействительным предписания медицинского фонда от 27.12.2007 N 1595ф отказано, в остальной части производство по делу прекращено. Судебный акт мотивирован тем, что в соответствии с действующим на момент возникновения правоотношений законодательством выплата поликлиникой отпускных за счет средств субвенций, выделенных в рамках национального проекта "Здоровье", не соответствовало условиям получения указанных средств, определенных правовыми основаниями их получения. Отказ от требования в части признания недействительным предписания медицинского фонда от 27.12.2007 N 1594ф не противоречит закону и не нарушает прав других лиц.
В апелляционном порядке дело не рассматривалось.
Не согласившись с принятым решением суда первой инстанции, поликлиника обжаловала его в кассационном порядке. В жалобе заявитель просит отменить решение от 24.03.2008, заявленные требования удовлетворить. Заявитель полагает, что по смыслу пункта 5 правил предоставления в 2006 году субвенций из бюджета федерального фонда обязательного медицинского страхования на финансирование выполнения учреждениями здравоохранения муниципальных образований, оказывающими первичную медико-санитарную помощь (а при их отсутствии - соответствующими учреждениями здравоохранения субъекта Российской Федерации), государственного задания по оказанию дополнительной медицинской помощи, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2005 N 851 (далее - Правила N 851), оплата учреждением за счет средств субвенций дополнительных расходов, связанных с увеличением размера среднего заработка медицинского работника при оплате отпусков за счет включения в его расчет ежемесячных выплат участковым врачам и медицинским сестрам, не является нецелевым использованием субвенций. Кроме того, судом неверно применена статья 289 Бюджетного кодекса Российской Федерации, поскольку выделенные средства пошли на выполнение государственного задания по оказанию дополнительной медицинской помощи и на соответствующую подстатью расходов бюджетной классификации 211 "Заработная плата" Федерального закона от 05.08.1996 N 115-ФЗ "О бюджетной классификации Российской Федерации".
В отзыве на кассационную жалобу Ставропольский краевой фонд обязательного медицинского страхования просит оставить в силе решение суда.
В судебном заседании стороны поддержали свои доводы.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы и отзывов на нее, выслушав представителей сторон, считает, что решение суда первой инстанции надлежит оставить без изменения по следующим основаниям.
Как установил суд и видно из материалов дела, страховой фонд провел проверку использования субвенций, выделенных в 2006 - 2007 годах из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования на выполнение государственного задания по оказанию дополнительной медицинской помощи, результат которой оформлен актом от 10.12.2007 N 91-НП. Согласно пункту 1.3 указанного акта суммы дополнительных выплат, подлежащих возврату страховому фонду, муниципальное учреждение использовало на выплату отпускных медицинским работникам, оказывающим первичную медицинскую помощь. Всего выплачено отпускных за счет дополнительных средств с учетом взимаемых налогов на сумму 1 785 262 рублей 74 копейки, в том числе в 2006 году - 780 277 рублей 59 копеек, в 2007 году - 1 004 985 рублей 15 копеек (т. 1, л. д. 126 - 133).
По итогам проверки руководитель краевого фонда вынес в адрес муниципального учреждения предписания об устранении выявленных нарушений от 27.12.2007 N 07/1595ф - 780 277 рублей 59 копеек в 2006 году и N 07/1594ф - 1 004 985 рублей 15 копеек в 2007 году, согласно которым средства фонда, предназначенные для осуществления денежных выплат медицинским работникам, указанным в пунктах 1 Правил N 851 и Правил предоставления в 2007 году субвенций из бюджета федерального фонда обязательного медицинского страхования на финансирование выполнения учреждениями здравоохранения муниципальных образований, оказывающими первичную медико-санитарную помощь (а при их отсутствии - соответствующими учреждениями здравоохранения субъекта Российской Федерации), государственного задания по оказанию дополнительной медицинской помощи, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28.12.2006 N 825 (далее - Правила N 825), надлежит восстановить за счет других источников в срок до 10.01.2008 путем их перечисления на расчетный счет страхового фонда (т. 1, л. д. 139, 140).
Не согласившись с предписаниями страхового фонда, поликлиника обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании их недействительными.
Суд первой инстанции правомерно на основании пункта 2 статьи 49 и пункта 4 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации прекратил производство в части признания недействительным предписания от 27.12.2007 N 07/1594ф, поскольку до принятия судебного акта, поликлиника отказалась от указанного требования, в виду признания его недействительным с 15.02.2008.
В части отказа в удовлетворении требований о признании недействительным предписания от 27.12.2007 N 1595ф, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о нецелевом использовании поликлиникой денежных средств.
Постановлениями Правительства Российской Федерации от 30.12.2005 N 851 и от 26.12.2006 N 825 утверждены Правила предоставления в 2006 - 2007 годах субвенций из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования территориальным фондам обязательного медицинского страхования на финансирование выполнения учреждениями здравоохранения муниципальных образований, оказывающими первичную медико-санитарную помощь (а при их отсутствии - соответствующими учреждениями здравоохранения субъекта Российской Федерации), государственного задания по оказанию дополнительной медицинской помощи.
Пунктом 1 указанных Правил определено, что они устанавливают порядок финансового обеспечения расходов, осуществляемых за счет средств бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования, на выполнение учреждениями здравоохранения муниципальных образований, оказывающими первичную медико-санитарную помощь (а при их отсутствии - соответствующими учреждениями здравоохранения субъекта Российской Федерации) (далее - учреждения здравоохранения), государственного задания по оказанию дополнительной медицинской помощи в соответствии с Программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2006 и 2007 год врачами-терапевтами участковыми, врачами-педиатрами участковыми, врачами общей практики (семейными врачами), медицинскими сестрами участковыми врачей-терапевтов участковых, медицинскими сестрами участковыми врачей-педиатров участковых, медицинскими сестрами врачей общей практики (семейных врачей) (далее - медицинские работники).
Согласно пункту 2 Правил Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в установленном порядке предоставляет субвенции территориальным фондам обязательного медицинского страхования в объеме средств, предусмотренных Федеральными законами "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2006 год" и "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2007 год" на финансирование государственного задания по оказанию дополнительной медицинской помощи (далее - субвенции).
Между тем, пунктом 3 Правил N 851 о предоставлении субвенций в 2006 году определено, что средства, передаваемые в виде субвенций территориальному фонду обязательного медицинского страхования, направляются на осуществление денежных выплат медицинским работникам, указанным в пункте 1 настоящих Правил. Денежные выплаты устанавливаются в размере 10000 рублей в месяц для врача-терапевта участкового, врача-педиатра участкового, врача общей практики (семейного врача) и 5000 рублей в месяц для медицинской сестры участковой врача-терапевта участкового, медицинской сестры участковой врача-педиатра участкового, медицинской сестры врача общей практики (семейного врача). В районах и местностях, в которых решениями органов государственной власти СССР или федеральных органов государственной власти установлены коэффициенты за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, высокогорных, пустынных, безводных и других районах (местностях) с тяжелыми климатическими условиями, указанные денежные выплаты осуществляются с применением соответствующих коэффициентов. Указанные денежные выплаты не учитываются при исчислении надбавок и доплат, установленных соответствующими законами и иными нормативными правовыми актами. Средства, передаваемые в виде субвенций территориальному фонду обязательного медицинского страхования на финансовое обеспечение государственного задания, включают средства на указанные денежные выплаты с учетом коэффициентов, а также средства на уплату единого социального налога, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Данный нормативный акт принят в соответствии с Федеральным законом "О бюджете федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2006 год", предусматривающим вышеуказанный строго ограниченный объем средств, направляемых в виде субвенций территориальному фонду обязательного медицинского страхования на финансовое обеспечение государственного задания.
В соответствии со статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для признания ненормативного акта недействительным являются не соответствие его закону или иному нормативно правовому акту и нарушение прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из приведенных нормативных актов не следует, что субвенции выделялись с учетом предоставления медицинским работникам гарантий, установленных трудовым законодательством, так как не предусматривали дополнительного источника выплаты денежных средств, связанных с увеличением размера среднего заработка медицинского работника при оплате ежегодного отпуска (за счет включения в его расчет ежемесячных выплат участковым врачам и медицинским сестрам). По смыслу указанного постановления установленная в нем доплата - это дополнительная денежная выплата медицинским работникам за выполнение государственного задания по оказанию дополнительной медицинской помощи в твердо фиксированном размере, в силу чего не должна учитываться при исчислении средней заработной платы при выплате отпускных.
Изменение в последующем подхода к объему финансирования субвенций произошло на основании Федерального закона от 23.11.2007 "О внесении изменений в Федеральный закон "О бюджете федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2007 год", в соответствии с которым финансовое обеспечение указанного государственного задания должно осуществляться с учетом предоставления медицинским работникам гарантий, установленных статьей 114, частью 4 статьи 139, статьями 167, 183 и 187 Трудового кодекса Российской Федерации. В силу статьи 6 Федерального закона "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального собрания" федеральные законы вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении 10 дней после истечения их официального опубликования, если самими законами или актами палат не установлен другой порядок вступления их в силу. Из названного федерального Закона от 23.11.2007 следует, что он не имеет обратной силы и не распространяется на отношения, возникшие до его принятия.
В связи с этим Правила, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 28.12.2006 N 825, в отличие от Правил N 851, предусмотрели объем финансового обеспечения государственного задания с учетом льгот, предоставленных трудовым законодательством.
Судом отклоняется довод кассационной жалобы о том, что в Методике распределения в 2006 году субвенций из фонда компенсаций федерального фонда обязательного медицинского страхования между субъектами Российской Федерации на финансирование выполнения учреждениями здравоохранения муниципальных образований, оказывающих первичную медико-санитарную помощь (а при их отсутствии - соответствующими учреждениями здравоохранения субъекта Российской Федерации), государственного задания по оказанию дополнительной медицинской помощи, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2005 N 851 в фонде компенсаций предусмотрели средства для реализации повышенных обязательств для выплаты среднего заработка в случае нахождения работника в отпуске. Из указанного нормативного акта следует, что в формуле размера субвенции предусмотрены только дополнительные средства на начисление единого социального налога, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
В соответствии со статьей 289 Бюджетного кодекса РФ в качестве нецелевого использования бюджетных средств расценивается направление и использование их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения.
С учетом изложенного и руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа постановил:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 24.03.2008 по делу N А63-513/2008-С6 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 14 июля 2008 г. N Ф08-3795/2008 "Федеральный закон "О бюджете федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2006 год" предусматривал строго ограниченный объем средств, направляемых в виде субвенций территориальному фонду обязательного медицинского страхования на финансовое обеспечение государственного задания по оказанию дополнительной медицинской помощи, поэтому дополнительно израсходованные средства следует считать нецелевым использованием бюджетных средств"
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Кавказского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело